a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

доклад на родительское собрание "Музыкотерапия - это лекарство..." .

Опубликовано: 2015-12-17 14:06:31

Документы для скачивания

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4. Уменьшение необходимости применения других лечебных методик. В одном из древнейших текстов, в клинописной грамоте из шумерского города Ниппура, говорится: «. . . Я открою тебе сокровенное слово И тайну здоровья тебе расскажу. . . Прикасаясь к дорогому, Руки в музыке искупай. » Когда- то, ещё в детстве, я мечтала стать врачом. А затем в музыкальной школе, у меня появились замечательные педагоги, настоящие музыканты. Поэтому я окончила не мединститут. Имея очень маленький стаж в детском саду, я начала понимать, почему мне интересно работать. Воспитывая и развивая детей, для меня оказалось главным – это нести людям радость. И вот, спустя много лет, ко мне попала книга авторов Слепнёвых, « Руки в музыке искупай ». И тогда я поняла, что, не являясь врачом, я могу лечить не только человеческие души, но и помогать в исцелении от недугов. Музыка, не имеет ни с какой другой наукой таких исторических и глубинных взаимоотношений, как с восстановительной медициной. В наше время я все чаще слышу вопросы: « Нужно ли в наш век компьютерных технологий заниматься музыкой? Зачем тратить такое дорогое и скоротечное время на музыку? » И если ответить: « Чтобы дети были эстетически развиты, имели хороший художественный вкус и музыкальный слух », - многих взрослых такой ответ не устроит. Современным родителям эти качества не кажутся важными и необходимыми. Это в 19 веке дворяне могли позволить себе заниматься искусством для удовлетворения своих высоких эстетических потребностей и вкусов. В 21 веке другие приоритеты. Современные звуки музыки уже не те, что были раньше.   И в большой степени их прослушивание отрицательно сказывается на нашем поведении, восприятии мира и самом главном – здоровье. Но, конечно же, существует и такая музыка, которая благотворно воздействует на организм. И поэтому я решила подробнее узнать об её позитивных сторонах и раскрыть эту, столь важную тему. Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Так, в Древнем Египте с помощью пения хора избавляли от бессонницы, в Древней Греции звуками трубы исцеляли от радикулита и расстройств нервной системы. Знаменитый Пифагор, создавший теорию о музыкально- числовом строении Космоса, с успехом использовал сочиненные им мелодии для лечения" болезней души" . Эффективность музыкотерапии обусловливается не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и, как доказывают последние исследования, биорезонансной сочетаемостью музыкальных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. В конце прошлого века русский физиолог И. Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с человеком. К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести и лечение звуками природы. Всем известно, сколь они полезны, особенно для детей нашего города, у которых общение с природой минимально из- за суровых климатических условий. Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов свидетельствует, что на некоторых людей она влияет даже острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; может усыплять и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, развязывать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Те современные ритмы, которые, как горный обвал, обрушиваются на человека, подавляют нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. Достоинствами музыкотерапии являются: 1.   Абсолютная безвредность;   2.   Легкость и простота применения;   3.   Возможность контроля;   4.   Уменьшение необходимости применения других лечебных методик. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние, помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Работу по оздоровлению на музыкальных занятиях я начинаю с входа в зал, подбирая музыку и создавая настроение ребёнку с самого начала. Это важно! И, конечно, играя! Играя, выполняем самомассаж, не потому, что « надо » и полезно », а потому, что это детям нравится. Оказывается, надо как можно чаще гладить себя по голове, говоря при этом: « Я хороший! », « Какая я умница! »- это снимает стресс, эмоциональную возбудимость. Не зря английская пословица гласит: « Если кошку не гладить, у неё высохнет спинной мозг ». Ещё интереснее для детей массаж, который выполняется на специально подобранные стихотворные тексты. Природа одарила детей с раннего возраста замечательной способностью – подражанием. Именно на это свойство я опираюсь на первоначальном этапе обучения. Подражая, ребёнок осваивает разнообразные виды движений и постепенно начинает их использовать в самостоятельной деятельности. Когда дети выполняют массаж спины друг другу, то обмениваются тактильными посланиями. Это своеобразная форма невербального общения. А если детям дать установку помощи недомогающему ребёнку, и ещё сопроводить музыкой, то такой массаж спины носит эффект « живых » горчичников и создаёт больному ребёнку своеобразный иммунитет, за счёт энергии позитивного и сильного эмоционального порыва. Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств( тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. ) Я её осуществляю в форме групповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе. Образные упражнения под звучащую музыку понятны и доступны для детей любого возраста. Ребёнок естественно преображается в движении, ему не надо объяснять, как расслабить те или иные мышцы, так как образная память сама воспроизводит те или иные черты. Недаром любой человек, испытывающий боль, на какое- то время сжимается в комочек, что способствует оптимальному прохождению и распределению энергетитических потоков внутри тела. Используя на своих занятиях элементы психогимнастики, обучаю детей азбуке выражения эмоций. Прослушав музыку, дети самостоятельно « выбирают » то выражение лица( весело, грустно, удивленно, сердито и т. д. ) , которое соответствует эмоциональному характеру произведения; затем движениями, мимикой, жестами могут передать настроение музыки. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Музыкальные руководители в своей работе постоянно используют круговые танцы и хороводы, но в большинстве своём не знают, что эти танцы лечебные! А ведь недаром в древних культурах мира круг господствовал; все народные танцы строились на основе круга, хоровода. Оказывается КРУГ – самая комфортная пространственная форма психологических контактов. К тому же круговые танцы и хороводы позволяют снять напряжение, создают возможность для самовыражения каждого ребёнка. Коммуникативные танцы и игры – один из видов круговых танцев, дошедших до нас из танцевального опыта прошлого, являются психотерапевтическим средством реабилитации личности. Их полезно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития. Оздоровительную работу продолжаю в разделе « Пение ». Перед тем, как начать петь, мы с детьми выполняем массаж лица. Ушных раковин, активизируя тем самым не только биологические активные точки кожи, но и разогреваем голосовые связки. Такой массаж приносит пользу вдвойне, и детям доставляет большое удовольствие, возможность поиграть, пофантазировать. Следующим этапом подготовки детского голосового аппарата к пению является – распевание голоса. У нас на занятии оно строится на биозвукотерапии – пропевании гласных( А, О, У, Е, И) – это тоже лечение! Пропевать каждый звук можно как протяжно, так и протяжно выкрикивая, где каждый звук воздействует на определённый орган. Систематически вводя элементы логоритмики, в своей работе мы убедились, что синтез слова, музыки и движения помогают воспитывать в детях активность. Уверенность в себе, своих силах. Чередование различных средств логоритмики требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности. Всё это совершенствует умственные процессы ребёнка. Песни, речевые упражнения, пальчиковые игры, проговаривание стихов с движением и под музыку улучшили качественный уровень ритмического чувства. Для нас – это побудительная причина продолжать и совершенствовать работу в этом направлении. У многих детей заметна динамика в развитии голоса, дыхания и артикуляции, слухового внимания и зрительной ориентировки. Сложившаяся система работы в результате опытно- экспериментальной деятельности по использованию музыкотерапии и оздоровлению детей нетрадиционными методами в процессе музыкальной деятельности, показал свою привлекательность и необходимость – это доступность содержания заданий и освоения материала детьми с различными способностями; а также гибкость и универсальность такой системы работы, способствующей укреплению физического и психического здоровья, гармоничному развитию тела и духа. С уверенностью могу сказать, что чем раньше мы, педагоги, дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, любви, внимания и бережного отношения друг к другу и к себе, тем гармоничнее, естественнее и успешнее будет дальнейшее развитие ребёнка, становление его личности. Учу детей любить прекрасное искусство, Стремясь в сердцах у них посеять благодать. Стучусь в их души, пробуждаю чувства, Всегда готова петь для них, Шопена поиграть. И каждый раз, идя домой с работы, Я думаю о том, что сквозь года Поможет им моя забота, Взойдут плоды совместного труда. Всего семь нот, а сколько прекрасных композиций и музыкальных шедевров подчинились простым правилам нотной грамоты! При умелом подходе музыкотерапия в   развитии ребенка   может стать одним из основных воспитательных и развивающих средств. Создание доброжелательной радостной атмосферы сопереживания.

Коментарии
Светлана написано 2021-02-10 15:28:55
Если можно пожалуйста посмотреть материал ...
Ответить

Оставить комментарий: