a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка в соответствии с ФГОС»

Автор: Кулясова Жанна Борисовна Опубликовано: 2015-12-25 22:09:25

Документы для скачивания

«Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в развитии общей культуры ребенка в соответствии с ФГОС» Сегодня мы с вами поговорим о взаимо действии воспитателя и музыкального руководителя. Мы все уже ориентированы на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования( ФГОС) , который требует от нас  формирования у детей необходимых компетенций, т. е. развития личности ребенка, когда содержание образования выступает средством ее самостановления, усвоения дошкольником способов познания, саморазвития, ориентации в окружающем мире. Именно это определяет основные направления и содержание работы педагога по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие». В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из его направлений наряду с рисованием, лепкой, аппликацией, художественным трудом и конструированием. Внедрение ФГОС в практику работы убеждает, что это как раз то, что позволит пересмотреть способы дошкольного образования, поиска новых путей и условий развития дошкольников, и соответственно добиться новых образовательных результатов. Так в чем же разница ФГТ и ФГОС в контексте моей темы? Мы с  Вами хорошо помним, что на этапе внедрения Федеральных государственных требований к нам пришло важное новшество: принцип интеграции. Если раньше в большинстве комплексных программ были разделы, которые соответствовали определённым учебным дисциплинам или предметам, то теперь речь идёт о совокупности пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС: «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие». Музыкальным руководителям, понятие «интеграция» понятно и знакомо, т. к. музыка может использоваться во всех образовательных областях. Специфика реализации направления «Музыкальное развитие», в отличие от других направлений и образовательных областей, связана с тем, что задачи музыкального развития и воспитания детей решаются в тесном сотрудничестве с воспитателем.           Музыкальные руководители являются связующей нитью в процессе взаимосвязи с воспитателями. Среди многих проблем последнего времени, касающихся дошкольного воспитания, выделяется проблема воспитателей и специалистов ДОУ.   Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально- эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, нерегламентированность и неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству- большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии. Педагогическое взаимодействие между воспитателем и музыкальным руководителем необходимо рассматривать как субъект- субъектные отношения, характеризующиеся единством цели, в качестве которой выступает музыкальное развитие ребенка как главного объекта педагогических отношений. Чтобы реализовать принцип взаимодействия «воспитатель- музыкальный руководитель», необходимо понимание обеими сторонами такой важной функции педагогической деятельности воспитателя, как обеспечение целостности воспитательно- образовательного процесса. Основанием для этого должна служить готовность воспитателя к музыкальному развитию дошкольников, воспринимаемая им как важный элемент его профессиональной готовности к воспитанию детей. Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство. Очень важен тесный контакт и взаимопонимание музыкального руководителя с воспитателями. В группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса. На занятиях он активно помогает музыкальному руководителю: поёт, показывает движения, участвует в играх, плясках, если это необходимо. Организует самостоятельное музицирование ребят, включает музыку в повседневную жизнь детского коллектива. М узыка должна звучать и во время индивидуальной работы: утренней гимнастику, прогулку, экскурсию подвижных игр, при проведении дидактических игр и развлечений, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т. д. В задачи воспитателя по музыкальному развитию детей вне музыкальной совместной деятельности входит: исправление, закрепление навыков и умений, расширение музыкальных представлений, кругозора, выявление и формирование склонностей и музыкальных интересов каждого ребенка, развитие музыкальных способностей и самостоятельных способов действий. Он помогает музыкальному руководителю в проведении совместной музыкальной деятельности с детьми. Функции воспитателя в каждой возрастной группе различны, а степень активности обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят при данном взаимодействии. Только тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении совместной музыкальной деятельности с детьми! Непосредственно образовательная деятельность. В 1- ой части занятия воспитатель участвует в показе всех видов упражнений. Это позволяет детям одновременно развивать своё зрительное и слуховое восприятие. Во 2- ой части занятия при слушании музыки воспитатель личным примером воспитывает у детей умение слушать музыку, в нужных случаях тихо делает замечания детям, следит за дисциплиной. При пении а) в распевании не участвует, чтобы не сбить детей. Упражнения с разными группами детей в разных тональностях поёт с ними; б) при разучивании новой песни поёт с детьми, показывает правильную артикуляцию, правильное произношение слов( на мелодии) . Но ни в коем случае не учит слова до знакомства с мелодией. При совершенствовании разучивания песни на 2- ом этапе первые занятия поёт песни с детьми, на 4 – 5- ом занятиях только подпевает в трудных местах, может петь «без голоса»- артикуляционно, показывает кивком головы правильное вступление. При выразительном исполнении детьми песни, находящейся на 3- ем этапе разучивания, воспитатель не поёт, так как задачей этого этапа является самостоятельное, эмоционально- выразительное пение без поддержки голоса взрослого. Исключение – пение песен с детьми младших групп, где зачастую ещё нет опыта хоровой деятельности, и разучиваемый материал не достигает третьего этапа исполнения без помощи взрослого. В процессе музыкально- ритмических движений воспитатель: а) в играх несюжетных даёт разъяснения, указания, замечания по ходу игры, может включиться в игру при первом её исполнении или тогда, когда игра требует равного количества пар детей. С малышами играет на всех этапах разучивания игры. б) В сюжетных играх является или только наблюдателем, делает указания, или( в сложной игре, проводимой 1- 2ой раз, а также в группах младшего возраста) берёт на себя одну из ролей. Игру детей прерывать не следует. После того, как игра окончится, воспитатель даёт необходимые разъяснения, указания и дети играют вторично. Воспитатель, наблюдая игру детей, помогает музыкальному руководителю советом, говорит, что неудачно получается, какие движения следует вынести на упражнения для дальнейшего её совершенствования. То же самое происходит и во время исполнения детьми плясок. Новую пляску парную, тройками, элементы которой дети разучили в процессе упражнений, воспитатель показывает вместе с музыкальным руководителем( мелодия напевается ими) или с ребёнком( музыкальный руководитель играет) . В пляске хороводной 1- 2 раза воспитатель танцует вместе с детьми, затем дети танцуют самостоятельно. Воспитатель же делает указания в процессе исполнения пляски детьми, так как его внимание охватывает большее количество детей, чем внимание музыкального руководителя, сидящего у рояля. В плясках- импровизациях, проводимых с детьми старших возрастов, воспитатель не участвует, так как эти пляски проводятся в целях развития творческой инициативы детей. Он только записывает последовательность сочинённых детьми движений, и в конце пляски может одобрить их. Воспитатель может по согласованию с музыкальным руководителем сымпровизировать пляску, а детям предложить выполнить её по- своему. В плясках с участием взрослого, где его действия зафиксированы автором, воспитатель всегда, во всех возрастных группах танцует вместе с детьми. В 3- ей части занятия воспитатель обычно активно не участвует( за исключением занятий в младших группах) , так как оценку занятия даёт музыкальный руководитель. Но воспитатель делает замечание и указание детям при перестроении на марш, наблюдает за дисциплиной. Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей. «Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике». Разнообразна деятельность воспитателя и на праздничных утренниках. Праздники в ДОУ имеют огромное воспитательное значение: они сплачивают детский коллектив, обогащают детей новыми впечатлениями. Помощники воспитателя должны активно участвовать в праздничном оформлении помещения, помочь одеть детей перед праздником. Слаженная работа коллектива детского сада обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник- яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение. Самой ответственной является роль ведущего. Его эмоциональность, живость, уметь держаться на сцене, находчивость, умение непосредственно общаться с детьми, выразительное исполнение стихотворных текстов во многом определяет общий настрой и темп ведения праздника. Работа музыкального руководителя с ведущим и воспитателями по подготовке праздника заключается в поддержании постоянного контакта, обсуждении деталей программы, уточнении последовательного хода праздника и совместных действий всех его участников. Ведущий не только должен хорошо знать сценарий, музыкальный и литературный материал, чтобы в случае необходимости оказать детям своевременную помощь, но и уметь быстро реагировать на неожиданные случайные изменения. Из числа воспитателей выбирается ведущий праздника, его помощники, распределяются поручения между сотрудниками детского сада и устанавливаются сроки выполнения этих поручений( оформление зала, подготовка костюмов для детей на праздник, подарков, оформление постановок, сценок, сюрпризных моментов и т. п. ) . Накануне праздника ведущий в присутствии музыкального руководителя организует готовность зала, атрибутов, элементов костюмов и предметов для игр, т. е. проверяет готовность к празднику. Ведущий отвечает за художественное и педагогическое содержание всей праздничной программы. Воспитатели, не выступающие в каких- либо ролях, находятся с детьми своей группы. Они поют вместе с детьми, подготавливают детали костюмов, атрибуты, помогают при проведении игр, танцев, если это необходимо. Инсценировки и стихи должны разучиваться в группе со всеми детьми, чтобы при необходимости могла произойти замена болеющего ребенка, или замена роли в инсценировке. Необходимо предложить каждому ребенку выступление по силам. Способные дети находятся при этом в лучших условиях: им поручают более ответственные номера и они успешно с ними справляются. Труднее обеспечить участие на празднике тех детей, которые не достигли необходимого уровня развития, не уверены в себе, застенчивы, не проявили каких- либо способностей. Однако они могут выступить в игре, в групповом танце или при чтении стихов. При этом воспитатель должен добиться, чтобы порученное выступление воодушевило ребенка, доставило ему радость. Поэтому важна посещаемость детьми детского сада: посещение разнообразных занятий и участие в интересной жизни детского сада. Дети так же не должны быть свидетелями разговоров взрослых о новогодних подарках от Деда Мороза, о приглашении кого- либо на роли сказочных героев. Иначе, разрушается сюрпризность – ос новной компонент праздника. Слаженная работа коллектива воспитателей, возглавляемая музыкальным руководителем, обеспечивает проведение праздника на высоком художественном и организационном уровне. Только при таких условиях праздник – яркое, запоминающееся событие в жизни сада, имеющее большое воспитательное значение. И сейчас я все выше сказанное конкретизирую: 1. Воспитатель должен з нать порядок номеров наизусть. 2. Следить за дисциплиной, с тараться не критиковать и не дергать детей, поправлять детей корректно, поглаживая по плечу. 3. Знать стихи и детей их читающих, вовремя подсказывать начало стихотворения. 4. Брать на себя роли в спектаклях. Не отказываться от принятой роли. 5. В младших группах должен быть быстрый темп ведения праздника без заминок и пауз со стороны ведущих( т. к. Внимание у детей неустойчивое) . 6. Чётко знать, когда посадить детей. Когда поднести оборудование. 7. Взаимосвязь воспитателя с музыкальным руководителем посредством условных сигналов( Смотреть на муз. р ук. ) . 8. Роль своего героя выделить цветным карандашом сразу после получения сценария. 9. Если у ребёнка нет пары, её заменяет воспитатель. 10. Воспитатель должен видеть на празднике каждого ребёнка.

Оставить комментарий: