Здоровье в ДОУ
Конспект занятия «Чистота залог-здоровья»
Цель: Привитие детям стойких культурно – гигиенических навыков. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для здоровья.
Предварительная работа: Чтение К. И. Чуковского «Мойдодыр», рассказы из серии «Расти здоровым малыш», «О мыльной пене и расческе», А. Барто «Девочка чумазая». Чтение стихов: «Микробус», А. А. Уманская «Что такое вирус гриппа, как сберечься от бронхита», загадки, составление альбома «Секреты здоровья».
Материал: Конверт с письмом, посылка с загадками (мыло, полотенце, зубная щетка, зубная паста, расческа, носовой платок, мыльные пузыри, игрушки – кукла Тимошка, ежик, поросенок Хрюша) .
Ход:
Воспитатель: Добрый день ребята, давайте улыбнемся, друг другу, гостям. Дети, посмотрите какое необычное письмо. От кого же оно? Давайте прочитаем.
Дорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из реки, иль из колодца,
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем -
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите - не беда!
И чернила и варенье,
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чище, мойтесь чаще -
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто.
До свиданья!
Ваш Мойдодыр.
Воспитатель: Вот мы и узнали, от кого пришло письмо. А вот и посылка наверно тоже от Мойдодыра. Посмотрим что в ней? (открываем посылку, в ней лист бумаги) .
Воспитатель читает письмо:
«Дорогие ребята! Вместе с письмом я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр»
- Для того чтобы отгадать что лежит в посылке, нужно вначале отгадать загадки. Готовы?
Давайте постараемся. И так первая загадка.
Гладко, душисто
Моет чисто
Нужно, чтобы у каждого было
Что ребята? (мыло). Молодцы, дети. А для чего нам нужно мыло? (ответы детей). Ребята, Таня загадает загадку.
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я
Белой пеной пениться Руки мыть не ленится. (мыло).
Воспитатель: Ой, а что это? Почему грязное полотенце.
Кто не моет руки с мылом,
От среды и до среды,
На мохнатом полотенце,
Отпечатаны следы.
Ну– ка покажите свои ладошки, я посмотрю на грязнулю который испачкал полотенце. Нет, его здесь нет. Значит, кто-то к нам приходил. А вот и он. Это оказывается поросенок Хрюша, испачкал полотенце.
Раз нашли, ругать не будем.
То, что было, позабудем,
Позабудем то что было,
И научим мыться с мылом.
Что нам надо для того, чтобы умыть Хрюшу? (ответы детей).
Правильно дети, вода, мыло, полотенце.
Что нужно сделать, прежде чем включить кран? (ответы детей). Правильно, закатать рукава.
А теперь расскажите Хрюше как нужно умываться (ответы детей – надо намочить руки, взять мыло круговыми движениями намылить руки «одеть мыльные перчатки», смыть, отжать руки и протереть полотенцем каждую ладонь).
Понял Хрюша как надо мыть руки?
Ребята, Хрюша говорит, что и без мыла можно мыть руки (ответы детей). Почему нужно мыть с мылом? (ответы детей).
Правильно дети на руках поселиться вредный Микробус с грязными руками попадет в рот и можно заболеть).
А как часто надо мыть руки? (ответы детей).
Молодцы – перед едой, после туалета, лепки, игры, прогулки. А как часто надо мыть лицо? (ответы детей). Правильно ребята, утром, после сна в обед и перед сном вечером.
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
Хрюша вот послушай, какую загадку тебе загадает Илюша.
Бабушка Ненила Мне вот что подарила
Пушистое, цветастое
Веселое, махровое!
Вытирай по суше,
И лицо и уши (полотенце) .
Воспитатель: Вот видишь Хрюша. У нас в группе есть закон. Вход «грязнулям» запрещен! Давайте подарим Хрюше мыло и полотенце. (дарят) .
Отгадываем загадку.
Костяная спинка, На брюшке щетинка,
По частоколу попрыгала, Всю грязь повыгнала (зубная щетка).
Загадай Ксюша загадку.
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Для чего нам нужна зубная щетка? (ответы детей). Кто из вас чистит зубы? (ответы детей). Сколько раз нужно чистить зубы? (ответы детей). А зачем мы чистим зубы? (ответы детей). Правильно ребята - чтобы во рту не поселился Кариез.
Можно чистить маминой или папиной щеткой? (ответы детей). Почему? (ответы детей). А что это еще в посылке?
Белый, белый порошок. Между зубок скок – поскок. Заблестели зубки. Раскраснелись губки.
А вот еще отгадайте загадку.
Я не сахар, не мука.
Но похож на них слегка.
По утрам всегда я. На зубы попадаю
Ребята, а какую пасту лучше выбрать? (ответы детей). Почему, детскую? (ответы детей). Правильно, ее не страшно проглотить, она сделана для детей. Слышится крик «Ой – ой – ой» (выходит ежик). Воспитатель: Что это с тобой? Что это у тебя за повязка? Ежик: Плохо жить мне стало вдруг. Разболелся сильно зуб. Вот уже, который день. С болью я брожу, как тень.
Я хочу попробовать почистить зубы! Только я не знаю, как пользоваться щеткой.
Воспитатель: А в этом тебе сейчас помогут наши дети! Они расскажут, как это нужно делать. Иди Таня расскажи, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щетку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щетку вверх и вниз, влево и вправо. Воспитатель: Давайте подарим ежику зубную щетку и зубную пасту, чтобы он чистил зубки, и тогда они у него не будут болеть.
Иди, подари Катя (дарят). В посылке что – то еще есть?
Целых 25 зубков.
Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком. Лягут волосы рядком (Расческа).
Слышится голос «И я тоже хочу к детям». Воспитатель: Кто – то к нам просится. Да это Тимошка, ой Тимоша, какой же у тебя вид!
Дети, как вы думаете, можно в таком виде приходить в детский сад (ответы детей).
У нас в группе есть закон. Вход неряхам воспрещен.
Воспитатель: Ой, Тимошка огорчился. Что же нам делать?
Что мы ему посоветуем? (ответы детей). Правильно ребята, умыться, причесаться, погладить рубашку.
Дети, но у Тимошки нет расчески, может кто – то даст свою расческу! (ответы детей). А, почему нельзя? (ответы детей). Правильно, личные вещи нельзя давать другим, чтобы не передать им свои вредные микробы.
Загадайте девочки загадки.
1. В руке держу сороконожку.
2. По голове веду дорожку. (расческа) .
3. Зубастая пила.
4. В лес густой пошла.
5. Весь лес обходила.
6. Ни чего не спилила (расческа).
Воспитатель: Давайте, подарим Тимошке расческу, и пусть он приведет себя в порядок. (дарят) .
На зарядку стройся в ряд.
На зарядку все подряд. Ведь болеть нам неохото, Уходи болезнь в болото. Уходи Микробус бледный. Ты Микробус слишком вредный.
Давайте и мы с вами сделаем зарядку!
А теперь все по порядку
дружно делаем зарядку
Руки в стороны, согнули
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их
Повернулись через левое плечо
Через правое еще
Дружно присели пяточки задели
На носочки поднялись
Опустили руки вниз.
Вы проснулись, потянулись! Молодцы! Давайте присядем.
Прогнали вредного Микробуса. А в посылке еще что – то есть?
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Молодцы, правильно отгадали. Но мы забыли с вами, что важно следить и за чистотой карманов, ведь Микробус может спрятаться в кармане, как это случилось с Антошей.
Медяшку - в карман. Деревяшку - в карман. И катушку – в карман. Все, что надо в карман. Что не надо в карман. Нет, в кармане пустота. Носового нет платка. Дети, помните карман. Это не чемодан.
Что должно лежать в кармане? (ответы детей). Зачем нужен носовой платок? (при чихании, кашле прикрывать рот, вытирать нос) .
Ну, вот и все загадки. Мойдодыр желает вам ребята. Быть здоровыми всегда. Постарайтесь не лениться. Каждый раз перед едой. Прежде чем за стол садиться. Руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь. Ежедневно по утрам. Я открыл вам все секреты. Как здоровье сохранить. Выполняйте все советы. И легко вам будет жить.
Тимоша: Спасибо вам ребята. И я желаю вам быть крепкими, сильными, чистыми, аккуратными, как я. А перед тем как расстаться, давайте поиграем.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Кто хочу у вас узнать, Любит петь и танцевать? (это я, это я, это все мои друзья) .
Кто из вас не ходит хмурый, Любит спорт и физкультуру? (это я, это я, это все мои друзья) .
Кто из вас скажите братцы, Забывает умываться?
Кто умеет отдыхать, Бегать, прыгать и скакать? (это я, это я, это все мои друзья) .
Кто не чесан, и не умыт, И всегда подолгу спит?
Кто из вас скажите прямо, Любит папу, любит маму? (это я, это я, это все мои друзья) .
Итог
Мы с вами очень интересно провели время, узнали новое и повторили старое о гигиенических правилах, сделали важный вывод.
А какой? (ответы детей)
Правильно, что от чистоты – зависит здоровье. То есть «Чистота – залог здоровья»
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, корыте, лохани,
В реке, ручейке, океане –
И ванне, и в бане.
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Хрюша, ежик и Тимоша еще придут к вам в гости.
Почаще мылом умывайтесь
и бодрости, сил набирайтесь,
а мой сюрприз, посмотри –
в подарок мыльные пузыри.
А в посылке мыльные пузыри. Вы все их сегодня заработали. (дарят детям мыльные пузыри) .
Игры детей с мыльными пузырями.