ФГОС: сущность трансформации
Документы для скачивания
ФГОС: сущность трансформации( замдиректора по УВР Запорожченко Т. И. ) Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. Задача педагога- у чить учиться, о владевать разными способами работы с информацией. Востребован специалист, который не будет ждать инструкций, а вступит в жизнь со сложившимся творческим, проектноконструктивным и духовноличностным о пытом. Будет развивать навыки самостоятельного решения ≪ задач ≫ и оценки результатов своей деятельности. Логика развития общества и производства привела к осознанию того, что истинное совершенствование жизни связано не столько с внешней образованностью человека, усвоением им той или иной системы знаний и умений, сколько с развитием его ума и способностей, системы ценностей и мотивационных установок. ПАРАМЕТРЫ СРАВНЕНИЯ ≪СТАРЫЙ ИНСТИТУТ≫ ≪НОВЫИ ИНСТИТУТ≫ Базовая институциональная форма Школа Индивидуальная образовательная программа( ИОП) Ролевая матрица( институция) Учитель- ученик Учитель( тьютор) социальный продюсер- учащийся( носитель ИОП) Базовый процесс Учение Образовательная рефлексия Базовый объе кт в пр оцессе Элементы культуры( тексты) Способ мышления и деятельности( способности) уч- ся Организационные условия Аудитория и коллектив Образовательное событие( индивидуальное или групповое) Методическая единица Учебный предмет( дисциплина) Образовательный модуль Основной предмет концептуализации Программа обучения Программа образования: обучение, социальные практики, образовательная рефлексия Основа легитимации института Общий стандарт обучения Индивидуальная образовательная история Цель Передача ЗУН Развитие мышления и деятельности, академическая мобильность Смысл Передача культурных образцов от старшего поколения к младшему Подготовка к продуктивному решению жизненных проблем в меняющемся мире Новое отношение к знанию отражено в измененном представлении ФГОС о результатах образования. Фактически сегодня существует ≪два образования≫, при этом одно является явным и выраженным, а другое( ≪второе≫) существует как непроявленное, ≪скрытое ≫. ФГОС- 2 акцентирует внимание на образовании в целостности, в комплексе возможных результатов. Акцент в образовании смещается: от усвоения фактов( Результат- Знания) на овладение способами взаимодействия с миром( Результат- Умения) . О тсюда- осознание необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Возникновение понятия ≪универсальные учебные действия≫ связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося. ФГОС: Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Субъект деятельности может быть сформирован только в процессе осознанной и целенаправленной деятельности. . . Отсюда- необходимость в специально организованной деятельности, которая пронизывает всю систему образования, СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД. Как разработать урок по- новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС? Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно- деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно- коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ. Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности. Системно- деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа. Цели реализации данной программы: создание условий для развития и воспитания личности в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования; Основной формой обучения в основной школе сегодня по- прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей – педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по- новому. Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа: Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся( учитель подводит учащихся к осознанию темы) Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания( учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели( учитель помогает, советует) Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач( чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану( применяется групповой, индивидуальный методы) , учитель консультирует Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) , учитель консультирует Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам( самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) , учитель консультирует Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует( чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К. Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– де ятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: « Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет». Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия( познавательные, регулятивные и коммуникативные) , обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия( УУД) , которые при правильной организации деятельности учащихся формируются: Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся( учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания( учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач) Регулятивные целеполагания, коммуникативные Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели( учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану( применяется групповой, индивидуальный методы) ( учитель консультирует) Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществление контроля Учащиеся осуществляют контроль( применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) ( учитель консультирует) Регулятивные контроля( самоконтроля) , коммуникативные Осуществление коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно( учитель консультирует, советует, помогает) Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам( самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) ( учитель консультирует) Регулятивные оценивания( самооценивания) , коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке( следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др. ) , следует продумать формы организации практической деятельности учащихся. Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико- ориентированного проекта. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини- проект, но по сути своей останется значимым практико- ориентированным. Доказано педагогической практикой, что результативность обучения связана с мотивацией учения. А мотивация напрямую зависит от понимания значимости знаний. Учитель при проектировании урока должен отдавать предпочтение таким видам деятельности учащихся на уроке, которые моделировали бы жизненные ситуации. На основании опыта работы можно отметить возможности современного урока: в развитии доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; эмпатии и сопереживания, эмоционально- нравственной отзывчивости; при освоении основных моральных норм( взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) ; при формировании адекватной позитивной осознанной самооценки; ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; мотивов достижения и социального признания и других личностных действий. Идёт процесс формирования регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, необходимых учащимся для овладения ключевыми компетенциями. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке( свою, одноклассника, класса) . В конце урока учащиеся отвечают на вопросы( тема урока, виды деятельности определяют содержание вопросов) , в конце каждой главы подведены Итоги, что позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал. Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения – учебника. Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно( например, при разработке рабочих программ) , проанализировав авторские материалы( учебники, пособия, методические материалы) , по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках. При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса. Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД. В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно- деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.