Тонких Е.В. , тренер -преподаватель по плаванию МКДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток". Роль плавания в единой системе развития детей дошкольного возраста
Документы для скачивания
Роль плавания в единой системе развития детей дошкольного возраста Умение плавать — жизненно необходимый навык. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде- один из самых полезных видов физических упражнений. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитие всего детского организма. Мы с уверенностью можем утверждать, что одна из основных задач детского сада — приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности. В нашем детском саду составлена рабочая программа, в которой все занятия по обучению плаванию основаны на игровом методе с использованием подвижных, тематических игр и игровых упражнени й, а так же проводятся комплексные и интегрированные занятия с использованием специального оборудования. В программе соблюдены основные требования к организации обучения, предусмотрено обеспечение мер безопасности, и выполнение необходимых санитарно- гигиенических правил. Влияние плавания на опорно- двигательный аппарат Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются расслабление и напряжение разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. Формирование скелета у детей тесно связано с развитием мышечной системы. Мускулатура ребенка так же, как и его ске лет, несовершенна. У дошкольников мышечная система развивается не равномерно: относительно слабы мышцы живота, задней поверх ности бедер, мелкие мышцы глаз, стоп, шеи, кистей, особенно у девочек малосильны мышцы плечевого пояса и рук по сравнению с мышцами ног. В основном идет развитие длинных мышц. От их состояния зависит уровень быстроты движений и гибкости у ребенка. Скорректировать равномерное развитие мышечной системы у детей можно в ходе занятий плаванием, во время которого в работу вовлекаются все основные группы мышц. В воде уменьшается статическое напряжение тела. При плавании позвоночник принудительно выпрямляется. При любых движениях в воде руки принимают в них активное участие. Особенно харак терно это для плавания кролем на груди и на спине, при котором попеременные движения рук в воде и над водой влияют на гиб кость позвоночника. В то же время активное движение ног в воде в безопорном п о ложении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия. Сердечн о- сосудистая система При погружении в воду вес ребенка уменьшается почти втрое, отчего малыш не применяет чрезмерных усилий для передвижения в водной среде. А это в свою очередь облегчает работу сердца. Давление воды на тело ребенка способствует движению венозной крови от периферии к сердцу, облегчает присасывающую функцию грудной клетки и создает благопри ятные условия для деятельности правого предсердия и правого желудочка. В результате преодоления нагрузок, которым организм детей подвергается в процессе регулярных занятий плаванием, укрепляется мышечная ткань предсердий и желу дочков сердца, а также равномерно увеличивается объем его полостей. Вследствие этого сердце приобретает способность ра ботать экономично, что улучшает деятельность всей детской системы кровообращения. Поэтому занятия плаванием показаны детям с ослабленным сердцем. Плавание способствует изменению состава крови. При нахождении человека в воде у него увеличивается количество форменных элементов крови( эритроцитов, лейкоцитов, гемоглобина) . Это наблюдается даже после однократного пребывания в воде. Через 1, 5- 2 часа после занятия плаванием состав крови фактически достигает нормального уровня. Иммунная система Всем известно, что плавание- эффективное средство закаливания, оно повышает устойчивость к воздействию низких температур, и следовательно делает организм менее восприимчивым к простудным заболеваниям. В результате изменения состава крови при занятиях плаванием повышаются защитные свойства иммунной системы, что увеличивает сопротивляемость инфекциям. Рекомендуемая специалистами температура воды в детских бассейнах обычно ниже температуры тела ребенка, поэтому, совершенствуя аппарат терморегуляции. Занятия плаванием оказывают благотворный закаливающий эффект. При вхожде нии в холодную воду ребенок делает глубокий вдох, что спо собствует усилению кровообращения. Кожа охлаждается, происходит сужение сосудов и перераспределение крови в кро веносной системе: кровь оттекает от поверхностных сосудов, что уменьшает теплоотдачу. Через некоторое время организм приспосабливается к пониженной температуре, сосуды снова расширяются и повышается температура тела. В результате ре гулярных занятий плаванием время приспособи тельной реакции детей уменьшается, тем самым вызывая эф фект закаливания. В свою очередь, закаленный ребенок быстрее приспосабливается к изменяющимся условиям внеш ней среды, а, следовательно, его организм становится более устойчивым к простудным заболеваниям. Нервная система В результате систематических занятий плаванием увеличива ются сила и подвижность нервных процессов в коре больших полушарий, повышается пластичность его нервной системы, от чего ребенок становится более уравновешенным, лучше контро лирует свое поведение и быстрее приспосабливается к новым видам деят ельности в различной обстановке. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Занятия в бассейне оказывают на ребенка благотворное пси хологическое воздействие: вызывают положительные эмоции Обучение плаванию, особенно упражнения, связанные с погружением в воду, вызывает у детей необходимость преодо левать чувство страха и неуверенности. Поэтому правильно ор ганизованные занятия способствуют развитию у них волевых свойств: смелости, решительности, самостоятельности, дисцип линированности. Водные процедуры также прививают стойкие гигиеничес кие навыки, которые постепенно становятся потребностью и привычкой. Таким образом, купание, игры в воде, плавание можно рас сматривать как эффективное средство нормального развития ре бенка. Конечно, все дети разные, многое, в том числе и темпы развития ребенка, зависит от индивидуальных особенностей. Один малыш может испытывать боязнь глубокой воды, другой чувствует себя вполне комфортно. Каждый малыш обучается не сразу, а постепенно. К тому моменту, когда пора будет идти в школу, и вы и ваш ребенок наверняка уже определитесь, желаете ли вы заняться спортивной карьерой или плавать просто в свое удовольствие. Если вам достаточно плавания ради развлечения и оздоровления, просто продолжайте посещать бассейн. Но если ваш ребенок хоче т достичь большего – дерзайте, это самый подходящий возраст для начала спортивной карьеры.