Консультация для воспитателей "Игры-экспериментирования
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА: ТЕННИКОВА Е.Ю., МКДОУ Д\С «БРУСНИЧКА» П. ДОБЧУР
ИСТОЧНИК: Касаткина, Е. И.
К28 Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. — М. : Дрофа, 2010. — 174, [2] с. — (Дошкольник. Давайте поиграем!).
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ
Игры различных подвидов имеют свою специфику и требуют создания своей развивающей среды и оказания соответствующей педагогической поддержки, в том числе и планирования.
Педагогическая поддержка игр-экспериментирований заключается в расширении кругозора ребенка, обогащении содержания его опыта, создании предметных условий для возникновения данных игр, во внимательном отношении к познавательным интересам ребенка, в охране его игры со стороны воспитателя.
Планирование может осуществляться по следующим основным блокам:
- Активное познание мира: наблюдение на прогулках, экскурсиях, ознакомление с окружающим миром, с познавательной литературой, участие в проведении опытов, экспериментов.
- Обогащение игрового опыта. Игровой опыт могут передавать детям не только взрослые, но и другие, более активные и любознательные дети, а также старшие братья и сестры. Если игра новая, целесообразно взять на себя главную роль взрослому, демонстрируя правильное ее выполнение, активно используя ролевую беседу или диалог.
- Изменение предметно-игровой среды, смена обстановки, наличие атрибутики, предметов-заместителей обязательно и индивидуально для каждой игры, поэтому задача воспитателя продумать и подготовить материал, который будет необходим детям для игры и для опытов в рамках игровой деятельности.
- Активизирующее общение взрослого с детьми: создание условий для возникновения самостоятельных игр- экспериментирований; создание игровых проблемных ситуаций, побудительные вопросы в беседах с детьми: «Что?», «Зачем?», «Почему?», помогающие установить простейшие связи.
- Взаимодействие (связь) с другими видами деятельности. В данном блоке необходимо спланировать или предусмотреть потребности детей применить полученные знания, положительные эмоции в других видах детской деятельности: нарисовать, во что играли дома, на прогулке; составить рассказ об интересной игре, игроке; продолжить на занятиях игры, начатые вечером (дидактические, театрализованные); увиденное, услышанное на прогулках и экскурсиях воплотить в свободной, самостоятельной игре; играя в стоматологическую поликлинику, ввести в режим дня чистку зубов и т. д.
Создание условий для развития игр-экспериментиро- ваний и поиск методов, способствующих расширению их познавательной сферы, может проходить, как и в наших исследованиях, в два этапа.
Первый этап — накопление опыта использования макетов (например, таких, как «Мини-озеро», «Огород на окне», «Бумажный город», «Загадочная планета», «Зыбучие пески»), изготовленных детьми подготовительной к школе группы в сотрудничестве с педагогами.
Второй этап — укрепление интереса детей к экспериментированию (через организацию экспериментов), развитие творчества детей. Особое внимание уделяется планированию комплексного метода руководства развитием игр-экспериментирований. Тема изучается в течение двух-трех недель, в зависимости от интереса и знаний детей, поощряется самостоятельное исследование предметов, явлений (безопасных для детей).
Развитие игр-экспериментирований обогащает познавательное развитие дошкольника, способствует возникновению интереса к явлениям природы, развитию наблюдательности и любознательности. Развивающими факторами этих игр являются:
— инициатива и активизирующее воздействие взрослых;
— опора на образовательную программу по ознакомлению с явлениями окружающего мира и последовательность в ее реализации;
— организация предметной среды, развивающей любознательность детей и наличие «исследовательского инструментария», а также объектов экспериментирования.
Немаловажным фактором развития игры-эксперимента является наличие зрителей и соучастников. Тогда она перерастает в игру режиссерского или даже сюжетноролевого типа (игры «в ученых», «геологов» и др.).
Установлено, что игры-экспериментирования, связанные с исследованием и испытанием объекта, актуализируют широкий круг знаний и интересов природно-экологической направленности.
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ
- Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок, металл, стекло, а также предметы из этих материалов.
- Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камушки, семена бобов, тыквы, подсолнуха и др. Приспособления для пересыпания: совочки, коробочки, пластмассовые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные емкости.
- Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания запахов.
- Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные емкости.
- Мелкие предметы и игрушки для развития тактильных ощущений («Чудесный мешочек»).
- Дощечки с наклеенными материалами, резко отличающимися по тактильному восприятию.
- Плавающие игрушки: животные, птицы, корабли, лодки, парусники, плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).
- Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.
- Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощечки, пенопласт.
- Технические игрушки с «секретом»: заводные игрушки, телефоны, конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные простейшие часы и др.
- Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необходимые для восприятия и сравнения размеров и проведения игр-экспериментов.
- Дидактический материал — наборы мелких игрушек-моделей: посуда, транспорт, мебель, орудия, животные, мозаики, конструкторы, кубики-вкладыши, разрезные картинки.
- Природный материал: сухие листья, цветы, каштаны, желуди, камни, земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также приспособления для экспериментирования по выращиванию рассады, проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лейки, деревянные ящики и др.).
- Дидактические игрушки с характерными признаками цвета, формы, величины, объема и т. п.
- Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.
- Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкальные инструменты, шумовые коробочки и баночки, колокольчики, различного рода предметы для развития слухового анализатора.
Ниже приводится описание нескольких игр-экспериментирований.
Игра «ПИСЬМО ИЗ КЛУБА “МУР”» (старшая и подготовительная группы)
Задачи:
1) побуждать детей вести элементарную экспериментальную исследовательскую деятельность, делать простейшие умозаключения;
2) в игровой форме закрепить знания детей о свойствах воды, магнита; упражнять в различении звуков и сопоставлении их со звуками природы;
3) учить объединяться для игры-экспериментирования.
Ход игры.
Воспитатель: Дети, сегодня я, Главный Ученый, пригласил вас к себе и сообщаю, что Каркушка, младшая сестра Каркуши, принесла письмо. Вот оно. От кого же это письмо? А чья это печать? Чей след на печати? Да, это след кота. Давайте прочитаем письмо.
Послание от Ученого Кота из клуба «Мур»
Милые дети старшей группы! Я узнал, что вы любознательны и любите экспериментировать. Решил послать вам задания. Если вы справитесь с ними, то вас ожидает сюрприз. Поручаю проверить правильность выполнения заданий Главному Ученому.
С уважением, Ученый Кот.
Задание 1.
Подберите для Каркушки различные звуки природы, используя предметы из вашей лаборатории.
Задание 2.
Железный Дровосек просит собрать для своего ремонта железные предметы.
Задание 3.
Я сам очень люблю опыты. Попробуйте в тазике из воды и мыла сделать густую мыльную пену и выясните, какие предметы она выдержит, а какие — нет.
Задание 4.
Соломинка, Лапоть и Пузырь ждут у речки вашей помощи. Подскажите им, на чем можно переплыть реку?
(Дети распределяются по подгруппам по желанию. Каждая выполняет свое задание. Самостоятельная игровая деятельность детей. Главный Ученый (воспитатель) проверяет выполнение задания.)
Воспитатель: Как вы думаете, мы правильно выполнили задание Ученого Кота?
(Дети рассказывают о результатах своих игр-экспериментирований.)
Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »
(младшая группа)
Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с помощью совков, утрамбовывают его, используя небольшие дощечки. Затем начинается игра.
Ход игры.
Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появляется кот. Мышата убегают и прячутся в норки. Коту мышек не найти. Мыши выбегают из норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по своему желанию.
Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»
(средняя группа)
Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью маленьких формочек. Воспитатель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом, рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под руками: камушки, веточки, ракушки, листики и т. д.
Ход игры.
Открывается «Пирожковая». Там праздничная распродажа: все приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.
Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столовая», «Семья», «День рождения» и т. д.