a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры""

Автор: Корякова Татьяна Дмитриевна Опубликовано: 2016-01-05 19:20:45

Проект

 

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе

православной культуры»

 

 

 Автор:  воспитатель МБДОУ  «Александровский детский сад «Ягодка»     Корякова Татьяна  Дмитриевна.

 

Сроки осуществления проекта: 2015-2016гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 с.Александровка, 2015г.

 

Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов

 

 

Паспорт проекта

 

Проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры»

 

 Корякова Татьяна Дмитриевна – воспитатель МБДОУ  «Александровский детский сад «Ягодка»    

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи). 

Задачи:

  1.  Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  2. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  3. Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  4. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  5. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  6. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  7. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  8. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  9. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

                                                                

 

Проект рассчитан на реализацию в течение 1 года (2015-2016г.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию.

Этапы реализации проекта:

  1. Предпроектный (подготовительный)- 2015 г. (август – сентябрь)
  2. Диагностический - 2015 г. (октябрь - декабрь)
  3. Организационный - 2016г. (январь-февраль)
  4. Практический - 2015-2016гг.
  5. Итогово-аналитический - 2016(2 полугодие)
 

Педагоги, воспитанники, родители

 

В результате выполнения проекта будет достигнуто:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

  1. Целевые группы проекта

Педагоги, воспитанники, родители

 

         Актуальность

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.                                                                              

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Духовно-нравственное воспитание одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.                                                                            

Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях.                                       

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.               

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.         Это доказывает особую значимость и актуальность разработки проекта по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей!                               

Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры.    Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.    Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Мною предлагается:

- Познакомить детей с культурой Православия;

- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;

- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;

- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;

- способствовать всестороннему развитию личности.

 Цель воспитания:

  1. Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  2. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  3. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  4. Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
  5. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

 Задачи:

  1. Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  2. Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  3. Вызвать интерес к изучению Православия у воспитателей и родителей, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.
  4. Развивать правовую базу для духовно-нравственного воспитания в процессе  реализации проекта духовно-нравственной культуры деятельности детского сада.
  5. Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  6. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  7. Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  8. Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
  9. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
  10. Формировать привычки готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники.
  11. Воспитывать трудолюбие уважение к людям труда и бережное отношение к результатам.

Для реализации проекта я использую следующие методы: наглядно-действенный, словесно-образный, практический.

 Наглядно-действенный метод  используется во время:

  • показа сказок (педагогами, детьми);
  • рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
  • наблюдений;
  • экскурсий;
  • воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях

Словесно-образный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

  • чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
  • чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
  • бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
  • ответов на вопросы педагога, детей;
  • проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
  • сообщения дополнительного материала воспитателем;
  • загадывания и отгадывания загадок;
  • рассматривания наглядного материала;
  • рассказов детей о своих впечатлениях;
  • разбора житейских ситуаций;

Практический метод используется, когда необходимо:

  • организация продуктивной деятельности: ИЗО ( впечатления после занятия-утренника), ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Св. Николая и т.д.)
  • проведение игр: со строительным материалом («Ступеньки к Храму»), дидактические («Хорошие и плохие поступки»), подвижные («Помоги дедушке»), малоподвижные («Мирилка»),  и др.

Создавая проект, я не рискнула полагаться только на собственные познания, не стала изобретать нечто кардинально новое, а обратилась к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание. Так нашим  консультантом, первым слушателем и гостем стал священник отец Николай Денисенко.

Цель проекта – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечивая развитие его духовного, психологического и телесного здоровья, посредством его приобщения к высшим ценностям православной культуры, при освоении духовно-нравственных традиций народа (норм поведения, навыков общения и взаимной помощи).                                                                    

Основой содержания проекта духовно-нравственного воспитания является православная культура и календарь: природный, гражданский, и, что особенно важно, - православный, церковный календарь, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста.       Нравственные эталоны являются необходимым ориентиром в общении ребенка с окружающими людьми и миром.       В процессе игры дети усваивают нравственные нормы и правила поведения. В общении идет духовно-нравственное развитие дошкольника, формируется эмоционально-волевая сфера и самосознание, идет активное освоение умственных действий анализа и оценки для установления причинно-следственных связей между событиями и явлениями.

Проект: долгосрочный (рассчитан на 3 года)

 

Для работы с детьми 6-7 лет я разработала перспективный план по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе православной культуры.

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе православной культуры» на 2015 – 2016 учебный год

№ п/п

Содержание работы

Срок проведения

Предполагаемый

результат

Результат

Методическая работа

 

Подбор методической литературы и пособий по духовно-нравственному воспитанию

август

Собрать православную литературу

Собрана православная литература для детей и взрослых

 

Составление плана работы детского сада по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на учебный год

август

 

План работы утвержден на заседании пед.коллектива детского сада

 

Встречи педагогов с настоятелем храма святого благоверного Александра Невского с отцом Николаем

В течение года

Встреча с настоятелем храма в 2012 году

 

Состоялась одна встреча в ноябре 2015года

 

Оформление уголка «Православная культура России»

октябрь

 

Оформлен православный уголок

 

Муниципальный конкурс «Новое в образовании»

январь

 

Составлен образовательный проект

 

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством знакомства с православными праздниками»

апрель

Выступление на педагогическом совете

 

 

Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

В течении года

Оформить фотоальбом

Частично собран материал для фотоальбома

 

Муниципальный конкурс «Фестиваль методических идей»

май

Принять участие в конкурсе

 

Работа с детьми

 

Проведение занятий, развлечений, бесед согласно тематическому плану

В течение года

 

Регулярное проведение занятий, праздников, тематических развлечений

 

Разработка сценариев тематических занятий, праздников.

В течение года

Разработать конспекты сценариев, занятий

Разработаны конспекты занятий, сценариев на Рождество и Покров

 

Диагностическое обследование детей

Сентябрь, май

Заполнение нормативных карт 2 раза в год

Заполнена нормативная карта в сентябре 2015г.

 

Проведение праздников:

 - Покров

 -Рождество 

- Сретенье

 -Вербное воскресенье

 -Пасха

 -Троица

В течении года

 

Подготовка праздничных мероприятий

Проведены праздничные мероприятия на Покров и Рождество

 

Проведение тематических бесед

В течение года

 

Проводятся регулярно

 

Изготовление поделок для праздников

В течение года

Изготовить поделки к каждому отмечаемому празднику совместно с родителями

Изготовлены поделки на Рождество (подсвечники)

 

Проведение конкурса рисунков

октябрь, апрель

Провести конкурс «Христос воскрес»

Проведен конкурс «Мать-покров»

Работа с родителями

 

 

Анкетирование родителей

 

Октябрь, апрель

Провести анкетирование

Проведено анкетирование 

 

Проведение родительских собраний в группе

 

Октябрь, май

Провести родительское собрание на тему «Подведение итогов духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Проведено собрание на тему «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время»

 

Консультирование родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания

В течение года

 

Ежемесячная сменяемость печатных консультаций для родителей

 

Посещение храма святого благоверного Александра Невского родителями и детьми

2 раза в год

 Посещение храма в ноябре 2015г.

Состоялось одно посещение

 

Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание деятельности

 

2015 г.

(август – сентябрь)

  1. Подготовка документации по проекту.

 

 

2015г.

(октябрь - декабрь)

  1. Разработка диагностики изучения затруднений воспитанников.
  2. Проведение диагностики и  анализ ее итогов с целью  разработки комплекса мероприятий по проекту. 
 

2016г.

(январь-февраль)

  1. Создание нормативно-правовой базы проекта.
  2. Изучение имеющихся нормативно-правовых актов.
  3. Утверждение проекта «Духовно-нравственное воспитание детей»
 

2015-2016гг.

Реализация основных мероприятий

V. Итогово-аналитический

2016

(2 полугодие)

  1. Анализ и обобщение результатов проекта;
  2. Рекомендации по использованию позитивных результатов в воспитании дошкольников

 

 

В проекте выделены несколько направлений работы:

  1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения). 2. Воспитательно-оздоровительное (занятия-утренники, игры: подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, походы). 3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки). 4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, например: изготовление подарков, открыток к праздникам).

 Самостоятельная деятельность детей:

- Чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания;

- Беседы, беседы-обсуждения;

- Продуктивная деятельность (изготовление открыток к праздникам: Рождество, Верба, Пасха, Троица); 

-Рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам;

-Организация музыкальных занятий, концертов с использованием духовной музыки;

-Оформление фотоальбома «Наши праздники в семье»

-Выставки рисунков, открыток, поделок, выполненными детьми.

Предполагаемый результат:

Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»

С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:

- устойчивость навыков поведения;

- сформированность основ ценностных сфер личности;

- стабильность психического развития;

- целостность восприятия мира;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом;

- развитие способностей к самосовершенствованию и самостоятельному творчеству;

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир.           В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней). Предполагается, что ребенок станет более контактен. Более развитой станет речь ребенка.           Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

 

 

 

 

 

 

 

Оставить комментарий: