"Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка" (январь) гр. "Колокольчик"
Документы для скачивания
Роль отца и матери в воспитании и развитии ребенка В се люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, добрых и злых ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером. Важно развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности, делая это так, чтобы в его жизни было как можно больше радости. Маленький ребенок с потрясающей скоростью развивается как физически, так и умственно, нам важно стимулировать его развитие. Родители должны очень внимательно наблюдать за тем, что необходимо ребенку, что ему интересно, так как именно они ближе всего к малышу. При этом необходимо заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Ученые доказали, что если для роста ребенка с самого рождения созданы разнообразные условия, это дает значительный эффект в формировании его интеллекта. Все – и хорошее, и плохое – человек получает в семье. Эта педагогическая мудрость известна, наверное, всем. Вопросов о воспитании детей возникает очень много. В частности, не все родители умеют так общаться с ребенком, чтобы между ними складывались дружеские и доверительные отношения. Не все могут объяснить, почему ребенок ведет себя по- разному с мамой, папой, бабушкой, от кого это зависит – от малыша или от взрослого? Как сочетать требовательность взрослых к ребенку с вниманием, чуткостью, уважением. Прежде всего, важно знать, каково Ваше влияние на процесс воспитания ребенка. Сейчас Вам будет предложен тест, нужно внимательно прочесть предлагаемые вопросы и постараться ответить на них откровенно. Ведь Вам, я думаю, важно знать, насколько умеете Вы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование личности ребенка Тест для родителей «Ваше влияние на процесс воспитания ребенка» Вопросы Ответы Можете ли вы: Могу и всегда так поступаю Могу, но не всегда так поступаю Не могу 1. В любой момент оставить свои дела и заняться ребенком? 2. Посоветоваться с ребенком, не взирая на его возраст? 3. Признаться ребенку в ошибке совер шенной по отношению к нему? ( не смотря на его возраст) 4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? 5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок вывел вас из себя? 6. 6. Поставить себя на место ребенка? 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея? ( прекрасный принц) 8. Рассказать поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном положении? 9. Всегда воздерживаться от употребле ния слов и выражений, которые могут ранить ребенка? 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя, как хочет, ни во что не вмешиваться? 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто не заслуженно обидел другого ребенка? 13. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А А А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В В В Посчитайте очки: ответ «А» — оценивается в 3 очка, ответ «Б» — оценивается в 2 очка, ответ «В» — оценивается в 1 очко. ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 30 ДО 90 ОЧКОВ: это значит, что ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии повеления. Другими словами вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. ОТ 16 ДО 30 ОЧКОВ: забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями вос питателя, но на практике не всегда применяете их последо вательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. ЧИСЛО ОЧКОВ МЕНЕЕ 16: у вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостаточно либо знаний, либо желания и стремления воспитывать ребенка личностью, а, возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов — педагогов, воспитателей, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. Надеюсь, что данный тест дополнил Ваше представление о себе, как о родителе, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей. Тест для родителей «Мой стиль воспитания ребенка в семье» Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению. 1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы: а) дадите ребенку другое блюдо; б) разрешите выйти из- за стола; в) не вступите из- за стола до тех пор, пока все не съест. 2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы: а) идете во двор и ищете игрушку ребенка; б) погрустите вместе с ребенком о его утрате; в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из- за пустяков”. 3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы: а) без слов выключите телевизор; б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание; в) пристыдите ребенка за несобранность. 4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы: а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: «пусть поскучает без них»; б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”; в) накажите ребенка лишением игрушек. 5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы: а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением; б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него; в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как- то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. “А”- тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б”- стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В”- стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание. ? родителям К ак вы считаете, что лучше для ребенка – вседозволенность или строгость в воспитании? В семье, где придерживаются принципа «свободного» воспитания: нерегулярный уход за ребенком, кормление, когда ребенок попросит, обилие игрушек и в то же время отсутствие внимания, когда забывают вовремя положить спать, - ребенок вырастает неуверенным. Таким детям не хватает любви и внимания взрослых. В тоже время чрезмерная забота может сделать ребенка нервным и застенчивым. А вот дети, выросшие в любви, как правило, скорее адаптируются в обществе, они более уравновешенны и добры. Все хорошее в детях и плохое – результат воспитания с самого их рождения. Совсем не обязательно делать что- то особенное, чтобы способствовать раннему развитию ребенка. Самое лучшее для начала – это создать приятную психологическую атмосферу дома. ? родителям В лияют ли взаимоотношения родителей на ребенка? И как? Безусловно, на формирование личности оказывает влияние, как ведут себя родители друг с другом и с ребенком, как разговаривают. Ребенок, воспитанный небрежным человеком, будет небрежен, угрюмым – неразговорчивым. Но даже если человек знает свои недостатки, их нелегко исправить, поэтому следует быть осторожным в своем поведении. Если мы простудились, стараемся не подходить к ребенку, но не все заботятся о том, чтобы не передавать ребенку свои недостатки. Помните об этом, контролируйте свое поведение, особенно когда у детей самый подражательный возраст. Трехлетние дети имитируют все: жесты, манеру говорить, походку и т. д. . эта склонность к подражанию влияет и на эмоциональное состояние ребенка. ? родителям И з двух методов воспитания – поощрение и наказание – какой вам кажется наиболее действенным? Дело в том, что и похвалой, и наказанием нужно пользоваться очень осторожно. Разумеется, бывают случаи, когда необходимо и поругать, и заставить, но вместе с тем лучше в трудной ситуации предоставить ребенку право выбора или попытаться его убедить. Однако лучше не предоставлять ребенку полную свободу. Для него опасно как замыкаться на одном предмете( крайняя форма этого состояния – аутизм) , так и разбрасываться из- за неспособности сосредоточиться на чем- то. В результате может вырасти легковесный человек. Таким образом, подведем итог: Необходимо создать в семье необходимые условия для правильного развития и воспитания ребенка. Развивать в ребенке его безграничные потенциальные возможности. Не увлекаться ранним обучением чтению и письму. Поддерживать в семье хороший психологический климат. Стараться не ссориться в присутствии ребенка. Выделять как можно больше времени для общения и игр со своим ребенком. Памятка для родителей Нет ничего важнее воспитания малыша. Не прерывайте воспитание своего ребенка. Помните – способности и характер человека не предопределены от рождения. В большей части формируются в определенные периоды жизни ребенка. Образование, воспитание и окружающая среда оказывают большое воздействие на личность. Окружайте детей всем лучшим, что у Вас есть. Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Структуры мозга формируются к трем годам. Мозг ребенка может вместить безграничный объем информации. Но ребенок запоминает только то, что ему интересно. Многие навыки невозможно приобрести, если ребенок не усвоил их в детстве. Впечатления раннего детства определяют его дальнейший образ мыслей и действий. Не сюсюкайте с ребенком. Реагируйте на его плач. Даже новорожденный чувствует ссоры родителей. Нервозность родителей заразна. Отец должен чаще общаться с ребенком. Ребенка лучше похвалить, чем отругать. Интерес ребенка нуждается в подкреплении. Повторение – лучший способ стимулировать интерес ребенка. Заучивание стихов тренирует память. Разучивайте с ребенком потешки, короткие стишки. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Разберитесь с игрушками дома. Игры развивают творческие задатки ребенка. Больше играйте со своим малышом.