Консультация для родителей "Что такое артикуляционная гимнастика?" , учитель-логопед Абрамова И.А.
Документы для скачивания
Что такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна? Составил: учитель- логопед МАДОУ« Детский сад № 8» Абрамова И. А. Речевые звуки формируются в полости рта, форма и объем которой зависят от положений подвижных органов: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, маленького язычка. Правильное положение и движение органов речи, необходимые для произнесения данного звука, называется артикуляцией. Нарушения в строении артикуляционного аппарата, например, короткая подъязычная связка, неправильный прикус, слишком высокое или узкое нёбо и некоторые другие недостатки, являются предрасполагающими факторами неправильного формирования звукопроизношения. Но если у ребенка хорошая подвижность органов артикуляционного аппарата, хороший речевой слух, то он сам в большинстве случаев способен компенсировать недостатки звукопроизношения. Если же у ребенка имеются несовершенства движения артикуляционного аппарата( например, малоподвижный язык) , то это может служить причиной неправильного произношения звуков, вялой, нечеткой, смазанной речи. Поэтому основными задачами являются: — развитие подвижности языка( умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д. ) ; — развитие достаточной подвижности губ( умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами) ; — развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков. Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная( речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3- 5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 4- 5. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть свое лицо и лицо взрослого. Нежелательно выполнять гимнастики сразу после еды.