"Воспитание культуры поведения у дошкольников"-родительское собрание( Филиал)
Документы для скачивания
Филиал МДОУ – детский сад №2 р. п. Земетчино в п. Пашково Повестка собрания: 1. Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста и необходимость её воспитания Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей в детском саду 2. Родительский комитет, его функции. 3. Подготовка к Новому году 4. Разное. Добрый день, уважаем ые родители! Мы рады видеть вас( звучит песня «Улыбка) Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки? Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам. Как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает, и потому всякому с ним легко и приятно общаться? Верно, вежливым и воспитанным. Итак, тема нашего собрания: «Воспитание культуры поведения у дошкольников». Все родители хотят видеть своего ребенка хорошо воспитанным. Но воспитанность не формируется сама по себе, как полагают иные родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной шлифовки человека, результат его воспитания в самом широком смысле слова. Как бы ни был ребенок развит, смышлен и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, не знает, как приветствовать старших, не в меру многоречив, то такой ребенок производит неприятное впечатление. О нем говорят: не воспитан. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети – зеркало родителей. Скажите, пожалуйста, какие проявления воспитанности вы хотели бы видеть в ваших детях? ( ответы родителей) Вежливость- Это качество украшает, делает привлекательным растущего человека, вызывает к нему симпатии окружающих. 2. Деликатность- сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями. Задатки деликатности исходят из глубокого детства. 3. Чуткость –э то моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить. 4. Чувство такта- Оно является регулятором поступков человека, его отношений с людьми. 5. Предупредительность- необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений. 6. Скромность- Эта нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается казаться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя просто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствует уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требовательность к самому себе. 7. Трудолюбие. Эта черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, добросовестности, бережливости, уважении к вашему труду и общественному достоянию, а также стремлении самому делать то, что посильно. 8. Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям. Общительный ребенок быстрее находит место в образовательном учреждении. В процессе формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста участвуют одновременно и образовательное учреждение и семья. Воспитание культуры поведения предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Очень важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьёй в целях обеспечения единства в воспитании культуры поведения. Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Компоненты культуры поведения: культура деятельности; культура общения; культура речи; культурно- гигиенические навыки 1. Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений. Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом. Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В этом возрасте ребёнок учится регулировать свою деятельность, отдых, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т. д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда. 2. Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое обращение в общественных местах, быту. Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты. 3. Культурно- гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Культуру еды часто относят к гигиеническим навыкам, но её значение не только в выполнении физиологических потребностей. Она имеет этический смысл, ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом людям, и также к тем, кто приготовил пищу. С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Уже в раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима( во время садиться за стол для еды) , привить ему навыки самообслуживания( самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати) . При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер вза имоотношений детей со взрослыми До родительского собрания мы побеседовали с детьми. Им были заданы следующие вопросы: «Какие вежливые слова ты знаешь? », «Кто такой вежливый человек? », «А ты вежливый? », «Почему? »( Предлагаю послушать наиболее интересные ответы. ) Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. Сегодня наш разговор о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но иногда не придаем им должного значения. А эти мелочи зачастую мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Многих родителей, как гром среди ясного неба, поражает поведение их детей в подростковом возрасте. Был вроде нормальный ребенок и вдруг грубит, хлопает дверью. . . Нравственность подростка зависит от того, как его воспитывали в детстве, что заложили в его душу от рождения до 10—11 лет. Родители для ребенка — камертон: как они прозвучат, так он и откликнется. Если мы плохо относимся, например, к своим родителям, того же нужно ждать от своих детей. В нашей повседневной жизни мы больше всего страдаем от недостатка культуры в людях. Много лет люди создавали правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола — словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200—300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Педагогические задачи: Обеспечить условия для нравственного воспитания детей. Создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия. Приучать общаться без свойственной возрасту крикливости. Продолжать формировать образ «я». Помогать детям осознавать, кто они и какие они. Сообщать им разные сведения( ты девочка, у тебя серые глаза, ты любишь прыгать и т. п. ) , в том числе сведения об их прошлом( не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о произошедших с ним изменениях( умеешь рисовать, танцевать) . Формировать доброжелательное отношение ко всем детям группы, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков. Формировать такие качества, как чуткость, внимательность, предупредительность, тактичность, которые помогут ребенку различать состояние человека, решать, как следует поступить в конкретном случае, чтобы не причинить окружающим неприятность. Приучать к вежливости: здороваться, прощаться, благодарить за помощь. Учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами. Приучать соблюдать элементарные правила поведения в раздевальной и умывальной комнатах, в спальне и столовой. Формировать навыки организованного поведения в детском саду, на улице. Формировать самостоятельность, умение преодолевать небольшие трудности. Формировать умения выполнять действия в ходе режимных процессов. Формировать бережное отношение к игрушкам, к труду старших. Так с чего следует начинать воспитание культуры поведения? С создания вежливой, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. Учитывая возраст детей, начинать его воспитание надо с создания духа игры, с приветливо- вежливой сказки. Пусть иногда в комнате ребенка появляется фея в волшебном фартуке, в котором находится секрет. Пусть от нее придет записка с шуточным замечанием, указанием на правила, в которых он допускал оплошности. Ежедневно можно вывешивать на стене оценку- маску: если малыш вел себя прекрасно во всех отношениях — появится улыбающаяся маска феи, если слегка провинился — маска одного из гномов, если ведет себя совсем плохо — маска дракона. Одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер является личный пример родителей. Именно вы, родители, — авторитет для ребенка. И именно с вас в первую очередь он берет пример во всем. Представьте такую ситуацию. Мама забирает ребенка из детского сада. Они одеваются в раздевалке. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем». Ребенок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания». И мама с ребенком отправляются домой. Как вы думаете, все ли правильно было сделано для привития ребенку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми. Скажите, пожалуйста, какие методы в ы используете, для привития ребенку навыков культурного поведения и хороших манер? : личный пример, чтение книг с ярким примером хороших манер, общение с авторитетными для ребенка людьми, постоянство и настойчивость в обучении, уважительное отношение друг к другу в семье, влияние общества( круг общения) . ) Все эти методы имеют положительные результаты. В детском саду мы также используем методы и приемы, направленные на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок, обеспечивающие создание у детей практического опыта общественного поведения. Речевой этикет Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим. Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду существует традиция — «Поговорим о хорошем», когда каждый получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены. Упражнение «Поведение детей» А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ваш ребенок: выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета; не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета; не выполняет совсем — синего цвета. Варианты Ребенок умеет мыть руки. Моет их всегда перед едой. Моет их после посещения туалета. Умеет вытираться развернутым полотенцем. Аккуратно складывает одежду. Пользуется носовым платком по мере необходимости. Зевает и высмаркивается бесшумно. Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто. Благодарит за оказанную помощь. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины. Не указывает пальцем на окружающих, на предметы. Не вмешивается в разговор без надобности. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания». Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки ит. д. Не говорит бранных слов. Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приемы: похвалу и упражнения. Упражнение «Острое блюдо»( Короткие вопросы по теме собрания, в ремя для ответа 1—3 минуты. Родители отвечают только по желанию, т. е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше. ) - Следует ли говорить «будь здоров», если кто- то чихнул? ( Оказывается, если кто- то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание. ) - В каких случаях нужно говорить «вы», в каких — «ты»? ( Если двухлетнии малыш говорит взрослому «ты» и в его устах это звучит даже мило, то с 4 лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, кроме близких родных, говорить «вы» и называть по имени и отчеству. ) - Как нужно принимать подарки? ( Завернутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок. ) - В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? ( Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите». ) - Каким образом следует указывать на предмет? ( Нельзя показывать пальцем на какой- нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой- нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью. ) Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как мир вокруг начнет изменяться. Итог собрания: Путь от формирования у детей представлений о хорошем до их правильного поведения очень сложен и требует постоянной кропотливой работы взрослых над развитием нравственного сознания детей. Воспитан ли мой ребенок? Не стыдно ли за него в обществе? Присущи ли ему чуткость, внимательность? На эти вопросы у каждого свой ответ будет сегодня, завтра, спустя многие годы, и зависеть он будет от нашего желания и умения. Желаем нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры поведения.