a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация учителя - дефектолога

Опубликовано: 2015-12-28 14:44:11

Консультация учителя-дефектолога

ДЕФЕКТОЛОГ- это педагог, занимающийся вопросами обучения и развития детей с особенностями в развитии. Эти особенности можно разделить на несколько видов: нарушения слуха, зрения, интеллектуального развития, речи. Каждая из этих особенностей, без своевременных специальных занятий со специалистом, приводит не просто к задержке психического развития, но и к умственной отсталости. Как же понять, стоит бить тревогу и обращаться к специалистам или все в развитии ребенка идет нормально? Для этого каждой маме надо очень внимательно отнестись к себе с самого первого дня беременности. Ведь именно в эти 9 месяцев у малыша закладываются все органы и системы, формируется Центральная Нервная Система (ЦНС). Если в течении беременности  женщине  был поставлен диагноз «внутриутробная гипоксия плода», то надо сразу же после родов наблюдаться у невропатолога, а в дальнейшем обязательно проконсультироваться с дефектологом. Ведь что значит гипоксия плода? Это кислородное голодание будущего ребёнка. От нехватки кислорода в первую очередь страдают клетки мозга, что впоследствии может привести к тяжелым отклонениям в развитии. В частности,  к Задержке Психического Развития (ЗПР), Задержке Речевого Развития (ЗРР),  моторной или сенсорной алалии (не говорящие дети), Общему Недоразвитии Речи (ОНР) разной степени выраженности, заиканию, умственной отсталости и т.д.

Другой фактор риска для ребенка – сам момент родов. Если были какие – либо отклонения  и осложнения в родах, то это тоже повод наблюдаться у невропатолога с первых дней жизни. Самый трудный период в жизни малыша – это первый год. Ему надо так много всему научиться и так много всего узнать! Мозг малыша в этот период развивается просто с космической скоростью. Но любое инфекционное заболевание, сопровождающееся тяжелой интоксикацией и высокой температурой, может вызвать задержку моторного и психического развития ребенка.

Если у вашего малыша был хоть один из этих факторов риска, то не медлите и срочно обратитесь к специалисту дефектологу. Он проведет не просто обследование всех сторон психического развития вашего малыша (память,  внимание, логику, речь, пространственное ориентирование, мышление, сенсорное развитие), но и посоветует, как заниматься с малышом, чтоб его развитие соответствовало норме. И помните, клетки мозга формируются только до пяти лет. Поэтому,   чем раньше вы начнете заниматься со своим ребенком, тем больше шансов на успех!

 

Как преодолеть ЗПР?

    Задержкапсихическогоразвития (ЗПР) удетейявляетсяследствиеммногихнегативныхфакторов, втомчислеитех, прокоторыеужеуспелизабыть. Этоисложнаябеременностьумамы (моглибытьразличныезаболевания, напримергипертония, сердечно-сосудистая недостаточность, нефропатия, инфекции и др.), осложнения в родах, болезни ребенка до трех лет, частые простуды, хронические заболевания… 

    Огромное влияние на развитие ребенка имеют условиявоспитанияипсихологическийклиматвсемье, особенно в первые три-четыре года. Естественно, вопрос "воспитания" понимается в широком смысле. Это и правильный режим дня, и создание условий для двигательной активности ребенка, круг общения, игра, занятия и многое другое.  Нарушение гармоничности развития ребенка, особенно в раннем и младшем возрасте, и приводит к отклонениям в развитии, в том числе к задержке и психического развития.  В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи. Например, это может быть специальный детский сад (группа) для детей с ЗПР, в котором службе психолого-педагогического сопровождения отводится значительное место. Специалисты "службы" осуществляют коррекцию развития детей, определяют ее эффективность.

    Почему же часто специалисты детского сада рекомендуют проконсультировать ребенка у врача? Это может быть врач-психиатр, невролог, эндокринолог, терапевт и др. Причиной этого является то, что у ребенка с ЗПР могут быть различные текущие соматические и нервно-психические состояния или заболевания, которые тормозят физическое, психическое (в том числе речевое), личностное развитие ребенка. Это значительно затрудняет работу специалистов в преодолении задержки. Таким образом, медицинская помощь оказывается в детской поликлинике при наличии на то показаний.

    Практика работы нашего детского сада показывает, что в последнее время большинству детей поступивших в детский сад, требуется та или иная медицинская помощь. И без нее мы не достигнем тех результатов, на которые могли бы рассчитывать.

   Педагоги часто слышат просьбы родителей: "Вы побольше занимайтесь с ребенком". Однако чрезмерная нагрузка (мера у каждого ребенка своя) также может навредить ребенку. У него на фоне повышенной нагрузки и требований не выдерживает и без того ослабленная нервная система. При этом в одних случаях срабатывают внутренние защитные механизмы: может произойти имитация простудного заболевания. У ребенка беспричинно может подняться температура, начаться рвота, когда он собирается в детский сад, и нормализуется через некоторое время, как только ребенок осознает, что он остается дома, и к нему никто не будет приставать с занятиями. В других случаях нервная система может не выдержать нагрузки: у ребенка могут начаться тики, энурез (недержание мочи), заикание, могут обостриться хронические болезни или запуститься новые. Поэтому, работая с ребенком с ЗПР, очень важно дозировать нагрузку, организовывать "охранительный режим" в детском саду и дома. В некоторых случаях врачи рекомендуют родителям проводить поддерживающуюмедикаментозную (или другую) терапию на период адаптации его в детском саду или в весенний период, когда у детей отмечается наибольшая утомляемость.    Из выше изложенного, понятно, что в каждом конкретном случае врач на основании результатов обследования ребенка принимает решение: лечить или не лечить, а если лечить, то как. И лечит он не ЗПР, а причины, которые или приводят к задержке, или осложняют ее проявления.     В любом случае назначение и рекомендации делает врач, а родители берут на себя ответственность следовать им или нет. Но при этом они разделяют ответственность со специалистами за конечный результат коррекционной работы с их ребенком.

 

 

                                                  Учитель-дефектолог       Стёпкина Н.В.

 

Оставить комментарий: