развитие интересов детей средствами декоративно-прикладного творчества

Опубликовано: 15:12:18 30-12-2015

 

Документы для скачивания:

16842_Razvitie interesa detey k dekorativno (2).docx
Формат: .docx

Содержимое файтов:

16842_Razvitie interesa detey k dekorativno (2).docx

Педагогический опыт Козловой Татьяны Владимировны, педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Ардатовского муниципального района. Описание материала:   Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по обучению детей художественному вязанию, он будет интересен педагогам художественно- эстетической направленнос ти в дополнительном образовании, а также педагогам технологии общеоб разовательных школ.       Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, и для всех взрослых, родителей и педагогов важно поддерживать его пусть маленький, но ежедневный творческий рост, создавая для этого все необходимые условия.   Я считаю, задача дополнительного образования – выявить и развить творческие способности детей в доступной и интересной детям деятельности. Моя задача заключается в том, чтобы развить интерес детей к декоративно- прикладному творчеству, приобщить их  к  рукоделию, заложить основы нравственных ценностей,   научить ощущать мир своими руками, через красоту художественного изделия.   Я представляю вашему вниманию образовательную программу художественно- эстетической направленности « Волшебный клубок ».    Дан ная программа скорректирована мной с учетом содержания Типовых программ и учебников общеобразовательных учрежден ий, на основе собственного опыта, использования практических советов из популярных печатных изданий и Интернет- ресурсов.   Актуальность данной образовательной программы  заключается в приобщении детей к декоративно- прикладному творчеству, воспитании уважения к истории своего народа. Основная цель программы   – развитие творческих способностей детей, через приобщение к одному из видов декоративно- прикладного искусства – х удожественному вязанию. Для достижения цели программы, я решаю следующий комплекс задач: Обучающие. 1. Формирование знаний о вязании, ассортименте изделий, их функциональном назначении, способах изготовления вязаных изделий. 2. Приучить детей своевременно и тщательно готовить к занятию все необходимое, а во время занятия поддерживать порядок на рабочем месте. 3. Учить детей бережно относиться к оборудованию, экономить материалы, соблюдать технику безопасности. Развивающие. 1. Развивать интерес к народному творчеству, работать достаточно свободно, творчески и безбоязненно. 2. Развивать личность детей, активность, самостоятельность, коммуникабельность. 3. Развивать стремление добиваться высоких результатов в работе. Воспитывающие. 1. Воспитывать в детях  аккуратность, опрятность, терпение, культуру поведения. 2. Воспитывать умение ценить красоту художественного изделия. 3. Формировать   дружеские   и   доброжелательные   отношения,    взаимопомощь, товарищество. Содержание программы рассчитано на три года обучения( 216 час ов) и направлено на детей 8 – 17 лет.   Данная программа содержит увлекательный  материал по изучению техники вязания.   Первые шаги  по ней настолько просты, что не требуют от детей больших усилий.   Они с удовольствием открывают для себя разнообра зные возможности работы с пряжей. Новизна программы   в предоставлении возможности детям обуч иться не только вязанию, но и другим способам работы с пряжей.   Методика работы с деть ми по программе «Волшебный клубок » предполагает использование различных приёмов, способов, принципов педагогической деятельности. В основу   образовательного процесса  заложены   общие принципы. При обучении детей огромная роль отводится   принципу наглядности. В творческом объединении это в первую очередь оформление кабинета вязаными изд елиями, выполненные мною и моими воспитанниками, тематический уголок с фотографиями  воспитанников объединения «Волшебный клубок» со своими поделками. Мой опыт подтверждает, что многие сложные теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся более  дос тупными и понятными для детей. Так же разработанный мною образовательно- методический комплект содержит множество наглядных пособий: это иллюстративные пособия( картины, рисунки, фотографии) , различные информационно- технические пособия( учебные презентации и буклеты, сменяемые выставки готовых изделий, а также графические пособия( схемы, таблицы. ) . Внедрение новых технических средств в учебный процесс расширяет возможности наглядных методов обучения. В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, как компьютер. Несколько мультимедийных презентаций разработанных мной по темам программы «Цветы из пряжи», «Куклы в народных костюмах», наиболее полно и интереснее знакомит детей с изучаемым материалом. Методика организации работы детей основывается по принципу,   от простого к сложному.   При этом большое значение приобретает   принцип последовательности действий.   Для правильной выработки навыков работы необходимы показ и объяснение. Каждая тема программы основана на знаниях предыдущей темы и даётся с усложнением: от несложных приемов, д о изготовления сложных вязаных изделий( плед, кухонные комплекты, объ ёмные мягкие игрушки, сумки и др. ) . Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных действий,   предусмотренных программой, соответствует   принципу доступности: Для того чтобы достичь этого, нужно в процесс обучения включать сначала то, что близко и понятно для детей, а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала я предлагаю детям легкие задачи, а потом –  более сложные( но обязательно доступные для выполнения) . Например: с целью доступности излагаемого материала и развития познавательного интереса к изучаемой теме я рассказыв аю истории о возникновении ниток, спиц, крючка, ножниц, простого каран даша. Программа позволяет   индивидуализировать и дифференцировать   процесс обучения.   С  учетом разной подготовки  и возможностей детей, программой предусмотрен дифференцированный подход к образовательно- развивающему процессу, цель которого состоит в том, чтобы помочь каждому воспитаннику достичь уровня, отвечающего его индивидуальным способностям.   На занятиях, детям с различной подготовкой, даются разноуровневые задания, которые включают в себя базовые, упрощенные или усложненные задачи: более сильным детям  интересно и доступно выполнение более сложной поделки, менее подготовленным предлагаю выполнить упрощенный вариант.    При этом  обучающий  и развивающий смысл работы для каждого воспитанника сохраняется. Например, при изучении темы «Мягкая игр ушка» используется 2 варианта вязания игрушек( сложной и простой игрушки) . Это способствует устойчивому психологическому состоянию ребенка, а это важно для развития его познавательной активности и поддержания творческой атмосферы на занятии. Реализуя один из   принципов социализации   воспитанников, активно включаю их в об щественно- полезную деятельность.   Воспитанники участвуют в районных, межрегиональных, таких как « Параскева- р укодельница», всероссийских конкурсах « Талантоха », « Рассударики » и др. , делают подарки для ветеранов войны, пожилых людей и, конечно же, для  своих друзей и близких. Наиболее приоритетной работой по программе, я считаю использование в работе с детьми проектной деятельности. В основе метода проектов, над которыми мы работаем: 1. Развитие познавательных интересов детей; 2. Умение ориентироваться в информационном пространстве; 3. Проявлять компетенцию в воп росах связанных с темой проекта 4. Ориентация на творческую деятельность. В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения( словесные, наглядные, практические) чаще всего их сочетание. В процессе занятия сочетается групповая и индивидуальная работа. Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических знаний, полученных воспитанниками. Постоянно развивая интерес к занятиям, я выбираю такую форму проведения занятий, при которой ребёнку предоставляется возможность самосто ятельного творческого подхода. Для каждой практической работы выбирается та форма, которая больше всего подходит с учетом конкретных условий, уровня знаний учащихся, развития их умений и навыков, самостоятельности и имеющихся средств обучения. Форма взаимообучения необходима на наших занятиях, так как при помощи её обучающиеся могут на практике проявить свои знания и умения. Обучение проводится по типу семьи. Старшие помогают младшим- присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности- это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств. А так же позволяет рационально использовать время на занятии. Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Подведение итогов на занятиях  лоскутным шитьём строится на доброжелательном оценивании изделия: результат оценивает сам ребенок, затем – его товарищи.   Проверка результатов происходит в виде анкетирования, тестирования, самоанализа, игровой диагностики. Наиболее подходящая форма оценки знаний, умений, навыков, организованный просмотр выполненных работ в виде выставки. В результате осво ения программы « Волшебный клубок » воспитанники получают целый комплекс знаний и умений.   Результатом для меня как педагога является то, что мои воспитанники – постоянные участники всевозможных выставок и конкурсов муниципального и регионального уровня и ежегодно являются их призёрами и дипломантами.   Объединение «Волшебный клубок », это дружный коллектив единомышленников в составе педагога, детей и их родителей. Можно с уверенностью сказать, что воспитанники объединения в процессе работы испытывают вдохновение, радость от выполненной работы, а многое из того, что они выполнили своими руками, доставляет их родителям и окружающим людям подлинную радость от встречи с рукотворной красотой.

Оставить комментарий: