a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Турлаевой С.Н.

Опубликовано: 2015-12-18 14:05:51

Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Турлаевой С. Н. Тема инновационного опыта Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников. 1. Актуальность и перспективность опыта( степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) Дети по природе своей- исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать- значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности пронизывает все сферы ребенка. Система работы по детскому экспериментированию весьма интересна. Ее актуальность обусловлена как недостаточной теоретической разработанностью темы, требующей подхода с позиций различных субъектов образовательного процесса, так и Концепцией модернизации российского образования, предъявляющей требования по «обеспечению современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства». В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» 2. Концептуальность( своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка». Результаты современных психологических и педагогических исследований показывают, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось ранее. Так, оказалось, что дети могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно- образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. 3. Наличие теоретической базы опыта В своей работе я использую программу О. В. Дыбиной «Ребенок и окружающий мир», Дыбиной О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в средней группе детского сада» Дыбиной О. В. , «Ознакомление с предметным и социальным окружением»,  «Система работы в старшей группе детского сада» Дыбиной О. В. , «Ознакомление с предметным и социальным окружением», «Система работы в подготовительной группе детского сада», Дыбиной О. В. «Неизведанное рядом», А. И. Савенков «Маленький исследователь: развитие познавательных способностей», Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность», И. Э. Куликовская «Детское экспериментирование», Е. А. Мартынова «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет». 4. Ведущая педагогическая идея Основной формой  детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу как на занятиях, так и в совместной деятельности  с детьми в режимных моментах. Воспитанники с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, ставлю проблему:  слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов- песчинок, этим объясняется свойство сухого песка- сыпучесть. По теме: " Волшебница Вода" проводили  опыты: " Наливаем – выливаем" , " Снежинка на ладошке" , " Превращение воды в лёд" и др.  В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем- то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное- они всё проделывают сами. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умения находить пути решения проблемных ситуаций. 5. Оптимальность и эффективность средств Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, происходит стимулирование речи ребенка. Следствием экспериментальной деятельности является не просто ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. В процессе экспериментирования дети учатся: - выделять и видеть проблему; - принимать и ставить цели; - решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент; - высказывать суждения, делать выводы и умозаключения; - фиксировать этапы действий. Если лишить ребенка возможности экспериментирования, постоянно ограничивать самостоятельную деятельность в дошкольном возрасте, то это приведет к серьезным психическим нарушениям, которые сохранятся на всю жизнь, негативно скажутся на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучатся в дальнейшем. 6. Результативность опыта. Мной разработано методическое пособие «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников».  Ее актуальность обусловлена как недостаточной теоретической разработанностью темы, требующей подхода с позицией различных субъектов образовательного процесса, так и Концепцией модернизации российского образования. Детское экспериментирование, отличаясь специфическими характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка. Таким образом, детское экспериментирование строится самим ребенком, а не задается взрослым, и направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления, внимания, памяти, экспериментирования. Своим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях воспитателей ДОУ. Выступила с докладом «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности» на научно – практической конференции. 7. Возможность тираживания Методическое пособие «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» содержит практические материалы по экспериментальной деятельности занимательные и игровые опыты, конспекты познавательных занятий, развлечений, КВН, диагностических карт для работы с детьми 3 – 7 лет. В их содержание включеныигры – эксперименты направленные на развитие поисково – познавательной деятельности дошкольников. Объем и сложность материала индивидуальны для каждой возрастной группы. Данное пособие рекомендовано МКУ ЦИМТО « Ельниковского муниципального района» для работы в дошкольных учреждениях. Один экземпляр методического пособияотправлен на конкурс «Радуга открытий». В социальной сети работников образования http: / / nsportal. ru/ turlaeva- svetlana- nikolaevna  опубликовала статью «Предметно- р азвивающая среда для экспериментирования» 8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми. Календарные планы, разработки занятий, план работы с родителями, план самообразования, набор опытов и экспериментов по теме.

Коментарии
AaronAcell написано 2017-11-25 23:13:46
wh0cd2861659 [url=http://propecia247.us.com/]Finasteride 1mg[/url]
Ответить
AaronAcell написано 2017-11-27 06:43:38
wh0cd2378063 [url=http://metformin500mgtablets.us.org/]metformin 500mg tablets[/url] [url=http://cheaptadalafil365.us.com/]cheap tadalafil[/url] [url=http://diclofenac50mg.us.org/]diclofenac[/url]
Ответить

Оставить комментарий: