Краткосрочная образовательная практика «Куклы из ниток» для детей 5-6 лет
Название практики:«Куклы из ниток»
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
Китайская пословица
Направленность программы – практическая, познавательная.
Краткая характеристика данного практикума:
Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой кризиса в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, что связано с появлением новых «идеалов». В такой ситуации страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры.
Русская народная игрушка является особым видом народного творчества – это не только культурное наследие, музейный экспонат или сувенир для украшения интерьера. Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, приходит его социализация в обществе. Работа над тряпичной куклой – это не только источник эмоционального переживания – радости и неизменного удивления, важно, что в процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры.
Возрастная категория детей: 5-6 лет
Количество занятий: 4
Периодичность занятий: 2 раза в неделю
Время занятий -15 минут.
Цель: Научить ребёнка самостоятельно делать куклу из ниток.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей кукол и технологией изготовления куклы в нетрадиционной технике.
2. Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя.
3. Дать представление о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых.
4. Строить общение по схеме: ребенок – родитель - воспитатель.
5. Научить понимать друг друга. Обсуждать процесс совместной деятельности и оценивать результат.
№ |
Тема занятия |
Задачи |
Оборудование |
Продукт деятельности, результат |
1 |
Рассказ о куклах из истории (показ презентации) |
Познакомить детей с народной куклой |
Ноутбук, интерактивная доска, презентация |
Сформирован интерес детей к изготовлению куклы из ниток |
2 |
Заготовка куклы |
Рассматривание ниток, знакомство с их свойствами, завязыванию узелков. |
Шаблоны, нитки 2-х цветов (темные и светлые), ножницы |
Дети научились наматывать нитки на картон, завязывать узелки |
3 |
Изготовление головы куклы, рук куклы |
Обучить детей плести косички |
Шаблоны, нитки 2-х цветов (темные и светлые), ножницы |
Дети научились плести косички, изготавливать куклу |
4 |
Юбка для куклы и украшение для куклы |
Создать условия для самостоятельного выбора в составлении узора из знакомых элементов |
Ножницы, клей, картон, разноцветные ленточки |
Дети умеют самостоятельно делать куклы из ниток, дети знают о различных видах самодельных кукол, их назначении, роли в жизни детей и взрослых |
Приложение
Этапы проведения:
1 – этап: подготовительный (первое занятие)
Рассказ о куклах из истории (показ презентации)
Русская народная кукла имеет свою богатую историю и сложившиеся традиции. Давным-давно их делали наши предки не для продажи, а как обереги, как ритуальные и обрядовые символы. Люди верили, что куклы способны защитить от беды и болезни, привлечь в дом счастье и богатство.
Изготавливали куколок, как правило, только женщины. Создавались куклы неспешно, с надеждой и, главное, с большой любовью. Материалы использовались природные: дерево, солома, кости, глина, веточки, нитки. Если использовалась ткань, то брали натуральную и обязательно «счастливую», то есть, ту, что носили в хороший жизненный период, не омраченный ни бедами, ни болезнями. При изготовлении кукол мастерицы формулировали желания, напевали, читали молитвы, и только в редких специальных случаях хранили молчание.
Существует много видов кукол, условно их можно разделить на игровые, для детских забав, обрядовые куклы и куклы-обереги, для помощи человеку во всех делах.
Наши предки, тонко чувствуя природу ребёнка, давали ему игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к взрослой жизни. Игрушек было немного, но каждая из них приучала ребёнка к дальнейшей жизни. В крестьянских семьях дети играли с тряпичными куклами. В некоторых домах их могло быть до ста штук. Играли в куклы дети до 7-8 лет. Мамы мастерили дочкам куколок из кусков ткани и верёвок. Причём такую куклу не выбрасывали, а бережно хранили в доме, передавая от дочки к дочке. Играя с тряпичной куклой, девочка приучалась быть в будущем хорошей матерью и хозяйкой в доме. К тому же дети развивали свои творческие способности, ведь зачастую наши предки, тонко чувствуя природу ребёнка, давали ему игрушку, которая не только развлекала, но и обучала малыша, подготавливая его к взрослой жизни. Существовала такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же обращались небрежно быть в доме беде. В старину верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребенка, поэтому она всегда рядом и в играх и во сне.
Ребята, а вам хотелось бы иметь такие самодельные куклы?
2 – этап практический: заготовка куклы (второе занятие).
Рассматривание ниток, знакомство с их свойствами, завязыванию узелков. Научить детей наматывать нитки на картон. Обучение завязыванию узелков.
Наматываем на картонный шаблон шерстяные нитки светлого цвета 30 – 40 витков. Под пряжу по одному сгибу пропускаем нить и завязываем, стягивая намотанные нитки, по другому сгибу разрезаем, снимаем пряжу с шаблона.
3 – этап практический: голова куклы, руки куклы (третье занятие).
Сделаем голову, отступив немного от верха и перевяжем ниткой. Получилась голова.
На шаблонную картонку наматываем шерстяные нитки 20-30 витков. Под пряжу по обоим сгибам пропускаем нить и завязываем. Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получается платье (юбка)
4 – этап завершающий: юбка для куклы и украшение для куклы (четвертое занятие).
Куклы мальчики сделают ноги в штанишках, а куклы девочки – красивые юбочки и платочки.
Просовываем руки под головой и перевязываем ниткой, получается платье (юбка). Разделяем пучок ниток на две части и заматываем внизу нитками, получаются штанишки.
Украшаем куклу ленточками. Кукла готова.