Развитие речи
Документы для скачивания
Обращение с красками. Совершенно ясно, что работая с красками, мы можем найти спокойный и гармоничный выход из самого возбужденного состояния. Если кто- то стал жертвой безудержного гнева, то он получит больше радости от того, что нанесет огненно- красную краску на кусок б умаги, чем от того, что ударит кого- то. Для особо эмоциональных детей занятия с кисточками и мелками могли бы поэтому оказаться идеальным способом выражения своих эмоций и освобождения от внутреннего гнета. Возбудимому ребенку лучше иметь дело с красными или красно- желтыми тонами, ему нужно дать возможность одеваться в эти цвета. Наоборот, если ребенок безучастен, то нужно перейти к синим и сине- зеленым краскам. Собственно говоря, идет речь о цвете, который отражается внутри нас как противоположный. Для красного таким цветом будет зеленый, для синего – оранжево- желтый. В этом легко убедиться, если некоторое время смотреть на поверхность, закрашенную соответствующей краской, а затем быстро перевести взгляд на какую- нибудь белую поверхность. Противоположный цвет воспроизводится физиологическими органами ребенка и способствует становлению всей необходимой внутренней структуры. Если возбудимый ребенок видит в своем окружении красный цвет, то внутри него возникает противоположный образ зеленого цвета. Работа по превращению другого цвета в зеленый действует успокаивающе. Если использовать терапевтические возможности красок н а протяжении первых лет жизни, главное не ограничиваться тем, что позволять детям « самовыражаться » в пределах имеющегося у них опыта. Сегодняшние дети, давая полную волю своему темпераменту, рисуют однообразно: угрюмый холерик изображает все время горящие города, негармоничный меланхолик – виселицу с повешенными людьми и т. д. Повторяя такие занятия, видно, что ребенок не освобождается от этих мотивов, а все более погружается в них. Даже если, в лучшем случае, по собственной инициативе или благодаря усилиям учителя( или другого взрослого) дети переходят к изображению более радостных и здоровых мотивов, «самовыражение» не выходит за пределы весьма ограниченной по значению функции – оно всего лишь приносит облегчение. Однако в глубине души не многое меняется. Неоценимую помощь может оказать живопись и в корректировке темперамента у детей. В общем виде можно было бы отметить следующее. Если холерикам предоставить возможность выполнять по своему усмотрению упражнения с красками, то в их работах драматический красный цвет и его оттенки распределятся по всему листу, подавляя другие. Меланхолики обычно рисуют что- нибудь маленькое и темненькое, где- нибудь в верхнем уголке листа. Сангвиники со страшной скоростью изображают что- нибудь небольшое, но светлое и радостное, и тут же переходят на следующий лист бумаги. Флегматики, как правило, заполняют весь лист чем- то большим и нудным. Трудно переоценить то, как много может значить для дальнейшей жизни человека умение тонко чувствовать краски. Ведь речь идет о некоем внутреннем богатстве, которое нельзя взять в руки, о тончайших, не поддающихся описанию качествах и оттенках. Однако с уверенностью можно утверждать лишь одно – весь мир преображается в глазах того, кто научился чувствовать и понимать тихий язык красок. Акварель, пастель, уголь, техники импровизационного рисования. КАК НАЧАТЬ РИСОВАТЬ? Глаза видят? Значит, и рисовать можете. Вы еще не поняли, что в классической школе РИСОВАТЬ не учат? Там учат тех, кто уже рисует- ПРИЕМАМ РИСОВАНИЯ- . Раньше вас учили теоретически – плавать без воды в бассейне, буквам иностранным - без общения и говорения…. . А. М. Цвелик. ОЧЕРК О ЖИВОПИСИ Вы, наверное, уже догадались, что в классической школе РИСОВАТЬ НАС НЕ УЧИЛИ? Учили всему – теоретически. Плавать без воды в бассейне, иностранному языку без живого разговора, и прочее подобное… Когда в 90- х годах стали широко доступны методы обучения иностранному языку по методу Китайгородской, я пошел учиться. НА ПЕРВОМ ЖЕ ЗАНЯТИИ мы стали ГОВОРИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ, а не учить правила, буквы и т. д. – я за месяц ВЫУЧИЛ НЕМЕЦКИЙ. Ни слова не знал до того, даже как спасибо –п ожалуйст а сказать! И сразу же поехал за границу. И с той поры – перевел тысячи лекций со слуха, и пачку книг на русский… ПРОСТО ЯЗЫКУ НАС ДО ТОГО НЕПРАВИЛЬНО УЧИЛИ Мы все время топтались на берегу – а надо было лезть в воду! ! ! Вспоминаю, был такой магазин на пл. Куйбышева – «Иностранная книга». Как- то зашел, смотрю картинки в ГДР- овских еще тогда книжках, а мне продавец( был такой Горожанкин, работал там) и говорит: а какие вы языки знаете? – ну я так плечиком повел – « английский немного…»( немного незнаю, хотелось сказать) . А он» Понимаете, знание языка – это же СВОБОДА, новое измерение в жизни! – А я смотрю на стену книжек, на корешки НЕМЕЦКИЕ и она, эта стена, для меня- к ак крепостная, серая такая, НЕ ПРОРВАТЬСЯ. И точно, свободы совсем н икакой от нее не чувствую. Потом снова пришел, когда немецкий подучил, уже разговаривать мог довольно бойко. Есть ХОДЫ - через каждый корешок – в свое место, о котором раньше и не зн ал! Не стена – порт, или вокзал, – веер путей и тропинок во все стороны. Вот тут я и понял, какая она – С В О Б О Д А. Второй раз такое случилось, когда живописью занялся, и увидел в первый раз, что ТРАВА- то вовсе НЕ ЗЕЛЕНАЯ. Она ВСЯКАЯ – в ней и голубой, и фиолетовый, и коричневый, и же лтый, и красный, и горчичный, и лиловый, и розовый … все есть! См отри только внимательней – а не придумывай, что она зеленая! – СМОТРИ! где какой цвет прячется. . И зеленый, конечно, тоже есть…! – только их там столько, зеленых этих … К ак в большущей английской коробке с карандашами цветными – 28 зеленых цвета насчитал! Ну про третий, четвертый и пятый разы что рассказывать. Они были, и будут. Стоит только один раз попробовать, еще захочешь. ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК – это тоже ЯЗЫК, НОВЫЙ ЯЗЫК, но язык универсальный, как музыка, как математика, как танец … Н а нем в любой стране говорят и тебя понимают… УЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ - ЭТО УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ ЭТУ КНИГУ, ПРИРОДЫ, идти по ее путям и дорогам. Это – не картинки красить красиво, а рисуя, прочитывать, что за вещами прячется, откуда они, чего хотят, что кроется в них … Т олько читается книга это не только глазами, а еще лучше – рукой, которая рисует! А живопись – она ведь ПУТЬ ПОЗНАНИЯ: ОТ ГЛАЗА- К РУКЕ И к СЕРДЦУ. Один мальчик наблюдал летом божьих коровок, и зарисовывал. Ну, в школе задали – дневник наблюдений. И заметил, что на панцире у некоторых – более светлые пятнышки! Оказывается, брызги воды так действуют. В дневнике своем он написал: « Когда на панцирь попадают капли воды, то остается светлое пятнышко. Остается ли оно насовсем или исчезает позже – ЭТО ЕЩЕ НИКЕМ НЕ ИССЛЕДОВАНО». Вот так. НИКЕМ НЕ ИССЛЕДОВАНО. Т А Й Н А. ОТКРЫТИЕ. – Случайно на ноже карманном Найди пылинку дальних с тран И мир опять предстанет странным Одетым в голубой туман…( А. Блок) ) А Гете оказывается уже давно сказал – «искусство открывает нам в мире то, что ИНАЧЕ НАВСЕГДА ОСТАЛОСЬ БЫ СОКРЫТЫМ» Я сам преподавал 8 лет в вальдорфской школе Ярославля, и не тольк о там. И мои ученики после школы поступали В АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ. Но преподаватели о них сказали – «ну да, к нам поступают ребята талантливые, но эти ваши – ОГО! даже не на голову – как будто на весь рост остальных выше! »( Один наш парень принес свои рисунки в институт п реподавателю, так тот без очков видно был – ты чего, говорит, мне ксерокопии даёшь? Решил, что напечатано…) ЭТО - ЗАСЛУГА ПРАВИЛЬНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ, КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕКУ жизнь раскрывает, как ее увидеть и с ней соединиться, а не на голову давит. Правила – они хороши, когда до них из жизни доискался, а не когда они в газетах написаны. Представьте, вам начнут говорить, какие где мышцы надо при ходьбе напрягать – вы далеко уйдете? Я не знаю, как еще лучше сказать о классической школьной педагогике. Лучше чем у Б. Гребенщикова не нашел ничего- Нас учили не жить, нас учили умирать стоя! . . Рисовать может любой, так же, как петь, танцевать, писать и читать в конце концов! – все нау ча тся! Да н е сложнее это, чем буквы ручкой выводить … Б ыть художником – это другое. Это – иметь за душой, О ЧЕМ писать. Не все ведь, кто писать умеют, поэтами и писателями становятся? Так же и с рисунком, с живописью. НАДО ИМЕТЬ, ЧТО ВЫРАЗИТЬ. Живое слово. Воспитатель преодолевает опасность субъективизма тем, что, отказываясь от личного, отдает все силы тому, чтобы пробудить интерес к предмету. Но для достижения этой цели он должен уметь сделать действенным живое слово. Готовя устный рассказ, педагог тщательно отбирает материал, принимая во внимание специфические отношения, сложившиеся внутри группы, её состав и даже ориентируясь на отдельные индивидуальности. Если воспитатель проявит достаточное усердие и изобретательность, то найдет объективные ответы на актуальные вопросы и проблемы. Благодаря активной деятельности педагога, воспитание носит живой характер. Способность к общей радости, состраданию, сочувствию лежит в основе всех социальных ценностей. Именно живое слово, идущее от человека к человеку, в наш век расцвета техники и средств массовой информации может стать действенным методом воистину общественного человеческого воспитания.