Краткосрочная образовательная практика для детей 4-5 лет по художественно-творческой деятельности
Название практики:Рисование манной крупой «Изделие на ярмарку»
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Китайская пословица
Направленность программы – практическая, познавательная.
Краткая характеристика данного практикума:
Рисование манкой положительно сказывается на развитии мелкой моторики пальчиков, тактильных ощущений ребенка, сенсорики, мышления, фантазии, воображения, речи, мозга малыша. К тому же такой вид творчества действует успокаивающе на ребенка, что актуально для непоседливых малышей.
В процессе рисования манку можно зажимать в кулак, пересыпать с ладошки на ладошку, рисовать причудливые узоры пальчиками, ладошками. У деток постарше могут получиться настоящие картины из манной крупы: машины, деревья, солнышко, домики…. Ограничивается только фантазией малыша.
Возрастная категория детей: 4-5 лет
Количество занятий: 1
Время занятий -15 - 20 минут.
Цель: Создание условий для проявления творческой активности детей через рисование манной крупой.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой фантазии.
2. Создать условия для самостоятельного выбора в составлении узора из знакомых элементов.
3. Создать условия для знакомства с русским кружевом, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров.
4. Создать условия для использования новой техники в рисовании – рисование манной крупой.
5. Создать условия для развития мелкой моторики пальцев рук.
I. Вводная часть
(Организационный и мотивационный момент.)
В группе оформлена выставка из кружевных изделий. Дети заходят в группу и рассматривают выставку.
Воспитатель:
- Что мы видим,
Что за диво!
Сколько кружева вокруг!
Правда, дети здесь красиво?
Как, захватывает дух!
Посмотрите эти вещи
К нам на выставку пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Этой чудной красоты!
Воспитатель: - Какие же у нас тут вещи? (Салфетки, шляпки, шарфик, платье, косынка, гольфы и т.д.)
Воспитатель: Из чего связаны эти вещи и чем? Кто же мог такие прекрасные вещи изготовить? (Вещи связаны из ниток, крючком. Их связали бабушки, мамы, люди – мастера.)
Воспитатель: А как называют мастеров, которые вяжут кружева? (Мастерицы – кружевницы)
(Дети находят письмо под салфеткой.)
Воспитатель: Хотите узнать, что в нем написано?
Воспитатель: (читает) Здравствуйте ребята!
Пишут вам мастерицы – кружевницы. Обращаемся к вам с большой просьбой. Мы готовим ярмарку изделий. Ярмарка скоро, а работы еще много, не поможете ли нам?
«Вместе дело спорится, а врозь хоть брось!»
«Кружевницы»
Воспитатель: Поможем кружевницам? (Проблемный вопрос.)
Воспитатель: Предлагаю вам попробовать сплести кружево. У нас есть цветные клубочки и инструменты для вязания.
(Воспитатель показывает вязание из нескольких петель и читает инструкцию.)
«Чтобы нам начать вязать
спинку ровно всем держать.
И не бегать, не скакать,
И друг друга не толкать,
Крючок в пальчиках держать.
И тогда не случится с вами беда»
Вы с этим согласны?
Дети: Конечно, да!
(Рассаживаются на стульчики.)
Дети пробуют вязать, не получается. Говорят, что для этого нужен навык.
II. Основная часть
Воспитатель: Не беда! Ребята, мы поищем другой способ вязания. Предлагаю вам весьма необычно сплести свою работу. Хотите попробовать?
Рассматривают у стола материал для работы, трогают. Выбирают по желанию заготовки.
Воспитатель: Что вы видите? (Манная крупа)
Воспитатель: Почему она цветная? ( Её покрасили)
Воспитатель: Крупа, какая? (крупа твердая, мелкая, сыпется, разнцветная)
Воспитатель: Как можно сплести из этого материала кружева? (Насыпать на заготовку и рисовать узор пальчиком)
(Приходят к решению, что работа рассыпается.)
Воспитатель: Предлагаю вам рассмотреть уже выполненные работы и, определить какие элементы встречаются в рисунке? (Узор состоит из кругов, палочек, волн, горок, точек…)
Дети проходят на свои рабочие места. В процессе обсуждения выстраивается цепочка действий.
Воспитатель ведет показ работы.
Воспитатель: Чем будем рисовать сначала? (карандашом)
Воспитатель: Затем? (клеем)
Воспитатель: Насыпаем манку на рисунок, лишний материал стряхнем.
Нужно теперь подготовить пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика
Чтобы нам начать вязать,
Нужно пальчики размять,
Раз - два, раз – два
Любим добрые дела,
Ждут подарки мастера.
Воспитатель: Приступайте, пожалуйста, к работе, ваша задача сплести своё неповторимое, оригинальное кружево. В своей работе можно применить узоры, предлагаемые на доске.
(Предлагаются нарисованные узоры со знакомыми для детей элементами.)
Играет русская народная музыка.
(Воспитатель проводит по необходимости индивидуальную работу с детьми.)
(Дети составляют узоры на заготовке карандашом и наносят на него клей ПВА, наверх клея насыпают манку.)
III. Заключительная часть:
Дети встают в круг и демонстрируют свои работы.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, могут ли вами работы занять достойное место на ярмарке? Вам понравилось плести кружева из манки?
Воспитатель: Какие молодцы! А для чего плели кружева? (Мы помогли мастерицам – кружевницам своими работами. Теперь у них будет много вещей для ярмарки)
Воспитатель: Ну, тогда только остается собрать посылку и отправить.
(Дети кладут свои работы в посылку.)