Родительский клуб
В соответствии с требованиями ФГОС для успешной реализации Программы должны быть обеспечены психолого – педагогические условия для педагогической поддержки семьи и повышении компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Одним из условий является тесное педагогическое взаимодействие детского сада и семьи. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка.
На современном этапе в работе с родителями появилось понятие “вовлечение родителей” в деятельность дошкольного учреждения, т.е. активное участие родителей в работе ДОУ, которое оказывает влияние на его функционирование и развитие. Всю работу по вовлечению родителей к деятельности дошкольного учреждения можно разделить на три этапа:
Ø Выявление потребностей родителей в области воспитания и образования собственного ребенка;
Ø Педагогическое просвещение родителей;
Ø Партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ.
На первом этапе педагогам помогут беседы с родителями, посещения на дому, наблюдение за детьми, анкетирование, опрос, “Почтовый ящик”.
Педагогическое просвещение родителей – самый важный этап. Для реализации содержания этой работы в ДОУ используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия: вечера вопросов и ответов, “круглый стол”, деловые игры, родительские собрания (общие и групповые), устные журналы, встречи с интересными людьми, родительские, семейные клубы, беседы, выполнение индивидуальных поручений, переписка, наглядная агитация.
Необходимо помочь родителям ориентироваться в литературе по семейному чтению, увлечь обсуждаемой на встрече темой, расположить их к анализу распространенных стереотипов в воспитании, вызвать ассоциации с собственным опытом. Важно заинтересовать родителей, вызвать их на откровенный разговор, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Если воспитатель смог затронуть сознание и чувства родителей, то их можно считать союзниками, они уже никогда не останутся равнодушными созерцателями происходящего. Все это поможет лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания конкретной личности в детском саду и дома
Главная задача педагогов на третьем этапе – создание условий для развития нормальных отношений в семье, а это может быть достигнуто только при деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в различных формах.
Практика работы педагогов с родителями выявила 2 вида форм совместной работы с родителями.
Ø Совместные мероприятия педагогов, специалистов и родителей: родительские конференции, консультации, беседы, вечера для родителей, педагогические советы, диспуты, кружки для родителей, встречи с администрацией, тренинги и т.д.
Ø Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, утренники и праздники, концерты, викторины, спортивные соревнования, турпоходы, выпуск газет, выставки совместного творчества, тематические вечера, благоустройство ДОУ и территории и т.д.
Не следует забывать и о наглядных формах работы: библиотеки, папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации, открытки-приглашения, фотовыставки, Уголки для родителей.
Одним из условий предоставления услуг в сфере дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС мы считаем работу «Родительского клуба».
Дискуссии, ролевые игры, творческие задания помогают понять, насколько важно помимо безусловной любви к ребенку иметь знания:
Ø основных возрастных особенностей детей и тех проблем, с которыми чаще сталкиваются родители, общаясь с ребенком;
Ø правил основных игр для родителей и детей, имеющих в своей основе психокоррекционные принципы;
Ø как поступать в критических ситуациях.
Участниками этого клуба являются дети 3-7 лет и их родители, педагоги, а также специалисты.
ЦЕЛЬ: Преодоление барьера недоверия родителей к ДОУ, установление и развитие доверительно-партнерских отношений между родителем и ребенком, семьей и педагогами, удовлетворить потребности родителей в психолого-педагогическом образовании в вопросах развития и воспитания детей на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ, а так же осуществление адаптационных мер при переходе детей из домашней среды в ДОУ, пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
Основные задачи:.
Ø Повысить родительскую компетентность в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей
Ø Помочь родителям научиться играть и общаться со своим ребенком, адекватно оценивать его (уровень развития, достижения, проблемы и пр.) и определять оптимальные пути взаимодействия с ним.
Ø Вовлекать родителей в жизнь детского сада.
В содержании работы включены следующие методы:
Ø метод игровой терапии – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; (театрализованная деятельность, психогимнастические упражнения, этюды, игровые задания);
Ø метод групповой дискуссии – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребенком;
Ø метод обсуждения и разыгрывания ситуаций – помогает найти оптимальный способ взаимодействия;
Ø метод обучающего эксперимента – помогает родителям применить полученные знания на практике;
Ø метод анализа поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта;
Ø метод анализа типов коммуникативных взаимоотношений – позволяет выявить причины ухода родителей от решения проблем;
Ø метод анализа ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребенка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение ребенка, т.е. развивать у него умение анализировать ситуацию и находить способы решения проблем самостоятельно.
Основным средством профилактики отношений в развитии детей служит информированность родителей, педагогов, повышение их психолого- педагогической культуры. Эффективность психопрофилактической работы определяется еще и грамотным отбором тем для выступлений. Темы встреч для клуба формируются по результатам диагностики, из запросов и интересов родителей, а ток же возможно из решения годового плана и единой методической темой годового плана ДОУ. В круг актуальных вопросов, предлагаемые родителям входят:
- возрастные особенности детей;
- условия, необходимые для полноценного психологического развития;
- адаптация к условиям ДОУ;
- новообразования в развитии детей (кризисы одного, трех лет)
- медицинская информация;
- игры и упражнения для развития и обучения детей.
Другими словами, родители должны получать своевременную информацию об актуальном состоянии ребенка (процессе его развития, сформированности каких-либо навыков и т. д.), а так же о возможных проблемах, которые могут возникнуть в будущем при несоблюдении правил.
Работа клуба организована по трем этапам:
Ø Подготовительный: определение потребностей родителей через собеседование и анкетирование. Дифференцирование обозначенных проблемных ситуаций соответственно возрасту детей.
Ø Организационный: составление перспективного плана работы клуба, утверждение графика проведения занятий. Данный этап оснащается методическим сопровождением: составляются конспекты занятий, подбирается стимульный материал.
Ø Непосредственная работа “Родительского клуба”.
Здесь следует помнить, что родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях. Поэтому, следует изменить не только их структуру, но и считаться с мнением родителей при определении тематики.
В структуру совместных мероприятий могут входить следующие компоненты:
Ø Слово воспитателя (руководителя) ДОУ по теме;
Ø Анкетирование родителей;
Ø Представление семейного опыта;
Ø Мастер – классы;
Ø Педагогическая мастерская;
Ø Выступление специалиста (по запросу родителей);
Ø Обсуждение педагогических ситуаций, прочитанной литературы по семейному воспитанию;
Ø Просмотр презентаций;
Ø Выступления желающих родителей;
Ø Открытые просмотры ОД или его части, режимных моментов;
Ø Выступление детей;
Ø Подведение итогов.
Таким образом, работа родителей и педагогов в условиях дошкольного учреждения носит ярко выраженный специфический характер сотрудничества, так как изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и работниками дошкольного учреждения
В результате данной работы педагогов с родителями повышается компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Это обеспечивает понимание и лучшее взаимодействие ДОУ.