a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей :"Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников" Мануйлова Л.М.

Опубликовано: 2015-12-26 20:46:51

Консультация для воспитателей и родителей

Нетрадиционные методы оздоровления дошкольников

 Дошкольный возраст — это уникальный и самобытный период, когда устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям и национальным истокам, закладывается фундамент здоровья и духовной жизни. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Это дает основание считать вопросы охраны и укрепления здоровья детей приоритетными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений.

Дошкольный возраст — это период, когда происходит становление всех физических и психических важных функций организма, закладывается фундамент его здоровья и развития на долгие годы (Т.Л. Богина, Н.И. Бочарова, Е.Н. Вавилова, В.В. Зеньковский, Ю.Ф. Змановский, Э.Я. Степаненкова и др.). Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растет и развивается, каждому воспитателю необходимо грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения: — создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей; — сформировать представления у дошкольников о своем теле, организме; — формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма; — обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; — понимать необходимость и роль двигательной активности.

В настоящее время все больше педагогов обращаются к современным формам оздоровления детей в профилактической и коррекционной деятельности. Эти нетрадиционные методы, при разумном использовании помогают детям справиться с проблемами в развитии, повышают работоспособность, улучшают память. К ним можно отнести: сказкотерапию. пескотерапию, фитотерапию, оздоровительный бег, музыкотерапия, тренинг, аутотренинг, релаксация, ароматерапия, цветотерапия, светотерапия, смехотерапия, игратератия и др.

Сказкотерапия – лечение художественным словом, она способствует развитию воображения, что помогает решать собственные проблемы ребенка в реальном мире. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе Сказкотерапия очень востребована. Это объясняется рядом факторов. • особенностями настоящего момента: быстрый теме жизни, загруженность информацией, жесткая конкурентная среда вызывает необходимость иногда погружаться в некую иную, сказочную реальность; • сказка, являясь сгустком человеческой мудрости, помогает развивать творческое начало в ребенке; • сказка пробуждает эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства; • язык сказки доступен ребенку; • сказка способствует формированию личности ребенка, помогая преодолевать трудности и повышая веры в собственные силы. Куклотерапия- это прием психокоррекционного воздействия с помощью куклы между ребенком и взрослым. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Этот метод рекомендовано применять в специализированных группах.

Фитотерапия - это лечение растениями и травами. Мы все больше убеждаемся, что лучше болезни предупредить, чем лечить . В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь.

Оздоровительный бег (дозированный) Цели: — тренировать дыхание, выносливость; — выработать чувство скорости в беге, умение держать темп: — укрепить мышцы, кости, суставы; — поддержать общий тонус организма. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой (5—7 человек) не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки. Музыкотерапия- это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний; стимулирует речь, содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий и т.д. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен, ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Тренинг Цель: снять излишнее напряжение и улучшить психоэмоциональное состояние. Тренинг — элемент психической дисциплины. Его основа — способность человека преувеличивать положительное и отстранять — «распылять» отрицательное. При выполнении тренингов важным является умение вообразить и переиграть описываемую ситуацию, что дает ребенку возможность успокоиться, взглянуть на произошедшее объективно.

Аутотренинг Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, размеренного дыхания. После двигательной активности необходимо сесть или лечь в изолированном от посторонних шумов помещении, расслабить мышцы, дышать глубоко и спокойно, отвлечься от тревожных мыслей.

Релаксация Цель: преодолеть внутренне» напряжение. Современные дошкольники испытывают повышенные психические и физические нагрузки: постоянную спешку, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевании, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Релаксация помогает детям снять внутреннее мышечное напряжение, привести нервную систем и психику в состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к воспитанию уверенности в себе.

Аромотерапия Это лечение эфирными растительными маслами, которые оказывают психофизиологическое воздействие на человека. Пользу приносят не только запахи расслабляющие, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхания, а значит, и обеспечению организма кислородом. На разных людей один и тот же запах действует по-разному, вызывает определенные воспоминания и ассоциации. Это учитывается при создании комфортной психологической обстановки на сеансах.

Цветотерапия Цвету издавна приписывались мистические свойства и благотворное действие на человека. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают отрицательные эмоции. Одни бодрят, другие угнетают — влияние цвета носит избирательный характер. Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях. Страдающий ими пациент помещается в комнате, где все предметы и проникающий свет красного цвета. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие. Умственный труд дается легче в комнате с синими стенами или синими шторами. Этот цвет полезен также для слабых глаз. Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит. Желтый исцеляет кишечник. Светотерапия Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна и депрессию, вызванную недостатком естественного освещения в зимний период. Смехотерапия Ускоряет выздоровление, помогает справляться с депрессией, сохранять душевное равновесие, оптимизм. Не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством к нему.

Игротерапия Цель игровой терапии — утверждение уникального «Я» ребенка, его самоценности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимые последствия.

ЦВЕТОТЕРАПИЯ Цветотерапия — научное направление, без медикаментозный метод лечения людей путем восстановлена индивидуального биологического ритма с помощью социально подобранного цвета. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, НА ЕГО чувства, повышает тонус. Пескотерапия – игра с песком, рисование песком, и т.д. - любая манипуляция с природным материалом. Очень полезна детям  с неуравновешенным психикой, страдающим заиканием, сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Ученые всего мира пришли к выводу: что нетрадиционные методы и способы в большинстве случаев не только не уступают по своей эффективности воздействия на больной организм, но и по ряду показателей превосходят их. Они доступны, просты, эффективны, лишены побочных воздействий.

 

Коментарии
Любовь Петровна Тимакина написано 2017-02-08 15:33:02
Спасибо за полезную и поучительную информацию, а главное очень хочется доступное по средствам применить в своей практике с дошколятами.
Ответить

Оставить комментарий: