Консультация "Игровой макет в детском саду"
Документы для скачивания
Филиал МДОУ – детский сад №3 р. п. Земетчино Консультация «Игровой макет в детском саду» Подготовила: воспитатель Костина Л. В. 2015 год Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает. Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Введение нового Федерального государственного образовательного стандарта( ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предлагает иные требования по организации предметно- развивающей и игровой среды в учреждениях. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому возник ает интерес к обновлению предметно- развивающей и игровой среды в ДОУ. Что же нам рекомендуе т Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по организации предметно- развивающей и игровой среды. В стандарте четко прописаны принципы развивающей среды, она должна быть: - содержательно- насыщенной; - трансформируемой; - полифункциональной; - вариативной; - доступной; - безопасной. Цен тральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками я выбрала – макет. Он содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность. Сюжетная игра- это любимый вид деятельности дошкольников, именно в ней максимально развиваются их способности. Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет: - удовлетворять свои интересы; - реализовывать свои возможности; - создавать игровой сюжет и реализовать его; - проявлять индивидуальные особенности игрового творчества. Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно- ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка. Организуя предметно- игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально- стилевых особенностей в игре. Р ебенок самостоятельно придумывает и комбинирует разнообразные сюжетные события, активизирует комментирующую речь( то есть, играя, ребенок комментирует свои действия, поступки) , используя для этого разнообразные средства: мимику, жест, речевую интонацию. Для того, чтобы игра получила свое развитие, старшему дошкольнику необходим так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развертывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками, может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира( реалистического и фантастического) . В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет, то есть тематически многозначный( условно- обобщенный) маркер игрового пространства. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа: 1. Макеты- модели: Макет- модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями( дома, церковь, светофор) , добавлением служат тематические фигурки- персонажи и предметы, мелкий транспорт- автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж( деревья, цветы) . 2. Макеты- карты: Макеты- карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете- карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объект ами( дома, гаражи, бензоколонки) . Ландшафтный макет- карта- это плоскость с обозначенной цветом природной территорией( лес- зеленый цвет, река- голубой цвет, земля – коричневый цвет) , которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами- деревьями, цветами и т. д. «Универсальный» макет- это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей. Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его. Сюжетно- ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, способствуют развитию творческой инициативы. С тематическим макетом, используя приложенный к нему антураж без изменений, дети играют только первое время. Затем замыслы меняются, дополняются другими предметами, могут соединяться два или три макета. Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные фантастические события. Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы( то есть способности к творческому решению проблем, возникающих при осуществлении деятельности, в игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируя начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию) – а это важные показатели интеллекта. Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования полноценной личности. В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата. Любой вид деятельности, в том числе сюжетно- ролевая игра, требует от педагогов грамотной организации и руководства, изучения методической литературы по организации игр с макетами. Обитатели- персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем( из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала) , что способствует развитию творчества в различных видах деятельности( в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов) . Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым пополняя свой словарный запас. Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т. д. Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук. Макет- это результат конструктивно- творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным( на специальных подставках) , настенным( объекты на переднем плане, а изображение на заднем) . Вывод: Подводя итоги, следует отметить, что макет- это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре, выступает как создатель проблемно- игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов( т. е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше? », «Что с ними случилось? ») . Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло- детской и свободной детской активности.