a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация "Усвоение звуков родного языка через упражнения М.Монтессори. Жуковина Т.А.

Опубликовано: 2015-12-29 23:15:20

Документы для скачивания

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ М. МОНТЕССОРИ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ЗВУКОВ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Жуковина Т. А. , учитель – логопед МАДОУ «ЦРР – д/ сад №2 г. Шебекино Белгородской обл. » Проблеме воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечению условий их успешной самореализации в настоящее время уделяется большое внимание. Педагогическая система Марии Монтессори, в основе которой лежит идея: каждый ребёнок проходит свой индивидуальный путь развития с его возможностями, потребностями, системой отношений- в полной мере отвечает специфике сегодняшней образовательной ситуации. Методы и организация Монтессори- педагогики оптимально подходят для ребёнка с любым уровнем речевого, умственного, психического развития, поскольку реализуют индивидуальность в обучении. Одной из задач, решаемых логопедом в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР, является усвоение и различение звуков родного языка. У детей данной категории нарушено фонематическое восприятие, они испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Эти функции у детей с ЗПР формируются с большим трудом. И здесь на помощь приходят упражнения М. Монтессори. Знакомство со звуками начинается с гласных, поскольку они по своей артикуляции, возможности длительного произнесения наиболее доступны для выделения и различения их в потоке звуков и в словах. Эта работа начинается в средней группе и требует многочисленного повторения упражнений и игр со специально подобранным материалом. С этой целью была разработана серия игр по принципу упражнений Монтессори. В игре «Картинка – звук – буква» дети упражняются в выделении из слов первых гласных звуков: [ а] , [ у] , [ о] , [ и] , [ э] . Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между буквой – символом слова на обратной стороне картинки и буквой в ячейке коробки. В определении гласного звука в середине слова дети упражняются в игре «Гласный в середине слова». В ней используются короткие слова( лук, мак, дом и т. д. ) со звуками: [ а] , [ у] , [ о] , [ ы] , [ и] . Такой подбор слов значительно облегчает работу детей. А в игре «Гласный в конце слова» дети упражняются в определении только конечного гласного в слове. Контроль ошибок в этих играх осуществляется таким же образом, как и в первой игре. Выделению, определению гласного звука в слове помогает упражнение Монтессори «Гласный под ударением». Это упражнение предлагается ребёнку в тот период, когда он уже знает буквы и имеет представление об ударении. Ребёнок старается распознать на слух ударный гласный и вложить карточку в соответствующий кармашек с буквой. Знакомство и работа с согласным звукам вызывает у детей ещё больше трудностей, так как они чаще всего произносят согласный звук в сочетании с гласным. Поэтому при знакомстве с каждым согласным звуком подчеркивается его особое произношение и реб ё нок нуждается в упражн ениях, где бы он мог тренироваться произносить согласный звук отдельно, четко. С огласные звуки русского языка имеют разное качество, и могут звучать мягко и твердо. Для различения этого качества согласных хорошо использовать упражнение Монтессори «Тв ё рдый – мягкий». Но работа над различением согласных по мягкости и твёрдости начинается в средней группе до знакомства с буквами. Поэтому был разработан вариант упражнения Монтессори «Твёрдый – мягкий» с картинками, подобранными на определенный звук, а для самоконтроля на обратной стороне наклеены традиционные символы тв ё рдости и мягкости( синий или зел ё ный квадрат) . Материал коробочки легко меняется по мере изучения звуков. Это даёт ребёнку возможность многократно упражняться в различении звуков по тв ё рдости и мягкости. А в старших группах, когда дети начинают читать, они работают уже с карточками слов. Такая работа помогает реб ё нку реально видеть, что твёрдо и мягко звучащие согласные звуки на письме обозначаются одной и той же буквой. Еще одна особенность согласных звуков – их глухость и звонкость. Для их различения детям требуется определенный уровень развития тактильных ощущений( они должны улавливать коле бания горлышка) и развитие интуиции. У детей с ЗПР работа над различением звуков по глухости и звонкости вызывает большие трудности. Эффективную по мощь оказывает упражнение Монтессори «Глухой – звонкий». Он о опирается на знание детьми букв, поэтому презентация игры проводится после изучения нескольких глухих и звонких согласных и их графических знаков- букв. Содержимое коробочки увеличивается по мере ознакомления с другими согласными. Самоконтроль осуществляется установлением соответствия между символами глухости и звонкости на обратной стороне карточки с буквой и соответствующей ячейкой коробки. Работа с этим упражнением помогает реб ё нк у интуитивно чувств овать разницу в звучании глухих и звонких согласных. Для усвоения и различения гласных и согласных звуков было разработано упражнение «Гласный – согласный». В нём реб ё нок продолжает развивать фонематический слух и интуицию, усваивая разницу в звучании гласных и согласных звуков. Для самоконтроля с обратной стороны карточки с буквой наклеены символы гласных и согласных звуков: на гласных – красный квадрат, на согласных – синий. Со старшей группы, к огда дети в определенной степени начинают понимать, что звуки в словах занимают определённое место, активно использ уе т ся упражнение Монтессори «Звуки в кругу». Материалом служат игрушки или картинки по количеству детей. Реб ё нок ч ё тко произносит название своей игрушки или картинки и определяет позицию звука, который называет педагог. Свою игрушку( картинку) реб ё нок клад ё т в соответствующую ячейку. Такую же работу на определение позиции звука в слове реб ё нок выполняет в упражнении «Начало, середина, конец». В отличие от предыдущей игры материалом здесь являются игрушки или картинки с одним определенным звуком, но в разной позиции. Самоконтроль в этих упражнениях осуществляется установлением соответствия между буквой на обратной стороне картинки и ячейки: Н, С, К. Эти упражнения относятся к числу фонетических, никак не связанных с письмом и чтением. Ребенок работа е т с этими упражнениями, ещё не зная букв, символизирующих звуки. К ним относится и упражнение «Звуковой паровозик». Реб ё нок распредел яет картинки по вагончикам в соответствии с позицией звука в слове. Самоконтроль осуществляется с опоставлени ем цифры на обратной стороне картинки с номером вагончика. С ложную работу выполняет реб ё нок в упражнении «Найди общий звук». Материал игры состоит из картинок на несколько групп звуков. В коробке три отделения и в каждом лежат картинки, в названии которых имеется общий звук( он находится в одной из трех позиций) . Реб ё нок вынимает картинки одного цветового фона из каждого отделения и определяет общий звук для этих слов. Это упражнение помогает формировать у ребёнка навык звукового анализа слова. С этой же целью используется упражнени е «Домино из букв». Реб ё нку предлагаются таблички, на одной стороне которых написано слово с выделенными красным цветом первой и последней буквами, а на обратной стороне – соответствующая картинка. Работа со словами больше механическая, поскольку ребёнок подбирает карточки, зрительно ориентируясь на буквы. С этим справляются в основном и дети 5 лет. А вот подбор картинок требует от ребёнка больших усилий, такая работа становится доступной позднее и то не для всех детей группы. У пражнения со звуками М. Монтессори помогают детям с задержкой психического развития разви вать языковую интуицию, фонематический слух, звуковой анализ и синтез, котор ые впоследствии стан у т основой их грамотной речи. С учетом особенностей детей группы презентаци я некоторых упражнений повтор яется два, три, а порой и более раз, как в индивидуальной работе, так и в непосредственной обра зовательной деятельности, до полного усвоения реб ё нком правил работы с материалом. Материал упражнений меняется и дополняется по мере изучения звуков, это помогает избежать механического запоминания и поддержат ь интерес к работе. В зависи мости от степени усвоения материала и индивидуальных особенностей и возможностей реб ё нка количество картинок и карточек в упражнен иях колеблется от 4- 5 до 8 – 10. Узнать, как правильно использовать материал, — по мнению М. Монтессори, — только начало его полезности для ребёнка. Настоящий рост ребёнка, проявляющийся в развитии его психической природы, происходит в процессе повторения упражнений в самостоятельной работе с Монтессори- материалами. Поэтому в группе уделяется много внимания именно самостоятельной работе детей. Библиографический список. 1. Вераксы, Н. Е. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н. Е. Вераксы. - М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 336с. 2. Буторина, М. Монтессори- материал/ М. Буторина. - М. ; Мастер, 1992. 3. Монтессори, М. Дети – другие/ М. Монтессори. – М. ; Издат. Дом «Карапуз», 2004. - 336с.   4 Пятибратова, Н. В. Элементы Монтессори – педагогики в работе логопеда/ / Логопед. - 2009. №5. - с. 8- 12 5. Пятибратова, Н. В. Логопедические занятия с элементами методики Монтессори( для детей 4- 6 лет) / Н. В. Пятибратова. – М; ТЦ Сфера, 2010. – 112с. 6 Фаусек, Ю. И. Обучение грамоте и развитие речи по системе Монтессори/ Ю. И. Фаусек. - М. ; ТЦ Сфера, 1992. - 185с. 7. Хилтунен, Е. А. Уроки на корточках: Книга о воспитании детей в духе Монтессори педагогики Марии Монтессори/ Е. А. Хилтунен. - М. ; Генезис, 2006. - 158с.

Оставить комментарий: