Консультация для педагогов Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников Гончарова Л.Н.
Документы для скачивания
МА ДОУ «Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области» Консультация для педагогов «Использование воды в развитии познавательной деятельности дошкольников» Воспитатель: Гончарова Л. Н. сентябрь 2015 г Познавательная деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов, варьирующихся в зависимости от возраста детей. На примере ознакомления д етей со свойствами воды раскрою разнообразные методы и приемы, которые можно использовать в различных видах детской деятельности( во время режимных моментов, организованной, совместно с педагогом, самостоятельной, в совместной деятельности с семьей) . Со свойствами воды дети знакомятся на протяжении всего дошкольного возраста: в бытовой деятельности, на прогулке, на специально организованных занятиях, в продуктивной деятельности. Для ознакомления со свойствами воды были подобраны опыты, позволяющие детям разного возраста самостоятельно сделать выводы о том, что вода бывает прозрачной, не имеет вкуса и запаха и т. п. Оборудование для опытов с водой очень простое, доступное, практически имеющееся у всех «под рукой»: - емкости для воды( желательно прозрачные: пластиковые контейнеры, одноразовые стаканчики и т. п. ) ; - пластмассовые одноразовые соломинки( во время опытов находятся у каждого ребенка на индивидуальной салфетке или в стаканчике) ; - предметы различного веса( для демонстрации « тонут- не тонут») - пульверизатор; - тряпочки; - бумажные кораблики; - краски, кисточки, палочки; - соль, сахар; - воронки, лейки. Многие свойства воды дети узнают во время мытья рук, ухода за растениями, наблюдениями на прогулке, во время рисования красками, трудовой деятельности. Задача взрослого: обратить внимание на изменения, происходящие с водой, на её состояние и попросить ребенка подумать и объяснить, что происходит. Для активизации любознательности детей можно использовать стихи, потешки, загадки о воде и воздухе. Для работы со старшими детьми основным принцип ом усвоения материала является то, что знания, усвоенные на занятии, закреплялись во всех видах деятельности: - чтение, рассматривание книг и иллюстраций на выставке в книжном уголке; - на других занятиях, в различных видах деятельности; - на прогулке; Материал изл агается по принципу «от простого к сложному», знания детей уточняются, обогащаются, все занятия проводятся с опорой на личный опыт ребенка. При проведении занятий имеет большое значение подбор иллюстративного материала. Удобно пользоваться иллюстрациями из серии «Наглядно- дидактические пособия», «Тематический словарь в картинках». Разнообразные книги природоведческого содержания так же помогают ребенку получить представление о том, что не входит в его ближайшее окружение. Подбор литературы зависит от возраста и знаний детей. Большое значение в закреплении и уточнении знаний детей имеет изобразительная деятельность. В процессе рисования дети знакомятся со свойствами воды, уточняют знания в новой ситуации: - вода смачивает бумагу( смачивание губкой, кистью и пульверизатором происходит по- разному, в зависимости от используемого материала) ; - вода не смачивает поверхности, покрытые восковыми мелками; - вода окрашивается красками, растворенными в ней; - акварельные краски по- разному окрашивают сухую и мокрую бумагу: на сухую бумагу ложатся достаточно плотно, однородно, а на бумаге, смоченной водой, растекаются; - вода по- разному задерживается на поверхности кисти и губки; - вода неодинаково впитывается в бумагу различной степени плотности( акварельная бумага, обычная бумага для рисования, салфетки) ; На свойствах воды основаны различные техники рисования: « набрызгом », « по- мокрому », печатание, батик и др. Освоение этих техник, основанных на знании различных свойств воды, делает детскую изобразительную деятельность разнообразной и выразительной. Знания о состояниях воды в природе, использование её в жизни человека находят своё отражение в детских рисунках на темы: - «Дождливый день», «Радуга», «Снег идет», «Снеговик», «Морозные узоры», «Деревья в инее», «Зима в лесу», «Ранняя весна» и т. п. - «Кто в море живет», «Осьминоги», «Аквариум», «Корабли в море», «Рыбаки», «Как я отдыхал летом», « Купаем куклу», «Катаемся на коньках». - По мотивам литературных произведений: «Золотая рыбка», «Дед Мазай и зайцы», « Заюшкина избушка», «Дворец Снежной королевы», « Морозко », «Подводное царство», «Сказка о царе Салтане …». В аппликации, оригами( «Лебеди на озере», «Рыбки в аквариуме», «Корабли в море», «Лодка с парусом») вода может изображаться различными способами: тонированием, обрыванием, печатанием, техникой «сухой кисти», акварелью « по- мокрому ». В лепке( «Рыбки», «Морское дно») создают различные пластины с «водной тематикой». Фактуру воды можно передавать стекой, сочетанием различных цветов пластилина, нанесенного на рабочую поверхность, печатанием. В работах можно использовать природный материал: ракушки, камешки. Важными аспектами темы являются разделы « Безопасность на воде», «Бережем воду». Формирование бережного отношения к воде является неотъемлемой частью экологического воспитания. Данный материал широко и системно изложен в программе С. Н. Николаевой «Юный эколог». Там же даны иллюстрации на темы: «вода в природе», «вода на службе у человека», «круговорот воды в природе», «вода в различных биосистемах», «состояния воды» и др. Опираясь на эти иллюстрации, можно проверить знания детей, предлагая им объяснить содержание рисунков. Закрепление и отражение полученных знаний проходит в игровой деятельности, например: - Подвижные игры: «Караси и щука», «Море волнуется», «Не намочи ноги». - Сюжетно- ролевые игры: «Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Корабль», «Моряки», «Рыбаки», «Путешествие», «Пожарные» и др. - Дидактические игры: лото «Зеленый друг»( водные растения) , « Зоолото », «Поймай рыбку», «Чьи домики», и другие игры, в которых присутствует тема воды. В этих играх уточняется, расширяется, активизируется словарь детей, особенно –г лаголы и прилагательные, использование которых наиболее сложно для детей.