Рекомендации для родителей
Документы для скачивания
Адаптация детей раннего возраста. Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги МДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. Предполагаемые результаты: Безболезненная адаптация детей к условиям МДОУ. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста. Повышение физического, психического речевого уровня развития детей. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: родителей в делах группы, детского сада. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ. Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата. № п/ п Содержание Ответственный 1 Сбор информации о семьях будущих воспитанников( ФИО родителей, место работы, возраст и. т. д. ) Воспитатели, заместитель заведующей по ВМР, заведующая 2 Изучение условий воспитания и развития в семье. Воспитатели 3 Анкетирование родителей. Первичная диагностика развития детей раннего возраста. Заместитель заведующей, специалисты, воспитатели 4 Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей. Заведующая, заместитель заведующей по ВМР, специалисты, воспитатели 5 Организация практических занятий с детьми и родителями. Воспитатели 6 Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями. Заместитель заведующей 7 Оформление наглядных форм работы с родителями( информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций и другое) Педагоги групп 8 Проведение дня открытых дверей и первого родительского собрания Заведующая А Д А П Т А Ц И Я детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций характер, которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребёнка, от сложившихся личностных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждение, то есть каждый ребёнок привыкает по своему. Однако, можно отметить виды и некоторые закономерности адаптации. Адаптацию малыша к детскому саду можно разделить на три вида: легкая, средняя и тяжелая. Тяжелая адаптация может длиться месяцами. В этот период у ребёнка ухудшается аппетит вплоть до полного отказа от еды, нарушение сна мочеиспускания, на лице резкие перепады настроения, частые срывы капризы. Кроме того малыш часто болеет( в данном случае болезнь нередко связана с нежеланием ребёнка идти в детский сад) . Такие дети в коллективе нередко чувствуют себя неуютно, неуверенно, практически не с кем не играют. Если родителям пустить ситуацию на самотёк, это может перерасти в серьёзные нервные заболевания и расстройства. Нужно тщательно следить за состоянием малыша. Второй вид – легкая адаптация. В этом случае ребёнок вливается в новый коллектив безболезненно( этот происходит приблизительно в течение месяца) , ему там комфортно, он не устраивает скандалов, когда мама ведет его в детский сад. Такие дети как правило болеют нечасто, хотя в период адаптации «срывы» всё же возможны. Последний тип адаптации – средний, когда малыш более- менее терп и мо переносит походы в детский сад, может периодически «всплакнуть», но ненадолго. В среднем, этот период длится до двух- трёх месяцев. Чаще всего в это время не избежать заболеваний. Некоторые закономерности протекания адаптации: Нужно отметить, что до двух- трёх лет ребёнок не испытывает потребности в общении со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребёнка как партнёр по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребности ребёнка в доброжелательном внимание и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку еще сами нуждаются в этом. Поэтому ребёнку трудно адаптироваться к яслям поскольку сильно привязан к матери и её исчезновение вызывает бурный протест у ребёнка, особенно если он впечатлительный и эмоционально- чувствительный. Психологи указывают на следующий парадокс, чем раньше ребёнок отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективно настроен. Если адаптация к яслям не происходит в течение года и более, то это сигнал родителям, что с ребёнком не всё в порядке и нужно обратиться к специалистам. По наблюдениям специалистов оптимальный средний срок адаптации в яслях 9 – 16 дней. Рекомендации по адаптации родителям: Отводя ребёнка в ясли родители каждый раз должны нежно и спокойно прощаться с ним, а передав его воспитателю, немедленно уходить. Важно чтобы этот процесс был абсолютно естественным и также естественно воспринимался ребёнком. Необходимо живо интересоваться делами в ясельной группе и быть в тесном контакте с сотрудниками детского учреждения помогать организации воспитательного процесса в нём. Также, следует обращать внимание на соблюдение ребёнком правил личной гигиены, на употребление им вежливых форм речи, на самостоятельность в поступках и др. При необходимости тренировать определённые навыки у ребёнка. В привыкание к новым условиям важную роль играет возможность « интимитизировать » обстановку, принести любимую игрушку. Постарайтесь уговорить ребёнка оставит ь игрушку переночевать в садике и наутро встретиться. Пусть игрушка ходит ежедневно и знакомится там с другими игрушками, расспрашивайте, что с игрушкой происходит, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом можно узнать многое о том как вашему малышу удается привыкать к садику. Режим дня ясельного ребенка в выходные дни( за исключением времени пробуждения) не должен отличаться от привычного ритма, так как маленький ребёнок плохо переносит изменения заведённого порядка. Следствием таких изменений могут быть нарушения сна, трудности засыпания вечером и после обеда. Нарушение сна могут приобрести устойчивый характер, а дефицит сна приводит к нервозности, что в итоге повредит развитию ребёнка. Как показали исследования психологов дети, переходящие из ясельных групп в детский сад отличаются от домашних детей большей самостоятельность. Они быстрее входят в жизнь группы и проявляют большую активность, чем дети воспитывавшие до детского сада в семье. Проблемы адаптации в ДОУ При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения- с тановятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии. Проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. Н. А. Аскарина( основоположник науки о раннем возрасте) не раз возвращаясь к вопросу адаптации детей, приводила пример: «Садовник бережно пересаживает молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на котором оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут». От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает сложно и болезненно. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, приходят в отчаяние в окружении чужих людей, в незнакомой обстановке. Слезы, капризы, отказы идти в детский сад для многих родителей может наступить момент разочарования, а процесс привыкания может затянуться. В период адаптации отмечается высокая заболеваемость острой респираторной вирусной инфекцией( ОРВИ) . Этому способствует не только увеличение количества контактов с новой обстановкой, но и напряженное психоэмоциональное состояние детей. Заболеваемость и тяжесть адаптации взаимосвязаны. Что же нужно делать? Можно ли избежать этих неприятностей? Как помочь семье справиться с новой ситуацией? Чтобы этого не произошло, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Положительное влияние на адаптационный период оказывает его правильная организация и ранняя социализация ребенка. Эта проблема актуальна для нашего педагогического коллектива муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 32 « Журавушка » города Губкин Белгородской области, так как ежегодно в наше учреждение поступает до пятидесяти малышей в возрасте от 1, 5 до 3- х лет. Работу по адаптации детей педагоги ДОУ проводят в нескольких направлениях: · создание условий для эмоционально- психологического комфорта; · работа с родителями воспитанников; · организация игровой деятельности, отдыха, занятий. Педагоги стремятся дать малышам положительную установку, что детский сад – это их второй дом и создают атмосферу тепла, уюта, эмоционального комфорта, для того чтобы они с удовольствием и желанием посещали детский сад. Интерьер групповых комнат должен ребенку напоминать образ дома. Воспитатели стараются приблизить оформление групповых комнат, спален к домашней обстановке, чтобы малыши не испытывали дискомфорта от их размеров. Для этого подобрали красивые шторы в спальные комнаты в прохладных тонах( синий, фиолетовый) , а в групповые- теплые, пастельные тона( бежевый, светло- розовый) . В игровых комнатах, как и в квартирах детей, есть крупногабаритная детская мебель: стол, стулья, диван, кресло, мойка, плитка. Она размещена так, что образованы «маленькие комнатки», где дети могут чувствовать себя комфортно. В каждой ясельной группе изготовлены подвесные фигурки, бабочки и птички, которые помогают малышу снять напряжение, отвлечься от расставания с мамой, знакомят их с формой и цветом, размером предметов. Психологами доказано, что зеленый цвет благотворно влияет на эмоциональное состояние ребенка, поэтому для оформления интерьера группы используются комнатные растения, подобранные в соответствии с возрастом детей. Педагоги ясельных групп изготовили дидактическую игрушку « Шептунчик ». Он стал главным помощником в период адаптации детей. Шептунчик встречает и провожает малышей, укладывает их спать, готовит для ребят сюрпризы, играет с ними, помогает запомнить разные правила, развивает мелкую моторику рук. Ребенок может пошептаться с ним, заплести косички, завязать бантики поделиться своими радостями и огорчениями. Наибольшие трудности в период адаптации связаны с приучением ребенка к дневному сну. Малышу показывают кроватку, где он будет спать, объясняют, где он будет оставлять свою одежду. Воспитатели стараются сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам: качают ребенка, если он к этому привык, сидят рядом, рассказывают сказки, дают игрушку. Почувствовать связь с семьей малышам помогают фотографии мам, помещенные на спинки детской кроватки. Перед сном педагоги включают спокойную музыку, которая помогает детям расслабиться и уснуть. Ни в коем случае нельзя насильно укладывать ребенка спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке. Для комфортного пребывания малышей в группе оформлены фотоэтюды из семейных фотографий, чтобы малыш в любой момент смог увидеть своих близких, и уже не так тосковать вдали от дома. Постепенной адаптации к окружающему миру способствуют любимые игрушки, вещи детей, которые приносят из дома и хранят в своем шкафчике или носят с собой. Необходимым условием успешной адаптации является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Педагогами проводится предварительная работа с семьями воспитанников еще до поступления в детский сад. Собирается информация о ребенке: выявляются привычки, особенности поведения, его интересы и склонности. С этой целью проводится анкетирование родителей: «Знакомство», «Мой ребенок и его индивидуальные особенности». В период адаптации воспитатели ведут дневники наблюдений за малышами, ежедневно сообщая родителям новости из жизни ребенка. Для получения обратной информации в группах сделаны «Почтовые ящики», в которые родители могут поместить вопросы и пожелания. Большая роль в адаптации ребенка отведена родительскому уголку, где размещается информация по вопросам воспитания и обучения детей раннего возраста, даются советы по различным проблемным направлениям. Оформлены рубрики, отражающие деятельность детей в ДОУ: выставки детских, фотовыставки, рубрики « Секретник для мам», «Вот как славно мы живем» и другие. Педагоги рекомендуют родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Рекомендуют приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, чтобы обратить внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни адаптации воспитатели ранних групп советуют родителям приводить ребенка позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей. В период адаптации малышей в ДОУ задача воспитателя состоит в том, чтобы успокоить, прежде всего, родителей: пригласить их осмотреть групповую комнату, спальню, показать шкафчик, кроватку, рассказать, чем ребенок будет заниматься, познакомить с режимом дня. В нашем детском саду существует традиция: родители могут прийти в группу в удобное для них время и находиться в ней столько, сколько считают нужным, чтобы они увидели своего ребенка во всех режимных моментах, его общение со сверстниками. Важным моментом в адаптации детей к ДОУ является умелая организация воспитателями игр, занятий и отдыха. Для создания разнообразной деятельности в групповых помещениях выделили несколько уголков. В группах расположены спортивные уголки, которые удовлетворяют потребности малышей в движении. В них сосредоточено большое разнообразие мячей, погремушек, кеглей, мягких модулей, двигательно- моторных игрушек и т. д. Уголок изобразительного творчества расположен в доступном для детей месте со свободным доступом к карандашам, фломастерам и бумаге. Изодеятельность для ребенка не столько художественно- эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть свои чувства на бумагу. Умиротворяюще действует на малышей игры с песком и водой. Такие игры в период адаптации успокаивают и расслабляют, имеют развивающие возможности. С этой целью в группах создан центр песка и воды. Воспитатели организуют увлекательные игры с использованием небьющихся сосудов разной конфигурации и объема. Дети купают резиновых кукол, набирают в резиновые игрушки воду и выталкивают ее струей, пускают по воде кораблики и так далее. Для релаксации малышей в группах имеются аквариумы с крупными рыбками. В уголках сенсорного развития педагоги расположили вкладыши, пирамидки, пуговицы, шнуровки, молнии, дидактические игры( «Божья коровка», дидактический коврик «Веселые друзья») и т. д. Это оборудование помогает развивать у детей мелкую моторику рук, память и мышление, формирует представление о форме, цвете и величине. Занимаясь в сенсорном уголке, ребенок получает положительные эмоции. Дети ясельного возраста трудно привыкают к коллективу сверстников. Наши воспитатели учли это и оформили уголки уединения, чтобы ребенок мог успокоиться, побыть один, поиграть или отдохнуть. С целью социализации, развития коммуникативных способностей детей, формирования положительного отношения к сверстникам, формирования эмоционального состояния воспитатели используют театрализованные игры, показывают настольный и плоскостной театр, театр перчаточных кукол, привлекают дошкольников к игре на музыкальных инструментах. Для познавательного развития малышей воспитатели используют разнообразные конструкторы, мягкие модули, изготовленные своими руками. Модули помогают детям изменять игровое пространство групповой комнаты. Имеется много тематических наборов( «Зоопарк», «Цирк») , дидактических игр. В книжном уголке групп раннего возраста преобладают книги с прочными листами из плотной бумаги. Яркие, красочные книги своим оформлением привлекают детей и находятся в доступном для них месте. Большое внимание педагоги детского сада уделяют созданию игрового пространства. В группах много ярких, крупных мягких и других игрушек, так как детям этого возраста свойственна эмоциональность, впечатлительность, стремление ко всему необычному. Игры и игрушки создают условия для сюжетно- ролевых игр( коляски для кукол, автомобили, «парикмахерская», «кухня», «больница») . Педагогами используются игрушки- самоделки, которые оказывают существенное влияние на содержание детских игр, делают их интересы более устойчивыми и объединяют в игре. Таким образом, работа педагогов нашего дошкольного учреждения по трем направлениям адаптации детей раннего возраста( создание условий для эмоционально- психологического комфорта; работа с родителями воспитанников; организация игровой деятельности, отдыха, занятий) позволяет уменьшить заболеваемость, способствует быстрому привыканию к новой обстановке, формирует самостоятельность малышей в общении со сверстниками и взрослыми Таблица Результаты адаптационного периода в группах раннего возраста в ГОУ д- с № 1247 Годы Кол- во поступивших Переболело Детодни Пропуски по болезни Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода- способствует легкой адаптации, помогает предотвратить или снизить заболеваемость. Мы считаем, что в течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно относиться доброжелательно, помогать осуществлять малышам их задумки, положительно оценивать результаты их труда. Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям. _ _ Трудности адаптационного периода. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что для многих детей изменения в образе жизни часто оказываются стрессовыми, отражаются и на психическом, и на физическом здоровье. Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. Врачи и психологи различают три степени адаптации: легкую, среднюю и тяжелую. Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, его отношения к взрослым и сверстникам, предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Период легкой адаптации длится 1- 2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Снижение защитных сил организма выражено незначительно и к концу 2- 3 недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к яслям длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 15- 40 дней, настроение неустойчиво в течение месяца, значительно снижается активность малыша: он часто плачет, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, не пользуется речью. Эти изменения длятся до полутора месяцев. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции. Особую тревогу родителей и воспитателей вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль – не предохраняют его от инфекций. Частые болезни сочетаются с неадекватным поведением ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Он плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; его сон чуткий и короткий. Во время бодрствования малыш подавлен, не интересуется окружающим, избегает других детей или ведет себя агрессивно. Тихо плачущий и безучастный, равнодушный к еде, к мокрым штанишкам, к воспитателям и сверстникам, постоянно прижимающий к себе свою любимую домашнюю игрушку, или, наоборот, бурно выражающий свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывающий предлагаемые ему игрушки, агрессивный – таким может быть ребенок в период тяжелой адаптации. Улучшение его состояния происходит очень медленно, в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям. Факторы, определяющие характер адаптации. Какие факторы влияют на успешность привыкания ребенка к яслям? Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможностями адаптации, лучше справляется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, гораздо большие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение беременности и родов матери, заболевания в период новорожденности и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в период перед поступлением в детское учреждение. Последующие заболевания неблагоприятно сказываются на иммунитете, могут затормозить психическое развитие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна приводят к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состояние и как следствие – заболевание. Следующим фактором, влияющим на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, в котором малыш поступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения. Как это происходит? Привязанность к матери – необходимое условие нормального психического развития ребенка. Она способствует формированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, любознательность, развитию социальных чувств. Для возникновения привязанности необходим продолжительный и устойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с первых дней его жизни. Привязанность начинает формироваться уже в первом полугодии жизни ребенка и к концу первого года оформляется в виде устойчивых эмоционально- личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выражается в основном положительными эмоциями, особенной радостью ребенка при появлении мамы. В 7 мес. ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, беспокойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1, 5 лет привязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одиночества. Ярко выраженный страх в семимесячном возрасте свидетельствует о врожденной чувствительности ребенка и должен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли. В 8 мес. малыши начинают бояться незнакомых взрослых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязанность к ней. Страх перед чужими длится недолго, до 1 г. 2 мес. В последующем дети спокойнее воспринимают других людей, но могут смущаться при них. Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 мес. до 1 года 2 мес. могут стать предпосылкой последующего развития тревоги и страха. При неблагоприятных условиях тревога перерастает в тревожность, страхи – в боязливость, становясь устойчивой чертой характера. Случается и так, что невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, обусловливается тревожностью близких, которые ни на шаг не отпускают от себя малыша, постоянно опасаются несчастного случая, заражая своими страхами ребенка. Многие дети в возрасте от 6 мес. до 2, 5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 мес. до 1 г. 2 мес. , т. е. в период, когда совпадает беспокойство при разлуке с матерью и страх посторонних. Не менее важным фактором, влияющим на характер адаптации, является степень сформированности у ребенка общения с окружающими и действий с предметами. В раннем возрасте предметная деятельность становится ведущей, а общение происходит в основном по поводу действий с предметами. Такое общение называется ситуативно- деловым. В ходе делового общения у ребенка формируются особые связи с окружающими людьми. На смену непосредственным, эмоциональным контактам младенца с матерью и другими близкими, имеющим избирательный характер, интимную, личностную основу, приходят контакты, в центре которых стоит предмет. Практическое взаимодействие более безлично. Для него не так важна эмоциональная близость партнеров, ведь все их внимание сосредоточено на предмете. Конечно, ребенок скорее предпочтет игру с близким человеком, чем с незнакомым, но если он умеет налаживать деловые контакты, то ему легче отвлечься от личности партнера, а следовательно легче взаимодействовать с посторонними, чем ребенку, владеющему одним только опытом эмоционального общения. Это означает, что процесс адаптации будет протекать более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно- делового общения. Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить эту потребность в общении с посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не могут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чувствует себя одиноко, неуютно. Такой ребенок предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совместной игре. Необходимого для этого возраста сотрудничества со взрослым у него не складывается. А отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложностям во взаимоотношениях ребенка с разными взрослыми. Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и становлением предметной деятельности, предполагающей другую форму общения – сотрудничество. Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к яслям. Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому. Они любят вместе с ним решать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами. Характерной особенностью детей, которые с большим трудом привыкают к яслям, является низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой. Такие малыши быстро пресыщаются игрой, не могут сами найти себе занятия, постоянно требуют внимания взрослого, капризничают, если у них что- то не получается. Большое влияние на течение адаптации оказывает и отношение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привыкают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода. Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребенка к яслям. Он связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно- мнительна и слишком опекает ребенка, аффективно реагирует на все его состояния, если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания, если родители испытываю трудности в общении с окружающими, если в семье часто происходят ссоры, - все это может явиться причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению. Анкета психологической готовности ребенка к поступлению в ясли 1. Какое общение( эмоциональное или предметное) предпочитает малыш? 2. Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими? 3. Любит ли малыш играть самостоятельно с игрушками? 4. Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами? 5. Проявляет ли он стремление к самостоятельности в быту( хочет сам есть из ложки, умываться, одеваться и пр. ) ? 6. Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослых( убрать на место игрушки, принести что- либо, помочь в каком- то деле) ? 7. Как малыш реагирует на незнакомых взрослых? Охотно ли он идет на контакт с ними или проявляет страх, отказывается от общения? 8. Каким образом он налаживает контакты с" чужими" взрослыми? 9. Как ребенок относится к сверстникам? Выражает ли он радость, готовность к общению или сторонится других детей? Если Ваш малыш любит играть с Вами, спокойно переносит разлуку, может занять себя каким- либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости, охотно выполняет Ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию, охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, активен и доброжелателен по отношению к сверстникам, Вы можете не тревожиться о том, что у него возникнут серьезные трудности при поступлении в ясли. Он готов к изменениям в своей жизни. Но вот наступил момент, когда Вы определили, в какие ясли и к какому воспитателю попадет Ваш малыш. Вероятно, у Вас есть время подготовиться к первому посещению ребенком ясельной группы, сделать его переход к новому образу жизни наиболее безболезненным. Постарайтесь сделать это следующим образом. Как помочь ребенку адаптироваться к яслям? Предварительно познакомьтесь с будущим воспитателем Вашего малыша и обстановкой в которой ему придется проводить большую часть дня. Побеседуйте с воспитателем об индивидуальных особенностях ребенка, о его предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов. Это поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с малышом с первых дней его пребывания в яслях. Хорошо, если Вы познакомите ребенка с воспитателем, и некоторое время будете ненадолго приводить малыша в ясли на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, а также в группу, где ребенок познакомится с новой обстановкой, с игрушками. Главное – заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить возникновение страха перед незнакомыми взрослыми и детьми. Даже в том случае, когда ребенок не испытывает особых затруднений при переходе из семьи в дошкольное учреждение, родителям или близким малыша не следует сразу же разлучаться с ним на целый день. Иногда ребенок не сразу понимает, что мама надолго оставляет его одного в незнакомой или малознакомой обстановке. Его переживание одиночества может быть отсроченным, оно может возникнуть спустя несколько дней после первого посещения яслей. Для того чтобы ребенок постепенно привык к новым условиям жизни, следует постепенно формировать у него привычку и желание ходить в ясли. Наилучшим образом адаптация может проходить с участием мамы ребенка. Есть дети, которые без особых проблем включаются в коллективную жизнь. В таком случае мама может сама ввести ребенка в групповую комнату, побыть с ним немного, а затем попрощаться и уйти, пообещав скоро вернуться. В любом случае, в первые дни лучше забирать ребенка пораньше, поскольку он может переутомиться в новой обстановке. Если же ребенок не отпускает от себя маму, прижимается к ней и никого не хочет видеть, ей лучше остаться с ним на некоторое время, постараться постепенно ввести его в жизнь группы. Мама( или кто- то из близких малыша) имеет право находиться в группе в период адаптации ребенка, и по договоренности с воспитателем может принимать участие в жизни группы. Постепенная адаптация может включать несколько этапов. Первый этап: мы играем только вместе. На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама является проводником и защитником ребенка. Она побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Они вместе рисуют, танцуют, играют в подвижные игры вдвоем или с другими детьми. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, отводит его в туалет, одевает, раздевает и пр. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы. Рано или поздно это случится с каждым малышом, поскольку природная любознательность начнет подталкивать его к освоению окружающего пространства. Если в этот период к ребенку подходит кто- то из сверстников, мама может поиграть с обоими детьми. Второй этап: я играю сам, но ты будь рядом. Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой: малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые его пробы на самостоятельность, но первый этап автономии уже пройден. Ребенок уже может находиться в группе, хоть и с опаской, но подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками. Третий этап: иди, я немножко поиграю один. Рано или поздно настает момент, когда малыш сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом ребенку нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Ребенок должен быть уверен, что мама держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить. Четвертый этап: мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя. И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Время от времени он будет вспоминать о ней, но теперь уже воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает. Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.