a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей "Игры-экспериментирования

Опубликовано: 2015-12-19 10:17:17

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ИГРЫ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»

ПОДГОТОВИЛА: ТЕННИКОВА Е.Ю., МКДОУ Д\С «БРУСНИЧКА» П. ДОБЧУР

 

ИСТОЧНИК: Касаткина, Е. И.

К28 Игра в жизни дошкольника : учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. — М. : Дрофа, 2010. — 174, [2] с. — (Дошкольник. Давайте поиграем!).

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ

Игры различных подвидов имеют свою специфику и требуют создания своей развивающей среды и оказания соответствующей педагогической поддержки, в том числе и планирования.

Педагогическая поддержка игр-экспериментирований заключается в расширении кругозора ребенка, обогаще­нии содержания его опыта, создании предметных условий для возникновения данных игр, во внимательном отно­шении к познавательным интересам ребенка, в охране его игры со стороны воспитателя.

Планирование может осуществляться по следующим основным блокам:

  1. Активное познание мира: наблюдение на прогул­ках, экскурсиях, ознакомление с окружающим миром, с познавательной литературой, участие в проведении опытов, экспериментов.
  2. Обогащение игрового опыта. Игровой опыт мо­гут передавать детям не только взрослые, но и другие, бо­лее активные и любознательные дети, а также старшие братья и сестры. Если игра новая, целесообразно взять на себя главную роль взрослому, демонстрируя правильное ее выполнение, активно используя ролевую беседу или диалог.
  3. Изменение предметно-игровой среды, смена обста­новки, наличие атрибутики, предметов-заместителей обязательно и индивидуально для каждой игры, поэтому задача воспитателя продумать и подготовить материал, который будет необходим детям для игры и для опытов в рамках игровой деятельности.
  4. Активизирующее общение взрослого с детьми: со­здание условий для возникновения самостоятельных игр- экспериментирований; создание игровых проблемных ситуаций, побудительные вопросы в беседах с детьми: «Что?», «Зачем?», «Почему?», помогающие установить простейшие связи.
  5. Взаимодействие (связь) с другими видами дея­тельности. В данном блоке необходимо спланировать или предусмотреть потребности детей применить полу­ченные знания, положительные эмоции в других видах детской деятельности: нарисовать, во что играли дома, на прогулке; составить рассказ об интересной игре, игроке; продолжить на занятиях игры, начатые вечером (дидак­тические, театрализованные); увиденное, услышанное на прогулках и экскурсиях воплотить в свободной, само­стоятельной игре; играя в стоматологическую поликли­нику, ввести в режим дня чистку зубов и т. д.

Создание условий для развития игр-экспериментиро- ваний и поиск методов, способствующих расширению их познавательной сферы, может проходить, как и в наших исследованиях, в два этапа.

Первый этап — накопление опыта использования ма­кетов (например, таких, как «Мини-озеро», «Огород на окне», «Бумажный город», «Загадочная планета», «Зыбу­чие пески»), изготовленных детьми подготовительной к школе группы в сотрудничестве с педагогами.

Второй этап — укрепление интереса детей к экспе­риментированию (через организацию экспериментов), развитие творчества детей. Особое внимание уделяется планированию комплексного метода руководства разви­тием игр-экспериментирований. Тема изучается в тече­ние двух-трех недель, в зависимости от интереса и знаний детей, поощряется самостоятельное исследование пред­метов, явлений (безопасных для детей).

Развитие игр-экспериментирований обогащает позна­вательное развитие дошкольника, способствует возник­новению интереса к явлениям природы, развитию наблю­дательности и любознательности. Развивающими факто­рами этих игр являются:

—  инициатива и активизирующее воздействие взрослых;

—   опора на образовательную программу по ознаком­лению с явлениями окружающего мира и последователь­ность в ее реализации;

—  организация предметной среды, развивающей лю­бознательность детей и наличие «исследовательского инструментария», а также объектов экспериментирова­ния.

Немаловажным фактором развития игры-экспери­мента является наличие зрителей и соучастников. Тогда она перерастает в игру режиссерского или даже сюжетно­ролевого типа (игры «в ученых», «геологов» и др.).

Установлено, что игры-экспериментирования, связан­ные с исследованием и испытанием объекта, актуализи­руют широкий круг знаний и интересов природно-эколо­гической направленности.

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ

  1. Образцы материалов: дерево, ткань, бумага, глина, камень, песок, металл, стекло, а также предметы из этих материалов.
  2. Сыпучие материалы: горох, желуди, мелкие камуш­ки, семена бобов, тыквы, подсолнуха и др. Приспособле­ния для пересыпания: совочки, коробочки, пластмассо­вые баночки, мешочки, корзинки и др. Мерные емкости.
  3. Наборы плотно закрытых флаконов для различения и узнавания запахов.
  4. Весы, термометры, линейки, лупы, магниты, часы, календари, мерные емкости.
  5. Мелкие предметы и игрушки для развития тактиль­ных ощущений («Чудесный мешочек»).
  6. Дощечки с наклеенными материалами, резко отли­чающимися по тактильному восприятию.
  7. Плавающие игрушки: животные, птицы, корабли, лодки, парусники, плоты (готовые игрушки и самоделки из различных материалов).
  8. Инструменты: сачки, удочки, лопатки, совки.
  9. Бросовый материал: мешки, пробки, гвозди, дощеч­ки, пенопласт.
  10. Технические игрушки с «секретом»: заводные иг­рушки, телефоны, конструкторы, трансформирующиеся игрушки, разнообразные простейшие часы и др.
  11. Ленты, тесемки, веревочки, палочки, реечки, необ­ходимые для восприятия и сравнения размеров и прове­дения игр-экспериментов.
  12. Дидактический материал — наборы мелких игру­шек-моделей: посуда, транспорт, мебель, орудия, живот­ные, мозаики, конструкторы, кубики-вкладыши, разрез­ные картинки.
  13. Природный материал: сухие листья, цветы, кашта­ны, желуди, камни, земля, шишки, песок, глина, мелкая галька, ракушки, а также приспособления для экспери­ментирования по выращиванию рассады, проращиванию различного рода семян и луковиц (поддоны, горшки, лей­ки, деревянные ящики и др.).
  14. Дидактические игрушки с характерными признака­ми цвета, формы, величины, объема и т. п.
  15. Наборы образцов различных тканей, лент; мотки и катушки ниток.
  16. Звучащие игрушки: молоточки, бубны, музыкаль­ные инструменты, шумовые коробочки и баночки, коло­кольчики, различного рода предметы для развития слухо­вого анализатора.

Ниже приводится описание нескольких игр-экспери­ментирований.

Игра «ПИСЬМО ИЗ КЛУБА “МУР”» (старшая и подготовительная группы)

Задачи:

1)   побуждать детей вести элементарную эксперимен­тальную исследовательскую деятельность, делать про­стейшие умозаключения;

2)   в игровой форме закрепить знания детей о свойст­вах воды, магнита; упражнять в различении звуков и со­поставлении их со звуками природы;

3)   учить объединяться для игры-экспериментирования.

Ход игры.

Воспитатель: Дети, сегодня я, Главный Ученый, пригласил вас к себе и сообщаю, что Каркушка, младшая сестра Каркуши, принесла письмо. Вот оно. От кого же это письмо? А чья это печать? Чей след на печати? Да, это след кота. Давайте прочитаем письмо.

Послание от Ученого Кота из клуба «Мур»

Милые дети старшей группы! Я узнал, что вы лю­бознательны и любите экспериментировать. Решил послать вам задания. Если вы справитесь с ними, то вас ожидает сюрприз. Поручаю проверить правиль­ность выполнения заданий Главному Ученому.

С уважением, Ученый Кот.

 

Задание 1.

Подберите для Каркушки различные звуки природы, используя предметы из вашей лаборатории.

Задание 2.

Железный Дровосек просит собрать для своего ремон­та железные предметы.

Задание 3.

Я сам очень люблю опыты. Попробуйте в тазике из во­ды и мыла сделать густую мыльную пену и выясните, ка­кие предметы она выдержит, а какие — нет.

Задание 4.

Соломинка, Лапоть и Пузырь ждут у речки вашей по­мощи. Подскажите им, на чем можно переплыть реку?

(Дети распределяются по подгруппам по желанию. Каждая выполняет свое задание. Самостоятельная игро­вая деятельность детей. Главный Ученый (воспитатель) проверяет выполнение задания.)

Воспитатель: Как вы думаете, мы правильно вы­полнили задание Ученого Кота?

(Дети рассказывают о результатах своих игр-экспери­ментирований.)

Игра «ПОМОЖЕМ МЫШАТАМ »

(младшая группа)

Дети строят норки для мышей, нагребая небольшие кучки песка с помощью совков, утрамбовывают его, ис­пользуя небольшие дощечки. Затем начинается игра.

Ход игры.

Мышата бегают и резвятся на полянке, вдруг появля­ется кот. Мышата убегают и прячутся в норки. Коту мы­шек не найти. Мыши выбегают из норок, кот устает ловить мышей. Потом дети играют друг с другом по свое­му желанию.

Игра «БАБУШКИН СЕКРЕТ»

(средняя группа)

Дети в песочнице «пекут пироги» с помощью малень­ких формочек. Воспитатель предлагает напечь пирогов с начинкой: ягодами, творогом, рыбой, картошкой и т. д. На дно формочки дети кладут то, что есть под руками: ка­мушки, веточки, ракушки, листики и т. д.

Ход игры.

Открывается «Пирожковая». Там праздничная распро­дажа: все приходят, пробуют, хвалят, покупают, делают заказы.

Игра в «Пирожковую» может перейти в игры «Столо­вая», «Семья», «День рождения» и т. д.

 

Оставить комментарий: