a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

"Создание двигательно-игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста"

Автор: Калачева Антонина Александровна Опубликовано: 2016-01-09 16:40:33

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение" Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино Белгородской области" Консультация для воспитателей" Создание двигательно- игровой среды и соблюдение режимов двигательной активности детей дошкольного возраста" Подготовила: воспитатель Калачева А. А. 2015г. Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической работы в дошкольном учреждении. Одна из важнейших задач в этой работе – удовлетворение естественной потребности детей в движении. Свой внутренний мир( удовольствие, уди вление, сосредоточение, радость) ребенок может выразить движением. Недостаточная двигательная активность детей ведет к дефициту познавательной активности, знаний, умений, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма. Очень важно отметить, что современные городские дети не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она все больше ограничивается созданными условиями: - замкнутым перенасыщенным пространством групп и квартир- ограничением двигательной активности на прогулках( сокращение игровых площадок, большое количество транспорта) - требованиями( запреты) взрослых( не лезь, не беги, испачкаешься, упадешь и т. п. ) - преобладанием статичного времяпровождения( просмотр телепередач, компьютерные и настольные игры, игры с конструктором, занятия изобразительной деятельностью и т. д. ) генетической наследственностью( по последним статистическим данным только 10% детей являются условно здоровыми) . Движения, организуемые в организованной деятельности – незаменимое средство профилактики различных заболеваний. Особенно это относится к заболеваниям сердечно – сосудистой системы, опорно- двигательного аппарата, патологиям центральной и периферийной нервной системы. Врач и педагог В. В. Гориневский в исследованиях пришел к выводу, что недостаток движений не только отрицательно складывается на здоровье детей, но и снижает их умственную работоспособность.                                          Двигательная деятельность может помочь и решить проблемы по раскрепощению ребенка, обучению чувствования, пробуждению эмоциональной отзывчивости, общению и познанию сопереживания. Общие методические принципы: I.    Планирование двигательно- игровой деятельности. II.    Создание специальной для двигательно- игровой деятельности предметно – пространственной развивающей среды. Проектирование двигательно- игровой деятельности, осуществляется при соблюдении основных принципов построения предметно – пространственной среды: •    обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей; •    организация «зон приватности»; •    предоставление права и свободы выбора; •    создание условий для моделирования, поиска, экспериментирования; •     функциональность использования помещения и оборудования; •    возрастная адресованность оборудования и материалов. III.    Обеспечение взаимодействия со всеми специалистами ДОУ – в специально организованной деятельности, т. е. на занятиях, в игровой деятельности и в самостоятельной деятельности детей. IV.    Проведение занятий в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. V.    Расширение возможностей ребенка, работа в «зоне его ближайшего развития»( Л. С. Выготский) , а не тактика доступности. VI.    Осуществление индивидуального подхода к ребенку, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8- 12 тысяч движений в 3- 4 года, 13- 17, 5 тысяч движений в 5- 7 лет.      Достижение ДА ребенка во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении. Необходимым элементом регулирования двигательной активности является физкультминутка. В какой форме можно проводить физкультминутку? ( традиционная со словами сидя, на одном месте, подражательная, психогимнастика, под музыку, танцевальные движения, движения с пением, игра малой подвижности, хоровод) . Следующим моментом при организации образовательной деятельности с детьми будет смена видов деятельности и места расположения детей в период непосредственной образовательной деятельности. Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, кидать мяч или прыгать через скакалку. То же самое в квартире, где места зачастую еще меньше. Нужно постараться сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей. Чтобы сделать процесс игр детей более интересным, разнообразным можно: - взрослому становиться на время игроком, но не руководителем игры, а ее участником, который ненавязчиво предлагает новый поворот игры, - использовать новые атрибуты для игр, способствующие возникновению двигательной активности( например, к игре «Семья» добавить дорожку здоровья, по которой все члены семьи должны пройти, или же это река, дорога в магазин и т. п. ) - создавать проблемные ситуации( например, в игре мальчиков в военных – разбросать цветные коврики по полу, по которым дети прыгают, как по кочкам или должны обходить препятствия, пролазить в тоннель из обручей и т. п. ) - вводить новую игру через рассказ воспитателя и родителей( когда родители и воспитатели обсуждают как они играли, например в «Путаницу», выкладывая веревку( скакалку)  на полу, а потом двигаясь по ней. ) Варианты могут быть разными, но одно надо помнить, чем больше возможностей у ребенка в выборе игр и движений, тем меньше проявления агрессии, непослушания, конфликтов и криков.      Подвижная игра может исполнять роль дидактической со всеми её особенностями. В этом случае её можно назвать подвижной игрой с дидактической направленностью. Благодаря ощущению радости движения ребёнок выполняет дидактическую задачу игры более эффективно без ущерба для здоровья, т. к. не ущемляется потребность дошкольника в природной подвижности. В подвижной игре дидактической направленности достигаются две цели: физической развитие и решение познавательных задач. При этом сохраняется оздоровительное влияние и укрепление физического и психического здоровья. Кроме того, сохраняются межпредметные связи физической культуры с другими видами деятельности дошкольников. Подвижные игры дидактической направленности становятся эффективным средством закрепления знаний, умений, навыков в сенсорном воспитании, грамоте, математике, ознакомлении с окружающим и т. д. Такая игра становится стимулом повышения интереса к обучению у старших дошкольников, познанию нового у младших дошкольников, активизирует мыслительные процессы, предоставляет каждому ребёнку возможность личностного выражения. Большое значение имеет создание физкультурно- игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно- двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель( серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т. д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости. Под двигательной активностью нами понимается суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. В теории и методике физического воспитания выделяют регламентированную, частично- регламентирующую и нерегламентированную двигательную активность. Регламентированная двигательная активность представляет собой суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий. Частично- регламентированная двигательная активность- это объем двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач( например, во время выполнения подвижных игр) . Нерегламентированная двигательная активность включает объем спонтанно выполняемых двигательных действий( например, в быту) . Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей. Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ Формы активности Режимное время Группы ДОУ Группа раннего возраста Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подгот  групп а 1. Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры Во время утреннего приема детей 5  мин 8- 10 мин 10- 15 мин 15 мин   20 мин 2. Утренняя гимнастика, оздоровительный бег Перед завтраком 4- 5 мин 5-  6 мин 6- 8 мин 8- 10 мин 10- 12 мин 3. Физкультурные и музыкальные занятия. 1 и 2 половина дня 10 мин 15 мин 20 мин 25 мин 30 мин 4. Физкультминутки Во время занятий 1 мин х2 р 1- 2 мин х2р 1- 2мин х2р 2- 3 мин х2р 2- 3- мин х 2р 5. Физкультпаузы Между занятиями 10мин 10мин 10 мин 10 мин 10 мин 6 Подвижные игры( на воздухе) Утро, вечер 4- 6 мин 6- 8 мин 8- 10 мин 10- 12 мин 15 мин 7. Гимнастика пробуждения После дневного сна 3- 5 мин 5- 7 мин 5- 7мин 8- 10 мин 8- 10 мин 8. Двигательная деятельность в течении дня 1ч. - 10 мин 3ч- 12 мин 4ч- 28мин  6ч- 24 мин 7ч 48 мин  Подвижные игры с дидактической направленностью" Кот в сапогах" Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, совершенствовать навык счета до 10, называть друга ласково. Воспитывать доброту, взаимовыручку. Оборудование: сапоги( калоши) , 3 кегли. Для проведения эстафеты потребуются калоши большого размера. Первый участник по сигналу должен быстро надеть их и добежать до финиша. Чтобы усложнить эстафету, можно поставить на пути 3 кегли. Пробегая мимо них, каждый участник должен задержаться: у первой кегли Дидактическое игра" Сосчитай до 10" , у второй кегли Д/ и" Назови друга ласково" и совершить красивый поклон у последней кегли, затем возвращается и отдает сапоги следующему участнику. Команда- победительница может выразить свою радость громким и мелодичным мяуканьем. " Поймай мяч" Цель: упражнять детей бросать мяч снизу вверх целясь в руки; закрепить дни недели. Оборудование: мяч По считалке выбираем водящего. Дети стоят по кругу с мячом. Водящий за кругом. Играющие передают мяч друг другу в любом направлении, называя дни недели( Д/ и" Назови день недели" ) , водящий за кругом должен поймать мяч. Поймав мяч, водящий встает в круг, и игра продолжается.                        

Оставить комментарий: