09.12.2015 "Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня" Подготовил воспитатель Тонких З.И.
Документы для скачивания
ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РЕЖИМЕ ДНЯ Жизнь- это система движений. Потребность в движении дана человеку природой. Физкультурные занятия самая эффективная школа обучения движениям. С целью укрепления здоровья ребенка и совершенствования организма средствами физической культуры особое внимание следует уделить физкультурно- оздоровительной работе с детьми, что является одной из главных задач дошкольного образования. Большое внимание с раннего возраста уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, координации движений, пространственного ориентирования, развитию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости и др. , а также привитию культурно- гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни. Для успешного физического развития ребенка необходимы разнообразные закаливающие мероприятия( соленое, сухое, воздушное, водное) Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы обеспечивает нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста. Коррекционно- оздоровитель ная работа дошкольного учреждения( ко рригирующая гимнастика для рук, ног, позвоночника, точечный массаж, элементы йоги) предупреждает искривление позвоночника, развитие уплощенной стопы, сердечно- сосудистые и простудные заболевания. Овладени е детьми правильной координации, обогащает двигательный опыт, необходимый в дальнейшей жизни, а также регулирует деятельность физиологических процессов организма. Организация физического воспитания во всех возрастных группах проводится при постоянном медико- педагогическом контроле. Целенаправленное физическое воспитание и оздоровительная работа дают возможность всем детям овладеть наиболее рациональными способами выполнения движений в оптимальных условиях, развить физическую силу, выносливость, ловкость, быс троту реакций, укрепить здоровье. Для всех возрастных групп характерна повышенная потребность детей в двигательной активности. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего детского организма. При проведении занятий с детьми физические упражнения следует подбирать с учётом возрастной физиологии и в соответствии с особенностями возраста детей. Для укрепления здоровья детей и предупреждения заболеваний необходимо повышать не только уровень их двигательной активности, но и систематически проводить ак тивные закаливающие мероприятия. Физкультурное занятие: является основной формой работы, типы физкультурных занятий: Классические занятия( по схеме: вводная часть, основная, заключительная часть) Игровые занятия( с использованием игр: народные подвижные игры, игры – эстафеты, игры – аттракционы и т. д. ) Занятия тренировочного типа( ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнение в лазании, с мячом) Сюжетные занятия комплексные( объединённые определённым сюжетом, спортивное ориентирование, с развитием речи) Ритмическая гимнастика( занятие, состоящее из танцевальных движений) Занятие из серии «изучаем своё тело»( беседы о своём теле, обучение самомассажу) Тематические занятия( с одним видом физических упражнений) . Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, её организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Физкультминутка проводится с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется двигательное беспокойство, наступает утомление, можно предложить несколько физических упражнений. Проводятся подвижные игры, физические упражнения на прогулке, игры – забавы: кросс с мячом( эстафеты с мячом, волейбол, футбол) , соревнование – поединки( эстафеты разного вида, захваты крепости) , игры с вертушкой, игры на асфальте, игры с песком и водой, хороводы, русские народные игры, метание, школа мяча, прыгалки – скакалки, спортивные упражнения. Гимнастика после дневного сна. Закаливание- важнейшая часть физического воспитания, цель: выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в соответствие с меняющейся внешней средой. Положительных результатов от закаливающих процедур можно ожидать только при соблюдении таких принципов, как постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, а также активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок( утренней и вечерней) . В системе физкультурно – оздоровительной работы детского сада прочное место занимают физкультурные праздники, спортивный досуг, дни здоровья. В систему физического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду с целью повышения двигательной активности необходимо включать различной формы занятия физическими упражнениями: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения на свежем воздухе, элементы спортивных игр, гимнастику после дневного сна, бодрящая гимнастика, физкультурные досуги, праздники, дни здоровья. Наряду с традиционными методами могут быть использованы нетрадиционные методы: ароматерапия, фитотерапия, металлотерапия, цветатерапия, светотерапия, камнетерапия, водотерапия, смехотерапия. Самостоятельная двигательная активность детей в группе и на воздухе. Совместные занятия по физкультуре детей с родителями. ЦЕЛЬ: У чить детей выполнять упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний дыхательной системы. Способствовать всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости. Учить правильному носовому дыханию, укреплению мышц рта. Сформировать навыки правильного дыхания благодаря многократным упражнениям. МАТЕРИАЛ: Воздушные шарики, бутылочки, соломинка( коктейльная трубочка, 3 теннисных мяча, разноцветные ленточки, стол, ворота, таз с водой, 4 кораблика( оригами) , пёрышки. ХОД ИГРЫ: - - Ребята, когда люди поздравляют друг друга, что они желают? ( ответы де тей: здоровья, счастья, радости, . ) - - Конечно, все желают здоровья. К ак понять, что человек здоров? ( ответы детей: здоровый значит весёлый, радостный, иг рает, шутят, ) . Сегодня мы будем с вами играть в лечебные дыхательные игры. « Собрались как- то ветры с разных концов света и решили выбрать самого сильного. Устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех. » Первое упражнение: КОРОЛЬ ВЕТРОВ. Подвешенные воздушные шары – чей шарик отлетит выше и коснётся стекла окна. Дуть правильно: воздух вдыхаем через нос и выдыхаем через рот. Победителю титул «Король Ветров». Второе упражнение: БУЛЬКАНЬЕ. Игра на восстановление носового дыхания. Бутылочка наполнена на треть водой и правильно необходимо дуть в бутылочку через трубочку, чтобы за один выдох получилось долгое бульканье: глубоко вдыхаем через нос и делаем глубокий длинный выдох в трубочку, чтобы получился долгий булькающий зву к. Третье упражнение: ЧЕЙ ШАРИК ДАЛЬШЕ? Игра на укрепление круговой мышцы рта, при спокойно сомкнутых губах. На столе раскладывают ленточки, на них ставят шарики. Вдохнуть воздух через нос и подуть на свой шарик. Побеждает тот, чей шарик укатится дальше. Четвёртое упражнение: ПЁРЫШКИ. Игра на тренировку навыков правильного носового дыхания. На ладошку положить пёрышко, сделать глубокий вдох через нос, сильным выдохом сдуть пёрышко, губы сложить трубочкой, а щёки надуть. Удержать в воздухе как можно дольше. Пятое упражнение: ВОЗДУШНЫЙ ФУТБОЛ. Стол – футбольное поле, по краям ворота, по центру стола шарик от настольного тенниса. Дети дуют на него через трубочку, стараясь задержать мяч на стороне противника. Забить гол в ворота. Шестое упражнение: МОРСКОЙ БОЙ. Таз с водой помещают два кораблика, управлять корабликами через трубочку, необходимо сбить корабль соперника, ведётся счёт. Седьмое упражнение: СДУЙ ШАР. Ирга на определение силы дыхательных мышц. Бумажные шарики, поставить ладошку, положить на ладошку бумажный шарик( лёгкий помпон) поднести ладошку ко рту и изо всей силы подуть на помпон. Отметить, чей помпон улетел дальше всех? Восьмое упражнение: КТО САМЫЙ ГРОМКИЙ? Игра на тренировку носового дыхания, смыкания губ. Выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубоко вдохнуть правой ноздрёй( рот закрыт) и произносить( выдыхать) « ммммм …». П олучается длинный выдох, звук « ммммм. . » надо направлять в нос, он должен быть звучным. - - Ребята, вам понравилось играть? В какую игру поиграл бы ещё Костя П. , Влад К. , Вероника Б. Чем понравилась? Дома вы тоже можете поиграть с родителями, играя в такие лечебные игры вы не будите болеть, научитесь правильно дышать. «В здоровом теле – здоровый дух». Радость и эмоциональный подъём способствуют скорейшему выздоровлению. МБДОУ «Детский сад села Купино» Нетрадиционные подходы к организации физкультурно- оздоровительной работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста». Подготовил: Тонких Зоя Ивановна, воспитатель Оздоровительная работа в последнее время приобретает особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе детей. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только 40% детей можно считать здоровыми. Таким образом, поиск эффективности мер, направленных на оздоровление приобретает первостепенное значение. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизирует поиск новых технологий физкультурно- оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития. Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей мною было проведено анкетирование среди педагогов и родителей. По результатам анкетирования: 88% сотрудников детского сада и 72% от общего числа родителей поддержали мою инициативу о выборе физкультурно- оздоровительной работы приоритетным направлением. Актуальность подхода обоснована состоянием здоровья детей. Заболеваемость в процентах Анализируя результаты анкетных данных, пришла к выводу, что без сознательного участия педагогов, родителей и самих детей в формировании и укреплении здоровья, координации усилий всех участников учебно- воспитательного и оздоровительного процесса не добиться успеха. В результате мною было принято решение: необходимо разработать свою программу оздоровления детей. Свою программу называла «В здоровом теле – здоровый дух». Она работает по трем направлениям: - Валеологическое образование. - Физкультурно- оздоровительная работа. - Консультативно- информационная работа с педагогами, детьми, родителями. Программа физкультурно- оздоровительного приоритета включает в себя разработку и внедрение мероприятий оздоровительного характера, направленных на улучшение состояния здоровья детей, снижение заболеваемости. Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни, рациональную организацию режима дня, стимулирование оптимальной физической активности, создание научно обоснованной системы закаливания. Вся работа ведется на диагностическом обследовании. Диагностическая работа проводится 2 раза в год в виде игровых ситуаций, в интересной и занимательной форме. Данные сравниваются с результатами предыдущего обследования и со стандартами, а затем анализируются мною, выявляя причины, отрицательно влияющие на состояние здоровья детей. Созданная мною предметно- развивающая среда помогает детям отыскать область своих интересов, раскрыть потенциальные возможности, утвердиться творчески способной личностью. В группе имеется традиционное и нетрадиционное оборудование, игрушки, пособия, аудиосредства, настольные игры, конструктор и спортивное оборудование. Имеются мячи, скакалки, кегли, игры для развития мелкой моторики рук и физкультурное оборудование, сделанное руками родителей. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в группе оборудован «уголок здоровья». Работа в уголках «Помоги себе сам», « Неболейки », «Волшебное зеркальце» помогают ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья. В этих уголках есть ростомер, уголок «Проверь осанку», где ребенок может самостоятельно отслеживать изменения в росте, проверить осанку, помериться в силе и ловкости с друзьями, изучить свои особенности и себя с другими. В уголке накоплен материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под моим руководством получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья. Внедрила в свою работу оздоровительно- игровой час( начиная с младшего возраста) . Предполагалось оптимизировать двигательный режим детей. «Оздоровительно- игровой час» позволил, во- первых, оптимизировать проведение обязательных закаливающих процедур, во- вторых, повысить двигательную активность детей за счёт организованной игровой деятельности. Основным приёмом организации такого «часа» являлся «игровой момент». Организация оздоровительно- игрового часа предусматривала творческий подход: я могла заменить игру, использовать музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием оставался учёт оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние детей. Без увеличения нагрузки детям предлагалось насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволило реализовать главную их потребность – потребность в движении. Всё это повышает интерес детей к физкультуре, увеличивает эффективность занятий, позволяет детям упражняться во всех видах основных движений. Мною оборудована в группе дорожка здоровья, ортопедические коврики. Назначение которых – воздействие на рефлексогенные зоны стопы путём их массажа, что способствует неспецифической профилактике заболеваний внутренних органов, плоскостопие, укрепление мышц нижних конечностей. Ежедневно утро начинаем с утренней гимнастики на свежем воздухе, если позволяют погодные условия. В структуру утренней гимнастики входят: разминка, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление, оздоровительный бег, ходьба с элементами дыхательных упражнений, часто под музыку. Провожу индивидуальные «минутки общения», игры на развитие сенсорики. Соблюдаю режим прогулок во все времена года. Слежу за чёткой организацией теплового и воздушного режима в группе, за рациональной неперегревающей одеждой детей. В режиме дня использую физические нагрузки различной интенсивности. В своей работе использую игры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, точечного массажа, гимнастики для глаз. Большое значение уделяю организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использую различные методические приемы: долгочтение, колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха провожу гимнастику после сна в сочетании с закаливающими процедурами и массажем. «Динамический час» – так называла этот период бодрствования детей. Провожу его в различных вариациях: упражнения в кровати « просыпалочки », полоса препятствий в спортивном зале, ритмические упражнения в музыкальном зале. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включаю мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, «безобразника», минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии, лепки и рисования, минутки прощания и расставания с друзьями. Как нетрадиционный метод оздоровления и коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей, использую хоровое пение с системой дыхательных упражнений по методике Стрельниковой. Хоровое пение благотворно действует на нервную систему, тренирует дыхательную мышцу, увеличивает ёмкость лёгких, поддерживает у детей состояние эмоционального комфорта. Систематически провожу психогимнастику по методике Чистяковой, аутотренинги, элементы музыкотерапии, смехотерапии, «ласковые минутки»( приёмы релаксации, что обеспечивает благотворный психологический климат в группе. Формы проведения занятий самые разнообразные: игровые, сюжетные, обычного типа и др. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Включаю в работу с детьми средства развития воображения и тем самым добилась существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ. Чтобы снять утомляемость детей, повысить умственную работоспособность на занятиях провожу физкультминутки в форме подвижной или дидактической игры с выполнением движений под текст стихотворения; с использованием упражнений для отработки и закрепления различных рефлексов. Подобраны мною подвижные игры, эстафеты, игровые задания, игры с речитативами. Эти игры развивают координацию движений, точность, т. е. стимулируют развитие физических и психомоторных способностей детей. Использую систему занятий ритмической гимнастикой. Движения включают элементы народных, эстрадных, спортивных танцев. В любое время года провожу спортивные праздники, дни, недели здоровья, развлечения, как в спортивном зале, так и на улице. Мною в группе создана картотека «минуток здоровья», подобрано музыкальное сопровождение режимных процессов( звучание спокойной музыки во время укладывания спать, пробуждения после дневного сна, свободной игровой деятельности) . Ещё одной из форм работы является гимнастика после сна. Начинаю гимнастику пробуждения с упражнений в постели, затем провожу корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, сухой душ, заканчиваю гимнастику игрой «Лечимся сами». Ежедневно повожу с детьми закаливающие мероприятия: босохождение с применением нестандартного оборудования( коврики с пуговицами, исписанные фломастеры, массаж стоп ног с помощью массажёров, самомассаж ортопедическими мячами. Применяю такой метод закаливания как контрастный по системе «тёплая вода – холодная – тёплая». Для профилактики ангины и простудных заболеваний в течение всего года ежедневно дети полощут рот и горло водой комнатной температуры. В период вспышки гриппа – 2- 3 раза в день. С целью повышения устойчивости организма к инфекции в осеннее- весенний период, провожу витамино- терапию( употребление в пищу лука, чеснока) . А также фитотерапию, ароматерапию с использованием масел хвойных деревьев. Веду «Дневник наблюдений», в который ежедневно вношу сведения о самочувствии, настроении, предпочтениях в пище того и иного ребёнка. На основании фиксируемых наблюдений могу более эффективно осуществлять принцип личностно- ориентированного подхода к детям. Провожу с детьми беседы, занятия валеологического цикла, с целью расширить знания детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм. Мною проводится коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушения осанки, имеющими плоскостопие. Для часто болеющих детей разработала индивидуальный оздоровительный маршрут, в который включаю как общие групповые мероприятия, так и строго индивидуальные, так как каждый ребёнок имеет свои показатели здоровья и свою индивидуальную карту физического развития. Одной из особенностей моей работы является использование малых форм народного фольклора( заговоры, прибаутки) для оздоровительных минуток, что способствует воспитанию детей в национальных традициях. Основной формой работы с детьми выбрана туристская прогулка, которая оказывает ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха и воды. В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт детей. Многократно, без устали и снижения интереса выполняя разнообразные двигательные действия в естественных условиях( приусадебный парк, берег озера, бёрёзовая роща, пруд) дети проявляют творчество, мышечную раскрепощённость. Опыт походной жизни формирует у дошкольников первоначальные навыки выживания в природной среде. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Для взаимодействия с родителями воспитанников оформляю информационные уголки здоровья «Вот я – болеть не буду», «Как я расту», «ЗОЖ», книжки- раздвижки, проводятся консультации, встречи «за круглым столом», ток- шоу с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные досуги, развлечения, эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Семейные старты». Организую диспуты, круглые столы, мастер- классы, пропагандирующие здоровый образ жизни. Предлагаю памятки, бюллетени, провожу «душевные разговоры», причём темы выбирают сами родители через «Книгу предложений». В своей работе с родителями определила наиболее приемлемые формы взаимодействия. Стараюсь не ограничиваться только традиционными формами( беседы, собрания) работы. Часто провожу анкетирование родителей, приглашаю врачей узкого профиля( отоларингологов, гастроэнтерологов, специалистов по физическому воспитанию, детского психолога, педагога- дефектолога. Мною проведены семинары- практикумы, тренинги с прослушиванием магнитофонных записей на такие темы: «Учим детей правильно дышать», «Гимнастика после сна». Предлагаю родителям деловые игры с разбором проблемных ситуаций по видеосъёмкам: «Витамины укрепляют организм», «Ценности здорового образа жизни», «Курение вредит здоровью». Организую для родителей «День открытых дверей» с просмотром и проведением разнообразных занятий по физической культуре, закаливающих процедур. Большое внимание уделяю индивидуальной работе с родителями. Считаю, что на этом моя работа не закончена. Результатом проводимой мною работы стало укрепление физического, соматического, психологического здоровья детей, стало улучшение в осанке и голеностопном суставе у некоторых детей, снизилось количество простудных заболеваний. Уменьшилось количество часто болеющих детей. Воспитала в детях привычку соблюдать режим дня, выполнять правила личной гигиены. Дети знают элементарные приёмы самомассажа. Повысился интерес детей к своему здоровью. Родители стали больше внимания уделять своему здоровью и здоровью своих детей: записывают детей в спортивные секции, хореографические кружки. Они стали активнее участвовать в спортивных праздниках, развлечениях. Уделяют внимание привитию навыка правильного дыхания посредством дыхательных упражнений. Надеюсь, что мой опыт физкультурно- оздоровительной работы с детьми и родителями заинтересует педагогов.