Конспект логопедического занятия «Весёлое путешествие»
Документы для скачивания
Конспект интегрированного занятия «Весёлое путешествие» Цель: содействовать стремлению детей к преодолению нарушений в речи и двигательной сфере, субъективно- ценностному отношению к своему здоровью. Задачи Познавательные: - уточнять и обобщать знания детей о транспорте, правилах дорожного движения; - закреплять знания о видах транспорта, названиях транспортных средств, действиях, которые они совершают. Коррекционно- развивающие: - расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»; - совершенствовать навыки словообразования и словоизменения; - развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание; - развивать фонематическое восприятие; - развивать общую и мелкую моторику; - учить согласовывать речь с движениями; - развивать логическое мышление, внимание, память, воображение. Воспитательные: - воспитывать чувство ответственности на дороге; - сопереживание к жителям волшебной страны; - формировать умения решать проблемные ситуации, работать и играть в коллективе. Оборудование: картинки с видами т ранспорта, мяч, дидактические карточки «Дорожные знаки», разноцветные кольца, детали мягкого модуля таких же цветов, макет светофора, аудиопособия. Вводная беседа Логопед. Здравствуйте, дети! Сначала пожелаем друг другу здоровья, поздороваемся. Дети берутся за руки и пропевают слово «здравствуй! »: первый слог низко, одновременно подняв руки, второй высоко – опустив руки. Сегодня мы отправляемся в далёкую волшебную страну Транспортландию, где живут разные виды транспорта. Какие вы знаете виды наземного транспорта? А что относится к подземному транспорту? Какой водный транспорт вы знаете? К какому виду транспорта относятся самолёт, вертолёт? В Транспортландии злой волшебник Светлоглаз спрятал главного регулировщика движения – светофор, поэтому все виды транспорта в волшебной стране поссорились: каждый хочет быть первым и не хочет уступать. Инструктор по физкультуре. Да, всему транспорту и светофору нужна помощь. Мы знаем дорогу, но одним нам не справится с трудностями, которые ждут в пути. Помогите нам. Путь не близкий, поэтому будем путешествовать на разных видах транспорта. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь с песней! Разминка: ритмический танец. Инструктор по физкультуре. Внимание! Остановка в Транспортландии! Пальчиковая гимнастика: упражнение «Метро» Логопед. Перед нами дом, буква М на нём. Что это за дом? ( Здесь метро. ) Наш путь продолжим мы в метро. Дети выпрямляют указательные пальцы, кончики больших соединяют, остальные поджимают. Мы дверь откроем и войдём. Ладони складывают лодочкой, пальцы прижимают друг к другу; ладони то раскрывают, то соединяют. В метро турникет, прохода нет. Поворачивают ладони на себя, пальцы переплетают, выпрямляют и направляют на себя. Нам нужно сунуть в щель билет. Выпрямляют ладони, сжимают пальцы, потирают ладонями( горизонтально полу) . Волшебная лестница едет вниз. Двигают волнообразно руками сверху вниз. Ты за перила сам держись. Прижимают ладони друг к другу, кладут пальцы одной руки на тыльную сторону другой. Идут к платформе поезда. Выпрямляют ладони, сжимают пальцы, водят руками над полом вперёд- назад, то сгибая, то выпрямляя локти. За маму там держись всегда! Обхватывают ладонью одной руки кисть другой и сжимают её. Логопед. Остановка. Выходим из метро и подходим к стене, где размещены картинки. Какой транспорт вы здесь видите? ( Лодка, трамвай, грузовик. ) Давайте присядем и покажем, какой транспорт есть в волшебной стране. Артикуляционная гимнастика «Лодочка». Рот открыть. Язык высунуть «лодочкой»( «желобком») , держать неподвижно. Губы широко раскрыть( «оскал») , затем коснуться ими «желобка». «Трамвай». Рот открыть. Губы растянуть в улыбке. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам, спинку языка прогнуть вниз, кончик держать свободно. Языком двигать вперёд- назад, боковыми краями языка скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не натягивались на зубы. «Грузовик высыпает груз». Рот открыть, улыбнуться. Боковые края языка упереть в боковые верхние зубы. Поднимать и опускать широкий кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны за зубами. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны. Развитие речевого дыхания и голоса «Прокололась шина у машины». Произносить длительно ш- ш- ш «Накачаем шину»( «Насос») . Произносить длительно с- с- с. Игра «Узнай слово» Выносятся картинки для игры: лодка, трамвай, грузовик, автобус, корабль, самолёт, мотоцикл, поезд. Логопед. Ребята, злой волшебник Светоглаз заколдовал транспорт, и он теперь не может передвигаться по стране. Только вы сможете помочь, если узнаете слова по первому и последнему звукам в названии. Дети называют слово и показывают картинку. Упражнение на координацию речи с движениями «Едем, едем на машине…» Инструктор по физкультуре. Дальше мы поедем на машинах в поисках светофора. Вместе со мной повторяйте слова и показывайте движения. Едем, едем на машине. Дети имитируют движение рулём. Нажимаем на педаль. Сгибают ногу, вытягивают. Скорости переключаем. Поворачивают «рычаг» рукой к себе, от себя. Смотрим пристально мы вдаль. Приставляют ладонь ко лбу. «Дворники» счищают капли. Сгибают руки перед собой, ладони раскрывают. Вправо- влево. Чистота! Наклоняют руки вправо, влево. Волосы ерошит ветер. Шевелят над головой пальцами. Мы – шофёры хоть куда! Поднимают вверх большой палец руки. Игра «Дорожные знаки» Детям раздают карточки с изображением дорожных знаков. Логопед называет дорожный знак, ребёнок показывает его всем, описывает и определяет значение знака. Дорожные знаки: Предписывающие – «Пешеходная дорожка», «Движение прямо или направо»; Запрещающие – «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещён»; Предупреждающие – «Дорожные работы», «Дети». Подвижные и малоподвижные игры, развитие пространственной ориентировки Инструктор по физкультуре. Представьте, что вокруг туман( Логопед выключает свет. ) Вы нигде не видите разноцветные глаза светофора? Для быстрого рассеивания тумана, будем ездить по дорогам на цветных автомобилях. Только вам, как водителям, нужно быть очень внимательными на дороге. Подвижная игра «Цветные автомобили» Дети( «автомобили») получают разноцветные кольца( «рули») и распределяются по «гаражам»( мягкий модуль такого же цвета, как кольца у детей) . Играющие строятся по росту( возле модуля) и под музыку начинают двигаться по залу, подражают езде автомобиля, гудят. Когда музыка перестаёт звучать, «автомобили » должны вернуться на своё место в «гараж». Кто быстрее построится, тот и победитель. Игра повторяется три раза. Инструктор по физкультуре. Ребята, пока вы ездили, туман немного рассеялся. ( Логопед включает свет. ) Посмотрите, впереди виднеется гора( детали мягкого модуля) . А кто же на горе нам подмигивает разноцветными глазами? ( светофор) Правильно! Злой волшебник Светлоглаз хотел спрятать светофор навсегда. Но вы хорошо двигались, многое узнали о транспорте, познакомились с правилами дорожного движения, поэтому злые волшебные силы иссякли. Теперь волшебнику не победить вас! Вы отыскали светофор! Логопед. Давайте поиграем с главным регулировщиком движения – светофором. Сначала вспомним его сигналы. Игра малой подвижности «Светофор» Дети стоят лицом к светофору. Если свет зажёгся красный – значит двигаться…( опасно) . Свет зелёный говорит: «Проходите, путь…( открыт) ». Жёлтый свет – предупреждение: жди сигнала для…( движенья) . Логопед. Когда зажигается красный свет, стойте неподвижно, зелёный – шагаете на месте, жёлтый – хлопайте в ладоши. Тот, кто перепутает сигнал, делает шаг назад. Когда педагог показывает сигналы светофора, дети выполняют движения. Релаксация Логопед. Светофор нашли, друзья, сейчас и отдохнуть пора. Реснички опускаются, Глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, Сном волшебным засыпаем. Дети расслабляются под звучание «Колыбельной». Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали. Хорошо нам отдыхать, Но пора уже вставать. Улыбнуться, потянуться И на ножки встать. Итог занятия – оценка работы детей Л огопед. Сон был волшебным. Мы с вами очутились в детском саду. Где вы сегодня путешествовали? Как помогли всем видам транспорта в волшебной стране помириться? Ребята, на каком транспорте вам понравилось путешествовать? Куда вы бы хотели отправиться в следующий раз? Инструктор по физкультуре. Мне понравилось, что вы сегодня были умными, внимательными, добрыми, смелыми, даже не испугались злого волшебника. Жители Транспортландии вам очень благодарны. Путешествие закончилос ь, теперь вы много знаете о транспорте.