a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Автор: гусарова елена владимровна Опубликовано: 2016-01-05 13:13:06

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В настоящее время система дошкольного образования переживает изменения: вступил в действие ФГОС ДО. В данном документе делается акцент на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. В рисунках детей мы убеждаемся в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Цель продуктивной деятельности( рисование) формирование у детей умений использования разных техник рисования для передачи выразительности образа, развития воображения и творчества. Применительно к детскому рисунку выразительность — качество нестабильное. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством выражения замысла. И зобрази тельная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш б удет стремиться в своих рисунках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.   И.  А.  Лыкова считает: «Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выра зительность явлений». О днако о браз, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего развития способностей и приобретенных навыков. Детские рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно потому их можно назвать выразительными. Выразительность детского рисунка  — это пассивное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоциона льного отношения к нему. Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует? И, самое главное, как научить добиваться выразительности своих рисунков? Комарова Т.  С. , исходя из своих исследований, считает, что для создания художественного образа в рисунке требуется еще и умение выразить свой замысел в интересной и разнообразной форме. Таким образом, актуальность работы состоит в том, что р исование является одним из любимых видов деятельности дошкольников. Яркие краски дают приятные ощущения. Изодеятельность необходима ребенку для полноценного развития. Она является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельности ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют р азвитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей. Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнав аемыми, далекими от реальности. У многих детей пропадает желание рисовать. Поэтому, наряду с традиционными способами и приемами можно использовать нетрадиционные. Нетрадиционные техники рисован ия –это способы создания нового оригинального, это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать А самое главное – самовыражаться. Цель моей работы- разработка занятий с применением нетрадиционных техник рисования для развития выразительности рисунк ов детей младшего дошкольного во зраста и их апробация. Задачи работы: - поиск и анализ информации, необходи мой для выполнения теоретического обоснования и практической апробации; - подбор и апробация образовательных ситуаций с использованием нетрадиционных техник рисования; - подготовка необходимых материалов для организации занятий с применением нетрадиционных техник рисования; - оформление методического портфолио( конспекты непосредственно образовательной деятельности, консультации для родителей, пальчиковые игры) , дидактического( оформленный раздаточный и демонстрационный материал по теме) ; - а нализ и формулирование выво дов по результатам методической разработки. Новизна использования нетрадиционных техник рисования в работе с детьми: На сегодняшний день активно обращается внимание на новые направления художественного воспитания детей дошкольного возраста, которые дают широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности ребенка. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия Практическая значимость в том, что применение нетрадиционных техник рисования для формирования выразительных обр азов в рисунках у детей младшего дошкольного возраста позволяет сформировать способность разного видения реальных объектов, помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Данные разработанные ситуации могут быть использованы в работе с младшей группой. Перспективный план занятий Свою работу мы начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники, переходя от более простых к более сложным: рисование тычок жесткой полусухой кистью, оттиск( штамп) поролоном, оттиск смятой бумагой, оттиск картофелем, рисование восковыми мелками, рисование воском, . В связи с особенностями младшего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание. Мною был составлен следующий план занятий:   дата Название техники Тема занятия Задачи 2. 03. 2015 Рисование пальчиками «Горошинки на зонтике»- учить детей наносить пальцем мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; - продолжать знакомить с основными цветами( красный, синий, желтый, зеленый) ; 10. 03. 2015 Рисование ладошкой «Дружные ладошки»- учить аккуратно, рисовать ладошками, набирать необходимое количество гуаши, примакивать ритмичными движениями руки; 16. 03. 2015 Тычок жесткой полусухой кистью. «Носит одуванчик желтый сарафанчик»- Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; - закрепить названия основных цветов( желтый, зеленый) ; 23. 03. 2015 Оттиск поролоном «Красивая ваза»- учить рисовать поролоном по трафарету, 30. 03. 2015 Оттиск смятой бумагой «Звёздное небо»- Учить комкать бумагу; - Познакомить с приемом рисования смятой бумагой 13. 04. 2015 Оттиск картофелем «Божья коровка»- учить детей рисовать округлую форму с помощью печаток из картофеля, дополняя её деталями; - закреплять навыки рисования гуашевыми красками; 20. 04. 2015 Восковые мелки+ акварель. «Праздничный салют над городом»- учить рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; - Закреплять умени е заполнять весь лист изображением 27. 04. 2015 Свеча+ акварель «Рыбы в аквариуме»- закреплять умение рисовать графическими материалами, делать акварельную заливку — фон; Предметно – пространственная среда В группе организован уголок художественного творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества: бумага разного цвета, фактуры и формы цветные карандаши фломастеры восковые мелки краски( гуашь и акварель) кисти тонкие и толстые картон( белый и цветной) салфетки баночки для воды печатки и шаблоны палитры поролон пробки пенопласт свечи ватные палочки штампы в форме геометрических фигур и т. д. Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях. В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности. В группе имеется магнитофон, записи с музыкой для использования музыкальных произведений на занятиях по художественному творчеству. Стихотворения для использования в режимных моментах и в НОД Мама краски мне купила, Ну а кисточку – забыла. Только я не унываю – Пальцы в краску окунаю, На бумагу их кладу, Ловко линии веду. В. Москаленко Над бумажным над листом   М ашет кисточка хвостом.   И не просто машет,  а бумагу мажет,  красит в разные цвета.   Ах, какая красота! Валентин Берестов Волшебник кисточкой взмахнул –  И ожил лист бумажный:   Донёсся грома дальний гул,   И дунул ветер влажный.   И вот уж ливень грозовой   Н а сад цветущий льётся! И человечек – Как живой! – Под зонтиком  С меётся! . . Владимир Данько Мелки мы взяли, Дом нарисовали С чудесными окошками, С собачками и кошками. Во дворе- березы, А на клумбах- розы. В беседке вьется виноград, Поспеют гроздья- каждый рад. Солнышко светит над домом, По небу бегут облака. Идём мы за ручку с тобою, И дружба наша крепка. Наталья Яковлева До чего же хороши  у меня карандаши!   Не мешайте мне, прошу:  Нарисую- покажу.   На лугу зеленый клён,   Черный грач сидит на нём.   Речки синий поясок,   Жёлтый рядышком песок.   Белый парус, как плакат,   Солнца красного закат.   И коричневые тропки   П о овражку, где ручей. . .   Вынимаю из коробки,   Семь цветных карандашей. Александр Степанов Пальчиковые гимнастики для использования и в режимных моментах и в НОД Пальчиковая гимнастика «Божья коровка» По цветку ползет букашка( выставить из левого кулака указательный палец и мизинец- это «усы» божьей коровки) На ней красная рубашка. (   накрыть спинку «божьей коровки» правой ладонью) Маленькая крошка,  ( правой рукой погладить «божью коровку») На спине горошки. ( указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке «божьей коровке») Пальчиковая гимнастика «Одуванчики»: А уж ясно солнышко( разводим руки в стороны) Припекло, припекло( опускаем и поднимаем руки перед собой) И повсюду золото, золото, золото Ручейки на улице( пальчики бегут по столу) Всё бегут, все бегут. Одуванчики, одуванчики( дуем на пальцы) Всё летят, и летят( движения кистей рук) . Пальчиковая гимнастика «Цветы» Наши красные цветочки ( прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Распускают лепесточки.  ( п отом раскрываются в виде чаши, перед лицом) Ветерок немножко дышит,  ( затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке) Лепестки колышет.  ( к исти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки ( прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки,  ( показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, И головкою кивают. Пальчиковая гимнастика «Мои вещи» Вот это- мой зонтик, Я в дождь хожу с ним( Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её) Пусть дождь барабанит – Останусь сухим. ( " Барабаним" пальцами левой руки по правой) А вот моя книжка, ( Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты) Могу почитать, ( Раскрываем ладони" книжечкой" ) Могу вам картиночки В ней показать. ( Руки вытягиваем, ладони открыты) Вот это- мой мяч, Очень ловкий, смешной. ( Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки) Его я бросаю над головой. ( " Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки или о ладонь партнёра по игре) А вот мой котёнок, Я глажу его, Мурлычет он так Д ля меня одного. ( Поочерёдно гладим одну руку другой) Пальчиковая гимнастика «Рыбка» Рыбка плавает в водице. Рыбке весело играть. Рыбка, рыбка, озорница,   Мы хотим тебя поймать. Рыбка спинку изогнула,   Крошку хлебную взяла. Рыбка хвостиком вильнула,   Быстро- быстро уплыла. ( Две ладошки вместе изображают плавательные движения) ( Хлопают в ладоши) ( Ладони поочередно сжимаются в кулак)  ( Плавное движение каждой ладонью) ( Хватательные движения “щепоткой”) ( Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками) Дидактические игры Д/ и «Нарисуем котенка» Цель: 1. закрепить умение детей использовать в одном рисунке различные техники рисования; 2. расширять представления детей о многообразии нетрадиционных техник рисования; 3. развивать творческое воображение; 4. формировать интерес к нетрадиционным техникам рисования. Ход игры: Ребёнок переворачивает левую и правую половинки изображения, совмещая между собой разные техники нетрадиционного рисования. Материалы для изготовления игры: альбомные листы, гуашь, кисти, поролон, , трафарет котенка. Изготовление: 1. рисуем котенка разными видами нетрадиционных техник рисования: оттиск поролоном, тычок полусухой жёсткой кистью, рисунок пальчиками. 2. ламинируем каждый лист и брошюруем. 3. разрезаем каждый рисунок пополам. Игра готова. Д/ и «Отгадай чем нарисовано» Цель: закрепление знаний детей различных техник рисования; Ход игры: детям предлагаются картинки с отпечатками различных техник рисования и картинки с предметами, которыми они нарисованы. Дети должны сопоставить картинки между собой. Материалы для изготовления: альбомные листы, гуашь, кисти, поролон, восковые мелки, отпечатанные картинки. Изготовление: На отдельных листах бумаги оставляем отпечатки разными нетрадиционными техниками. Затем наклеиваем отпечатанные картинки с предметами, с помощью которых мы делали отпечатки. Игра готова. Консультация для родителей «О творчестве и значении нетрадиционных техник рисования для развития детей» Творчество детей – это мир ярких удивительных образов, с помощью которых они передают свои впечатления том, что их окружает Занятие рисованием – одно из самых больших удовольствий для ребенка. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но их действительности и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству. Мы, взрослые, порой не разделяем детского счастья и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому, перед тем как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло. Помните: каждый ребенок – это отдельный мир со своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарнее его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. «Истоки способностей и дарования детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - утверждал В. А. Сухомлинский. Многие родители чаще дают детям для рисования карандаши или фломастеры, чем гуашь и краски. Это связано с тем, что после рисования красками дети оставляют запачканными столы и одежду. Но детям уже двух – трех лет необходимо рисовать и красками! Мама краски мне купила, Ну а кисточку – забыла. Только я не унываю – Пальцы в краску окунаю, На бумагу их кладу, Ловко линии веду. В. Москаленко Многие ученые( Эйнон Д. , Колдина Д. Н. и другие) считают, что нетрадиционную технику рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с ее особенностями. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственного мышления, ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания, усидчивости, наблюдательности. Подобная изобразительная деятельность помогает снять детские страхи, побуждает ребят к творческим поискам и решениям, учит свободно выражать свой замысел. У малышей развивается чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Опыт работы показывает, что рисование пальцами и ладонями позволяет детям испытать положительные эмоции. Рисование пальчиками и ладошками вызывает у малышей бурный восторг. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление, учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное. В ходе рисования ладонями дети выполняют разнообразные движения – пришлепывание, размазывание. Такая творческая работа будет полезна и интересна ребенку, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получать огромное количество самых разных отпечатков и, творчески дополняя их деталями, создавать интересные образы. Рисование пальцами начинается после освоения азов рисования ладошками, поскольку эта техника сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти гладкая поверхность пальца не удерживает количество краски, достаточное для проведения длинной линии, поэтому лучше использовать пришлепывание или размазывание. Для рисования ладонями и пальцами гуашь можно развести водой до консистенции жидкой сметаны и налить тонким слоем на плоскую тарелку. Также можно использовать готовую пальчиковую краску. Какие же еще нетрадиционные способы рисования можно использовать? Вот некоторые из них: - Отпечатывание; - Точечный рисунок; - Рисование ладошкой; - Рисование свечой; - Рисование по мокрой бумаге; - Оттиск смятой бумагой; - Оттиск пробкой и др. ; Каждый из перечисленных выше приёмов может быть использован как отдельно, так и вместе. Их можно объединить с любой другой техникой рисования. Не бойтесь творить и экспериментировать вместе с детьми! Планы- конспекты к занятиям Тема: «Горошинки на зонтике» Техника: рисование пальчиками. Цель: Ознакомление детей с техникой рисования пальчиками. Задачи: Обучающие: - учить детей наносить пальцем ритмичные мазки на поверхности зонта, не выходя за контур; - формировать представления детей о назначении зонта; - продолжать знакомить с основными цветами( красный, синий, желтый, зеленый) ; - развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивающие: - Развивать мелкую моторику рук; - Способствовать развитию воображения; Воспитательные: - воспитывать аккуратность при выполнении работы. Материалы: У детей: альбомный лист с нарисованным изображением зонта, гуашь: красная, желтая, зеленая, синяя. У воспитателя: картонная туча сине- фиолетового цвета с прикрепленными к ней каплями на нитке, зонтик, мольберт, гуашь и бумага для показа детям способов изображения. Предварительная работа:   Наблюдение за дождем, беседа о дожде; рассматривание зонтов( детские и взрослые) ; чтение стихов о дожде, зонтике, прослушивание произведения «Звуки природы»- мелодия дождя. Ход занятия: Педагог входит в группу с зонтиком в одной руке и тучей с каплями – в другой руке, и читает стихотворение: - Посмотрите- ка, ребята, Что это за штучка? Это в небе голубом Появилась тучка. Тучка плачет, Дождик скачет – Тоненькие ножки. Оставляет за собой Мокрые дорожки. - Ребята! Вам понравилось стихотворение? О чем оно? Дети: О дождике. - А что это за тоненькие ножки и мокрые дорожки? Дети размышляют, педагог одобряет их ответы. - Да, ребята, наступила хмурая, дождливая осень. Дождик идет все чаще и чаще. Во дворе сыро и холодно, кругом лужи. А какие вещи пригодятся нам, чтобы мы не промокли? Дети: Куртка, резиновые сапоги, зонтик. - Ребята, а что же нам поможет спрятаться от дождика? Правильно зонтик! Рассматриваем с детьми разные зонтики- взрослые, детские. Зонты бывают разного размера и разной расцветки. Они изготовлены из специального материала, который не пропускает воду. Чтобы вода не собиралась на нём, а скатывалась, верхняя часть у зонта имеет обтекаемую, округлую форму, а удерживаем его с помощью ручки. - Зонтик у нас уже есть, поэтому предлагаю вам поиграть в игру «Солнышко и дождик». Проводится игра. Правила игры: по сигналу взрослого: «солнце»- дети «гуляют», прыгают, бегают; по сигналу «дождик»- собираются под зонтиком рядом со взрослым. ( 2- 3 раза) - Ребята, вам понравилась игра? Правда, тучка и дождик у нас совсем не грустные, а веселые? Дети отвечают. - Ребята, я сегодня для всех вас принесла подарок – это зонтик! Но зонтики у меня грустные, потому я не успела их украсить. Вы мне поможете? Украсим зонтики вместе? Скорее занимайте свои места за столами. Педагог объясняет и показывает последовательность и способы рисования: - Украшать зонтик мы будем маленькими горошинками указательным пальчиком. Покажите свой указательный палец. Дети показывают указательный палец. Показываю, как украсить горошинками зонтик пальчиком. - Лист бумаги придерживаем рукой- помощницей. Аккуратно макаю указательный палец правой руки в краску и оставляю отпечаток на бумаге, вот так у меня получилась одна горошинка, и еще одна, и еще одна. Что я сделала, Саша? ( Ответ ребенка) . - А теперь и вы также сделайте. Дети выполняют задание. В процессе работы напоминаю, что краску наносить пальчиком нужно только на верхнюю часть зонтика. Затрудняющимся