Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Гниловой Л.И.
Документы для скачивания
Представление инновационного педагогического опыта воспитателя Гниловой Л. И. Тема инновационного опыта «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики». 1. Актуальность и перспективность опыта( степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость) Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по- прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Ее актуальность обусловлена тем, что Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов( ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Главная трудность, с которой сталкивается ребёнок в первые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смене ведущего вида деятельности. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей дошкольного возраста, которое обеспечивало бы полноценное развитие речи детей. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей является развитие мелкой моторики. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Я думаю, что недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Что и побудило меня систематизировать и обобщить накопленный материал по теме: «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук" . 2. Концептуальность( своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов) Новизна моего опыта заключается в разработке занятий по развитию мелкой моторики рук с использованием игровых и информационно- коммуникационных технологий, образовательных проектов, что в конечном итоге способствует погружению в изучаемую проблему, приобретению личного внутреннего опыта, применимого в будущем. Мною апробированы уже известные приёмы развития мелкой моторки руки в игровой деятельности, в усовершенствованной, модернизированной и адаптированной к различным ситуациям и условиям форме. Определив основное направление в работе, я приступила к созданию предметной среды, которая бы расширила мир детей, стимулировала их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовала развитию мелкой моторики и координации движений пальцев, а следовательно, и развитию речи, и способствовала подготовки руки ребенка к письму. Разные виды деятельности, используемые мною в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по развитию речи детей, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности. В группе созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы. 3. Наличие теоретической базы опыта О влиянии развития мелкой моторики рук на речь детей в последнее время написано немало книг и пособий. Так, например, Е. А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». Янушенко Е. А. « Развитие мелкой моторики у детей». Занятия по этим книгам помогают укреплять руки детей, развивают согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Мелкая моторика рук- это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика- движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, но и речевое развитие у детей раннего дошкольного возраста; улучшить качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Конечно, развитие мелкой моторики- не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. 4. Ведущая педагогическая идея Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо: - внедрение новых педагогических технологий в работе; - создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми, сопереживание, сочувствие; - каждое занятие должно быть результативным; - творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала; - постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира. 5. Оптимальность и эффективность средств Оптимальным, по мнению специалистов, оказалось использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятий, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Длительность физкультминуток в одном занятии составляет 2- 3 минуты. Работа с бумагой, красками, карандашами отражает и углубляет представления детей об окружающем мире, способствует проявлению умственной и речевой активности. На занятиях для развития тонких движений пальцев дети раскладывают мелкие предметы, пуговицы, палочки, бисер, с удовольствием лепят из пластилина и др. . Игры со строительным материалом( конструктором « Лего ») , мозаикой начинают с самых простых конструкций и постепенно усложняют. У детей возникает интерес построить что – то новое, развивается логическое мышление. Все упражнения, игры для пальцев превращаются в увлекательную игру, а не в обязательный тренинг. 6. Результативность опыта. Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов: - дети научились выражать свои мысли словом; - стали озвучивать выполняемые действия( это плавный переход от внутренней речи к внешней) ; - расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; - дети знают и играют в пальчиковые игры; - у детей развиваются мыслительные операции, восприятие, память, внимание, мышление; - в речи детей появились простые предложения. Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи, но и подготавливает их к рисованию и письму) . Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты: Ø - центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое) . Ø - центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, бросовый материал, различные инструменты; Ø - игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию. Моим результатом работы я делюсь с коллегами на педсоветах, районных методических объединениях воспитателей ДОУ. Выступила с докладом «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» на республиканской конференции по проблеме: «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГТ к структуре ООПДО». 7. Возможность тираживания Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям. Своим результатом работы я делюсь с коллегами своего детского сада и на районном уровне 8. Наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующие основные формы и приемы работы с детьми. Дети отражают полученные знания в продуктивных видах деятельности, п ередают свои впечатления в рисунках, аппликации, лепке, других творческих работах, из которых формируются выставки в группах. Такая форма работы помогает детям интерпретировать воспринимаемые произведения и воплотить свои впечатления.