педагогический опыт учителя - логопеда Верховцевой И.В.
Документы для скачивания
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей
Актуальность
Проблема исправления речи в наше время является актуальной. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии. Эти отклонения связаны с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. И эти отклонения, так или иначе, скажутся на развитии и обучении ребёнка. Обычно речь страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся непосредственной близости с зоной , которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат»расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей, но для этого необходимо выстроить и интересно.
Условие формирования опыта
Я работаю на логопедическом пункте с детьми, имеющими диагноз ФНР, ФФНР. Можно рассматривать несколько причин, которые привели меня к этой теме. С одной стороны - дети имеют неуверенную координацию движений пальцев рук. У них отмечается моторная неловкость, неточность движений, трудности усвоения двигательной программы и переключения. И работа по развитию моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук.
Теоритическая база
Многими учеными (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, В.М.Бехтеров, Н.И. Кузьмина, Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина) была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Так, исследования, проведенные В.И. Бельтюковым (1977), М.М. Кольцовой (1973), Л.А. Кукуевым (1968), Л.А. Новиковым (1957) и др., показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали существенное влияние на становление речевой функции. М.М. Кольцова пришла к заключению, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев оказывают стимулирующее влияние на развитие речи и являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга» (1973, с. 130). Кроме того, М.М. Кольцова указывает, что если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» — такой же, как артикуляционный аппарат.
Технология опыта
Для успешного развития мелкой моторики подобрала и изучила методическую литературу по этой теме; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание». Изучила и использовала электронные ресурсы. Приобретены и сделаны игры, пособия для развития мелкой моторики (мозаики, конструкторы, шнуровальные планшеты и др.).Накоплен природный материал (камушки, желуди, шишки, ракушки и др).
Для развития моторики я выстроила работу организации игр-упражнений для развития мелких движений пальцев рук с речевым сопровождением и без него; работу с мелкими предметами (крупа, семена, пуговицы, и др.).
Часто частью некоторых занятий является пальчиковая гимнастика. Воспитание двигательных навыков проводится в ходе интересных и понятных детям игр-упражнений с пальчиками, озвученных потешками, сказками, разнообразными стихотворными текстами.
Логопедические игры с прищепками, шнуровками, шишками, орехами и другими повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результат в развитии мелкой моторики и речевого развития я добиваюсь быстрее. Шишки и грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а так же между ладонями. При этом ребёнок проговаривает заданный звук или автоматизирует слоги. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Предлагаю ребенку помочь собрать бусинки и опускать их в коробочку с маленьким отверстием. Потом нанизывать бусы на нитку в определенном порядке, при этом называть слова на заданный звук. В игре «Волшебный бассейн » ребенок развивает зрительные внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. В емкости где крупа, ребенку предлагаю «выловить» из крупы предмет на заданный звук и составить предложение с этим словом, или закопать в крупу игрушки с заданным звуком и затем предлагается ребенку вспомнить игрушки. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает.
Такие приёмы не создают стрессовые ситуации в процессе обучения дошкольников. Дети без напряжения и с интересом выполняют данные задания.
Для логопедических занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий. Физкультминутки предлагаются детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Физкультминутки включают упражнения как общеукрепляющие, направленные на улучшение кровообращения и двигательной активности детей, так и упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движения также сопровождаются проговариванием стихов, потешек. Проговаривание стихов одновременно с движениями делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной, хорошо развивает слуховое восприятие, активизируется имеющийся словарный запас, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Изучив интересы возможности родителей, я пришла к выводу ,что они могут стать моими единомышленниками. Так как заинтересованы результатами работы с детьми и я с удовольствием провожу индивидуальные консультации, родительские собрания.
Анализ и результативность опыта
В результате систематической работы над мелкой моторикой пальцев рук позволило достигнуть положительных результатов. Результативность подтверждена положительной динамикой в развитии речи. Проведённая диагностика в конце года показала, у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки и автоматизации звуков.
Трудоёмкость опыта
Работа по данной теме предполагает наличие наглядного и методического материала.Данная работа строится на основе взаимосвязи воспитателей и родителей.
Адресность опыта
Данный педагогический опыт может быть полезен учителям -логопедам дошкольных учреждений на логопунктах, заинтересованным и внимательным родителям.
видео логопедического занятия
ЦЕЛЬ: автоматизировать звук «Л» в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно - развивающие:
- закреплять звук в самостоятельном произношении (в слогах, словах);
- совершенствовать развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики пальцев рук;
- развивать логическое мышление;
- продолжать работу по коррекции фонематических процессов (умение определять наличие и место заданного звука в словах);
-Закрепление умения подбирать антонимы-прилагательные.
Коррекционно-воспитательные задачи:
воспитывать доброжелательное отношение к окружаюшим, вежливость, культуру поведения;
формировать положительную установку на занятие.
Оборудование: мягкая игрушка Вини-Пуха, картинки-символы, предметные картинки, массажный мячик .
https://yadi.sk/i/QKsfokWQo7ijr