детям помогаю вопросами, совместными действиями, побуждаю детей рисовать больше горошинок, чтобы зонтик был веселее. Дети рассматривают свои рисунки, педагог хвалит детей за работу и читает детям стихотворение Л. Брайловского «Зонтик»: В небе тучка ой- ой- ой! Все бегут, спешат домой. Только я один смеюсь, Чёрной тучки не боюсь. Не страшны мне дождь и гром, Я гуляю под зонтом! Тема: «Дружные ладошки» Техника: Рисование ладошкой Цель: ознакомление детей с техникой рисования способом «рисование ладошкой». Задачи: Обучающие: - продолжать знакомить детей с художественными материалами: водой, гуашью и бумагой; - учить аккуратно, рисовать ладошками, набирать необходимое количество гуаши, примакивать ритмичными движениями руки; Развивающие: - развивать воображение и память; Воспитательные: - воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. Предварительная работа: Беседы о дружбе, толерантности, отношениях друг к другу; наблюдения за играми старших детей; чтение художественной литературы о дружбе; совместные игры детей. Ход деятельности: Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга – подать друг другу руки, улыбнуться и сказать: «Мы дружные ребята! » Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что это случилось с нашими куклами? ( на стульчиках сидят куклы, отвернувшись друг от друга) . Ответы детей( они поссорились, отвернулись, поругались) . Воспитатель: - Я поссорился с дружком, Мы с ним больше не играем И друг с другом не болтаем, Мы с ним больше не вдвоем. Каждый со своей обидой Целый день один сидит. Каждый со своей обидой Без умолку говорит. Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что же такое дружба? Ответы детей( когда не ссорятся, играют вместе) Воспитатель: - Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть вместе рядом, вместе играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей. Игра- имитация «Настроение» Воспитатель: - Давайте с вами улыбнемся( дети улыбаются) . - Теперь нам стало грустно, нахмурились( дети хмурятся) - Ребята, когда мы с вами улыбаемся, нам так хорошо, радостно, когда хмуримся, сразу хочется грустить. - А мы с вами дружные. Нам не страшны ни какие препятствия. М/ подвижная игра «Друг без друга нам нельзя»( воспитатель ставит несколько препятствий на пути детей; дети, повернувшись лицом друг к другу, соприкасаются ладошками и таким образом преодолевают препятствия; перешагивают через кубики, прыгают из обруча в обруч) . Воспитатель: - Вот мы с вами поиграли, ноженьки у нас устали. Мы на стульчики пойдем, И немного отдохнем( дети садятся на стулья полукругом) Дружны не только девочки и мальчики, Дружны и наши пальчики. Пальчиковая игра «Дружные пальчики» Дружат в нашей группе( пальчики в замок, сгибать и Девочки и мальчики выпрямлять их) С вами мы подружимся, ( соединить кончики пальцев Маленькие пальчики обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять( похлопать каждой парой Начинай скорей считать пальчиков) Раз, два, три, четыре, пять( встряхнуть кистями) Мы закончили считать Воспитатель: - А вы знаете, ребята, что дружбу можно нарисовать? Ведь дружба – это прикосновение рук. Покажем это нашим куколкам? Ответы детей: ( покажем, да) Рисование «Дружные ладошки»( Отпечатывание ладошек левой и правой рук. Дети выполняют работу, после оттирают руки влажными салфетками. ) ( Встаем полукругом, воспитатель обращает внимание на кукол) Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наши куколки улыбаются друг другу, они рады. Вот наши куклы и помирились. - Так что такое дружба? Ответы детей( когда делимся игрушками, не обижаем друг друга, играем вместе) . Воспитатель: - А как можно выразить дружеские чувства? Ответы детей( прикосновениями, улыбкой, совместной игрой) Воспитатель: - Правильно, молодцы. - А теперь возьмемся за руки и сделаем большой дружный хоровод. Передадим свои теплые дружеские отношения друг к другу, улыбнемся друг другу. ( Дети в хороводе ходят по кругу взявшись за руки, выставляют ножки, делают пружинку, фонарики. ) Воспитатель: - Давайте же будем дружными, добрыми, и никогда не будем ссориться! А это наши дружные ладошки! Тема: «Носит одуванчик желтый сарафанчик» Техника: метод тычка жесткой полусухой кистью. Цель: ознакомление детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью. Задачи: Обучающие: - Продолжать знакомить детей с техникой рисования методом тычка жесткой полусухой кистью; - закрепить названия основных цветов( желтый, зеленый) ; Развивающие: - развивать эстетические представления; Воспитательные: - Воспитывать аккуратность, при выполнении работы, - Воспитывать любовь к природе. Оборудование: Картинки с изображением одуванчика. Желтая гуашь, тонированные зеленым цветом листы бумаги, оборудование для рисования. Предварительная работа: Наблюдение за одуванчиками. Ход занятия: Весна окончательно вступила в свои права, и как бы не злилась зима, ее время закончилось. Часто весну называют цветущей порой. Как вы думаете, почему? Ответы детей Воспитатель: давайте расскажем стихотворение, которое мы с вами хорошо знаем. Уронило солнце Лучик золотой. Вырос одуванчик- Первый молодой! У него чудесный Золотистый цвет, Он большого солнца, Маленький портрет! Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Психогимнастика  «Одуванчики»( Проводится под музыку) ( дети садятся на корточки, глаза закрыты) Воспитатель: Представьте, что вы – маленькие одуванчики. Теплые солнечные лучи согрели землю. Вы – маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Ваши листики подросли( руки наверх) стебель стал крепким( руки вниз, стоим прямо, вы тянетесь к свету, к солнцу( руки наверх) . Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон( изображаем бутон) . Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки( ладошки в стороны) . Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали пушистый желтый цветок( показываем бутон, похожий на солнышко. Мы видели с вами одуванчики много раз, а теперь рассмотрим этот цветок на картинке. На ней одуванчик изображен крупным, большим, поэтому мы сможем лучше его рассмотреть. ( Показ картинки) . Воспитатель: Как называется этот цветок? Дети: одуванчик Воспитатель: Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Дети: зеленого Воспитатель: Цветок? Дети: желтого Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку- цветок. Давайте глазками посмотрим, как одуванчик смотрит вслед за солнышком. Гимнастика для глаз  «Солнышко и одуванчик» Взойдет утром солнышко на востоке – одуванчик на восток смотрит. В полдень поднимется солнышко высоко- высоко – одуванчик поднимет головку кверху. К вечеру солнышко начнет снижаться к закату – и одуванчик свой взгляд вслед за ним опускает и свой цветок закрывает. Пальчиковая гимнастика  «Цветок» Одуванчик вырос на поляне, ( Соединить руки, изображая «бутон») Утром весенним раскрыл лепестки. ( Раскрыть руки, разжать пальцы) Всем лепесткам красоту и питание( В ритм словам раздвигать и соединять пальцы) Дружно дают под землей корешки! ( Соединить руки тыльными сторонами, пошевелить пальчиками – «корешками») Воспитатель: Ребятки, Пчелка узнала, что у нас в группе появился одуванчик. Она рано проснулась, а цветы еще нигде не расцвели. Пчелке так хочется нектара попробовать. Вот она к нам и прилетела, но прилетела она к нам не одна, со своими друзьями – пчелками. Ребята, пчелок много, цветок один. Насекомым так хочется цветочного нектара. Где нам его взять? Дети: Нарисовать. Воспитатель: Пройдите за столы. Перед вами лежит зеленая полянка, на ней мы будем рисовать одуванчики. Я беру кисточку, окунаю ворс кисточки в краску, лишнюю краску снимаю об край баночки, затем беру кисточку прикладываю всем ворсом и убираю, и так по кругу. ( к то быстро нарисовал, сказать чтоб еще рисовали) Кисточки сполосните, высушите салфеткой и положите на подставку. А теперь наши цветы мы отнесем на полянку. Вот сколько цветов выросло на нашей полянке. Пчелка радуется, говорит вам спасибо. Стали краски вдруг – цветами, Озарили все вокруг! В новом желтом сарафане Одуванчиковый луг. Тема «Красивая ваза» Техника: рисование поролоном. Цель: обучение технике рисования поролоном. Задачи: Обучающие: - учить рисовать поролоном по трафарету, Развивающие: - Развивать чувство формы, цвета, композиции, - Побуждать детей вносить в работу дополнения: рамку, украшения на вазе и проч. Воспитательные: Воспитывать аккуратность, эстетический вкус. Материалы и оборудование: Трафареты с изображением ваз разной формы, прикрепленные скрепками к плотной белой бумаге формата А 4. Поролоновые губки, гуашь в тарелках, кисть. Образцы готовых работ. Разрезные картинки с изображением ваз. Предварительная работа: Рассматривание различных ваз, беседа о материалах, из которых изготавливают вазы. Рисование на занятиях и в свободное время. Дидактическая игра «Собери картинку». Чтение стихотворения С. Михалкова «Ваза». Ход занятия: Дети сидят за столами. Подготовленные листы бумаги лежат на столах трафаретами вниз. - Ребята, отгадайте загадку: Красивый и праздничный этот сосуд. И если в квартиру цветы принесут, То тут же обрежут и сразу Поставят заботливо в …( вазу) . ( Светлана Буслова) - Правильно, ребята. Сейчас я прочту вам шутливое стихотворение: Можно двадцать тысяч раз Уронить железный таз. А фарфоровую вазу Уронить нельзя ни разу. Ведь на двадцать тысяч раз Надо двадцать тысяч ваз! ( А. Кондратьев) - Как вы думаете, ребята, почему же таз можно ронять, а вазу – нельзя? Дети: Таз – железный, не разобьется, а ваза – фарфоровая, разобьется. - Да, так случилось и со мной. Я «разбила» несколько ваз. И теперь их надо «склеить». Поможете? Тогда откройте конверты на ваших столах. Проводится дидактическая игра «Собери вазу». - Предлагаю сегодня нам с вами нарисовать красивые вазы для цветов. Зачем нам нужен трафарет? Дети: Трафарет нужен, чтобы вазы были ровными. - А рисовать будем необычным способом – с помощью поролона. Этот способ называется печать поролоном с трафаретом. Педагог показывает на мольберте способ создания изображения: Берем губку, обмакиваем в краску и закрашиваем форму внутри трафарета постукивающими движениями. Какой способ рисования вам напоминает это действие? ( Способ рисования тычком жесткой кистью) . Особенно тщательно прокрашиваем края вазы, чтобы она имела ровную, отчетливую форму. Вот так. Ваза готова. - Работа предстоит серьезная, поэтому сначала давайте разомнемся. Проводится физминутка «Посуда» Вот большой стеклянный чайник. ( «Надуть» живот, рука на поясе) Очень важный, как начальник. ( Другая рука изогнута, как носик чайника) Вот фарфоровые чашки – очень хрупкие, бедняжки. ( Приседать, руки на поясе) Вот фарфоровые блюдца( Покружиться) Только стукни – разобьются( Хлопок в ладоши) Вот серебряные ложки – голова на тонкой ножке. ( Руки сомкнуть над головой) И еще – большой поднос. Он посуду нам принес. ( Рисуем двумя руками большой овал) . - Размялись? А теперь приступаем к работе. Дети рисуют, педагог следит за качеством рисования, оказывает индивидуальную помощь при необходимости. Итог занятия. - Дети, предлагаю устроить выставку ваз. Подберите слова, которыми можно описать получившиеся вазы? Дети: Яркие, нарядные, цветные, красивые, праздничные. - А какую из ваз вы бы хотели купить и поставить у себя дома? Дети выбирают вазы и описывают их. Например: «Я выбираю эту вазу. Она мне очень нравится, потому что яркая – красная, ровная и аккуратная. Будет украшать дом». - Сегодня мы потрудились на славу! Вы были внимательными и умелыми, и вазы действительно получились очень красивые. Тема «Звёздное небо» Техника: Рисование- оттиск смятой бумагой Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования оттиск смятой бумагой. Задачи: Обучающие: - Учить комкать бумагу; - Познакомить с приемом рисования смятой бумагой; Развивающие: - Способствовать развитию детского творчества при самостоятельной дорисовке сюжета. - Развивать мелкую моторику рук. Воспитательные: - Воспитывать аккуратность при работе с красками. Оборудование: Половинки листов для сминания, гуашь желтого, зеленого, красного цветов в мисочках; листы тонированного черного цвета( формат A4, по кол- ву детей, салфетки тканевые и влажные; игрушка- Лунтик; фартуки( по кол- ву детей) . Предварительная работа вне занятия: рассматривание иллюстраций с изображением луны и звезд, рассказ воспитателя о звездах, о времени суток( день, ночь) . Ход: Сюрпризный момент- воспитатель сообщает детям, что кто- то стучится в двери, выглядывает и находит игрушку- Лунтик. Воспитатель: - " Дети, посмотрите кто это? " Дети: - " Лунтик" Воспитатель: - " Посмотрите, дети, кажется Лунтик немного грустит? Лунтик, что случилось? " ( прикладывает игрушку к уху) . Лунтик говорит, что у него была картина( показывает лист тонированной чёрной бумаги, на которой было изображено много разноцветных звезд- зеленых, красных, желтых, но все они куда- то пропали. Воспитатель- " Не волнуйся, Лунтик, мы с ребятами попробуем тебе помочь. Да, ребята? Дети: - " Да" Воспитатель: - «Сегодня я встретила звездочета. Ребята, Звездочет – это волшебник, который считает звезды. Он как раз рассказал мне как можно создать звезду и я вас сейчас научу и тебя Лунтик тоже научу. Но сначала давайте полетим в космос и посмотрим какие же они- звездочки на самом деле" . Проводится физ. минутка: А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете, На носочки поднимись, космоса скорей коснись. А теперь мы приседаем, раз- два, И ракету возвращаем! Воспитатель предлагает детям подойти к мольберту. Воспитатель: - " Посмотрите, как мы будем рисовать звездочки. Я беру кусок бумаги, сминаю его так, чтобы у меня получился бумажный комочек. Воспитатель сопровождает свои слова действиями, макаю его в гуашь, а потом прикладываю его к листу бумаги черного цвета, и у меня получаются красивые желтые звездочки. ( Показываю еще раз) . Какого цвета получились звездочки? ( Желтого) . Детям предлагается представить, как они делают из бумаги комочек и рисуют звездочки. Воспитатель: - " Перед работой, давайте разомнемся немного наши пальчики. ( проводится пальчиковая гимнастика) . Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни, Их сейчас мы разомнём, Звёздочки скорей зажжем! Воспитатель предлагает детям пройти надеть фартучки и сесть за столы Воспитатель: - " А теперь, ребята, я предлагаю вам нарисовать для Лунтика звёздочки, взять листы бумаги( черного цвета, гуашь желтого, зеленого, красного цвета – какая вам больше нравиться. , ведь у Лунтика было много разноцветных звёздочек. Воспитатель последовательно проговаривает детям инструкцию: - возьмите листок бумаги, скомкайте, чтобы получился шарик; - окунаем шарик в краску и ставим отпечаток на листе бумаги и получается красивое звездное небо. ( Дети выполняют задание, воспитатель помогает детям, которые не справляются с заданием. Звучит тихая" космическая" музыка) . Итог занятия. Посмотри, Лунтик, какие красивые звездочки у нас получились. Воспитатель хвалит работы детей, говорит, что Лунтику они очень понравились( воспитатель хвалит детей от имени героя) . Воспитатель: " Ребята, а вам понравилось рисовать звездочки таким необычным способом? Ребята, а чтобы звездочки больше не убегали, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется- " Поймай звездочку" . Проводится игра- на обруче привязано несколько звездочек. Нужно подпрыгнуть и поймать звездочку. Воспитатель: - " Теперь наши звёздочки точно никуда не улетят, но нам нужно прощаться с Лунтиком, его ждут друзья! Но у Лунтика для вас есть небольшие подарки в память о встрече( дарит звездочки из блестящего картона) " Прощаются с Лунтиком, приглашают прилететь ещё раз. Тема «Божья коровка» Техника: печатание картофелем. Цель:   Ознакомление детей с методом рисования печатание картофелем. Задачи: Обучающие: - учить детей рисовать округлую форму с помощью печаток из картофеля, дополняя её деталями; - закреплять навыки рисования гуашевыми красками; - знакомить с внешним видом и повадками насекомых. Развивающие: Развивать мелкую моторику рук; Воспитательные: воспитывать любовь к природе, Материал:   Бумага формата А 4, гуашь красного и чёрного цвета, салфетка, половинка картофелины – на каждого ребёнка, игрушка или фотография с изображением божьей коровки. Предварительная работа:  Во время прогулки рассмотреть с детьми насекомое, рассказать о его повадках, выучить потешку «Божья коровка, улети на небо… » Ход занятия Воспитатель:  Сегодня мы с вами пойдём на прогулку в сказочный лес, наступила весна, пригрело солнышко. На проталинках появились первые цветочки, выползли погреться на солнышке жучки( показывает детям игрушку) Сидит в травке коровка – Чёрная головка, Спинка красная в горошек, Нет хвоста, копыт и рожек. Молока нам не даёт, Му- у- узыкально не поёт. Почему же там и тут Её коровкою зовут? Что же это за коровка? ( ответы детей) Вот она, какая красавица, божья коровка! ( воспитатель показывает детям игрушку или фотографию и предлагает описать, как выглядит божья коровка) Но почему она такая печальная? Давайте её развеселим. Кто из вас расскажет потешку про божью коровку? ( один – два ребёнка рассказывают потешку)   Божья коровка, улети на небо, Принеси нам хлеба, Чёрного и белого, Только не горелого. Нет … не развеселили мы нашего жучка… давайте нарисуем для неё друзей, таких же красивых и ярких божьих коровок. Вместе им будет веселее. Рисовать будем необычным способом, сегодня мы с вами будем печатать картофелем. Воспитатель напоминает приём и последовательность рисования, дети приступают к работе. Звучит тихая музыка. В заключительной части занятия дети рассматривают работы, выбирают самых весёлых и ярких жучков. Тема: «Праздничный салют над городом» Техника: рисование восковыми мелками и акварелью. Цель: Ознакомление с техникой рисования восковые мелки+ акварель. Задачи: Обучающие: - учить детей передавать впечатления о праздничном салюте; - учить рисовать различные виды салюта восковыми карандашами в виде распустившихся шаров в черном небе; - Закреплять умение заполнять весь лист изображением. - Придумывать свой салют. Развивающие: - Развивать творческое воображение, фантазию. Воспитательные: - Воспитывать аккуратность, зрительную память и зрительное внимание. Материал:   Восковые мелки, акварель, кисти, фотографии, образцы с изображением салюта в ночном небе, альбомные листы, грамзапись песни «День Победы». Ход: Воспитатель:   сегодня мы будем рисовать одно красочное зрелище, которое вы часто наблюдаете, а какое, вы узнаете, отгадав загадку. Загадка: Вдруг из чёрной темноты В небе выросли кусты. А на них то голубые Розовые и цветные Распускаются цветы Небывалой красоты. И все улицы под ними Тоже стали все цветными. Как назвать же их скажи Эти яркие цветы? Дети:   салют. Воспитатель:  а что же такое салют? И где вы его видели? Дети:  это цветные огоньки фейерверка. Его мы видим в ночном небе в праздничные дни над центральной площадью. Воспитатель:  сегодня вы будете распорядителями салюта. Вы сами придумайте свой праздничный салют, какой бы вам хотелось увидеть в ночном небе нашего города. И кто знает, может, когда ни- будь, мы увидим именно его в праздничном ночном небе нашего города. Обратите внимание на иллюстрации и фотографии разных видов салюта. Какой формы он бывает? Дети:  Он бывает в виде шаров, астр, вьющихся лент, распустившихся цветов, различных завитков, змеек, звёздного дождя, ленточек. Воспитатель:  посмотрите внимательно на столы. У вас необычные карандаши. Они восковые. Вы ими нарисуете свой салют, а я покажу в конце занятия- волшебство. Но не забудьте, весь лист должен быть заполнен салютами, без просветов и пустот. 1, 2, 3, 4, 5 Начинаем рисовать. Работа начинается Ротик закрывается. ( дети выполняют работу, педагог делает небольшие подсказки советы) . Рисовали, рисовали Карандашики устали, А сейчас мы их возьмём И в коробочку кладём. 1, 2, 3, 4, 5 Начинаю колдовать! Краску чёрную беру И салют ваш зачерню! ( берёт кисть и закрашивает акварелью салют – образец) Воспитатель:   краска не закрашивает волшебные восковые карандаши! Она с них скатывается! И появляется праздничный салют в ночном небе! Хотите попробовать? Дети:  да! ( берут кисти и закрашивают акварелью свой рисунок, краска скатывается с карандашного рисунка, чем изумляет детей) Воспитатель:  какой праздник 9 мая мы будем отмечать? Дети:  День победы. Воспитатель:  праздничным салютом люди отмечают победу наших солдат над фашистской Германией. Он самый красочный и знаменательный. Давайте выставим наши работы и полюбуемся салютом( звучит песня «День Победы», дети выставляют свои работы и рассматривают обсуждая интересные «находки») . Тема «Рыбы в аквариуме» Техника: свечи+ акварель Цель: Ознакомление с техникой рисования акварель+ свечи. Задачи: Обучающие: - Учить детей рисовать рыб в аквариуме, правильно передавая их строение( туловище, хвост, плавники) ;  - закреплять умение рисовать графическими материалами, делать акварельную заливку — фон; Развивающие: развивать творческие способности детей; Воспитательные: - Воспитывать аккуратность, внимательность. Ход занятия: Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. У родителей и деток вся одежда из монеток. В воде она живет, нет клюва, а клюет. Дети: рыба. Правильно, это рыба. Из каких монеток одежда у рыб? ( Чешуи) Чешуйки круглые, серебристые. Послушайте стихотворение «Рыбки». Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведет к норе, След собачий — к конуре. Белкин след ведет к дуплу, Мышкин — к дырочке в полу. Жаль, что в речке на воде Нет следов твоих нигде. Только темень, только тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? И. Токмакова Где же живут рыбы? ( В водоемах: морях, озерах, реках. ) Можно завести домашних рыб? Где они будут жить? ( В аквариуме. ) Сегодня мы с вами рисуем аквариумных рыб. На что похоже по форме туловище рыбы? ( На глаз, губы, пирожок, листок. ) Покажите эту форму руками. Форма похожа на овал, но у нее есть 2 уголка. Около одного из них мы нарисуем глаз, а от другого проведем вниз и вверх прямые линии, соединим их, и получается хвост. Рыбы не смогли бы плавать без плавников. Они находятся сверху и снизу туловища и рисуются так. ( Показывает. ) Посмотрите на картинку. Сколько здесь красивых аквариумных рыб! Мы сегодня с вами будем рисовать необычным способом. Возьмите восковые свечи и принимайтесь за работу. Воспитатель показывает каким образом нужно закрашивать рыб свечой. Объясняет, что рисунок мы увидим только после того как закрасим его акварелью. В ходе работы педагог дает указания детям не заходить за края нарисованного простым карандашом контура при закрашивании, предлагает рисовать рыб разных по величине, плавающих в различных направлениях, После графического исполнения рисунка показать детям, как можно нарисовать прозрачную, голубую воду( широкие горизонтальные мазки, покрывающие лист сверху и опускающиеся вниз) . Пока работы сохнут, дети играют в игру «Караси и щука». Караси и щука Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на 2 группки: одна из них — «камешки» — образует круг, другая — «караси», которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом По сигналу воспитателя: «Щука! » — она быстро вбегает в круг, стараясь поймать «карасей», которые спешат поскорее занять место за кем- нибудь из играющих и присесть( «караси» прячутся от «щуки» за «камушки») . «Щука» ловит тех «карасей», которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. РЕФЛЕКСИВНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В результате апробации методической разработки удалось понять, что использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями. Дети, в период знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами. Большое значение оказала благоприятная развивающая среда, созданная в группе. Ведь, именно развивающая среда стимулирует развитие ребенка, позволяет проявлять ему самостоятельность, утверждать себя как активного творца. Также была организована и работа с родителями – консультации, беседы. Ведь, прежде всего во взаимодействии детского сада и семьи происходит всестороннее развитие ребенка. В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.   После апробации нетрадиционных техник рисования мы пришли к выводу, что на сегодняшний день остается необходимым  продолжать работу по   следующим направлениям: 1. Проводить занятия по развитию навыков  рисования в системе и последовательно; 2. Обогащать  представления и эстетическое восприятие детей 3. Выводить детей на экскурсии и выставки, знакомить с работами художников 4. Организовывать работу с родителями по данному направлению 5. Продолжать обогащать предметно- развивающую среду.                                                                                                               

  В современных условиях задачей модернизации дошкольного образования является развитие диалогового партнерского взаимодействия в системе «детский сад – семья», направленного на активное включение родителей( законных представителей) в жизнь детского сада. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании  педагогов и родителей можно добиться высоких результатов. Одни родители считают и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, то есть по окончании детского сада получить полностью подготовленного к школе ребенка. Другие родители пассивно наблюдают за работой детского сада. Третьи хотят принимать активное участие в воспитательно- образовательном процессе, но у них нет на это времени. И только некоторые родители активно взаимодействуют с детским садом. В ФГОС ДО( п. 3. 2. 5. ) говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Переход к новым формам отношений родителей и педагогов сделает педагогический процесс более свободным и гибким. Использование нетрадиционных форм работы с родителями воспитанников детского сада способствует более эффективному взаимодействию педагогов с родителями, их профессиональному сближению. Поэтому в нашей группе было решено провести «Дени самоуправления » «День самоуправления»  - новая инновационная форма взаимодействия с родителями, позволяющая повысить уровень их просвещенности в вопросах воспитания, обучения и развития своих детей, дающая возможность привлечения родителей к жизни детского сада, способствующая повышению статуса и положительного имиджа дошкольного учреждения, педагогического коллектива. Были выбраны следующие направления деятельности по проведению «Дня самоуправления»: – просветительское( представление информации для повышения педагогической культуры родителей) ; – практически действенное( повышение заинтересованности родителей в выполнении общего дела, проявление творческих способностей, полноценное эмоциональное общение) . Направления деятельности 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2.   Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей. Цель работы Всестороннее развитие детей посредством педагогического просвещения родителей с использованием инновационных форм сотрудничества с семьями воспитанников, профилактика нарушений в детско- родительских отношениях. Направления деятельности 1. Повышение педагогической культуры родителей. 2.   Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом в ходе воспитания и развития детей. Задачи Эту цель мы реализовали через задачи: – создать условия для становления развития детско- взрослого коллектива; – установить субъект – субъективные отношения участников мероприятия: – развить творческие процессы в педагогическом коллективе на основе разработки новой формы сотрудничества педагогов, родителей и детей; – воспитать уважение к воспитателям, детскому саду, интерес к творческому процессу воспитания детей; – зарождение новой традиции детского сада – проведение Дня самоуправления. Для тесного сотрудничества педагогов и родителей были созданы условия: – участие в планировании совместной деятельности; – переход родителей от пассивных наблюдателей к активному участию; – формирование педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания детей. Ожидаемые результаты: – сближение и объединение педагогов, родителей и детей детского сада; – интерес к творческому процессу воспитания детей; – уважение к профессии воспитателя, работникам детского сада; детскому саду. Для подготовки к проведению «Дня самоуправления» была организована следующая работа: – разработано положение мероприятия; – подготовлены участники образовательного процесса; – ознакомлены родители с деятельностью педагогов; – проведены индивидуальные встречи с родителями по проведению образовательной деятельности; – распределены роли между родителями; – проведен инструктаж родителей – участников по охране жизни и здоровья детей, по технике безопасности, правилам пожарной безопасности; – составлен план мероприятия, где педагоги и родители распределили свои обязанности для участия в разнообразных режимных моментах: На первый взгляд, все было как всегда. Но! Образовательную деятельность проводили не педагоги, а родители. Родителям представилась уникальная возможность побывать на месте воспитателя и посмотреть на жизнь детского сада «изнутри». Татьяна Николаевна познакомила детей с профессией повара. Дети учились изготавливать пирожные, узнали что для приготовления даже самого простого блюда требуются знания и соблюдение определенных правил. Наталья Сергеевна занималась с детьми трудовой деятельностью. В процессе работы дети ознакомились с мастерством швейного дела. На занятии дети учились вырезать заготовки из ткани, сшивать их между собой, изучили работу электрических швейных машин, закрепили умение составлять коллективную композицию. Олег Николаевич провел с детьми музыкальное занятие, познакомил детей с различными музыкальными инструментами. И конечно же, исполнил с ребятами несколько детских композиций. Петр Николаевич провел мастер- класс на тему свойства металла. Евгений Геннадьевич провел физкультурное развлечение «Веселый мяч», где дети с удовольствием выполняли команды в соответствии со стихотворным текстом Проведенные мероприятия показали что: – расширились представления родителей о профессиональной деятельности сотрудников ДОУ, сформировалось понимание значимости данной профессии и уважение к труду воспитателя; – укрепились партнерские отношения между детским садом и родителями; – повысилась педагогическая культура родителей( имеют представления об особенностях детской возрастной психологии, владеют элементарными знаниями, как организовать свободное время детей) ; – произошло сближение и объединение педагогов с родителями по вопросам воспитания детей. Таким образом, использование нетрадиционных форм работы в детском саду обеспечивает психолого- педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей( законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления детей.

Оставить комментарий: