консультации
Документы для скачивания
Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций( динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни. Адаптация к дошкольному учреждению- сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. В ходе комплексного исследования, проведенными учеными в разных странах выделено три фазы адаптационного процесса: 1. острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе. Что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии( длится в среднем один месяц) ; 2. подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами( длится 3- 5 месяцев) ; 3. фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды. Критерии адаптации: • поведенческие реакции; • уровень нервно – психического развития; • заболеваемость и течение болезни; • главные антропометрические показатели физического развития( рост, вес) . Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду: 1. легкая адаптация: - временное нарушение сна( нормализуется в течение 7- 10 дней) ; - аппетита( норма по истечении 10 дней) ; - неадекватные эмоциональные реакции( капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т. д. ) , изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20- 30 дней; - характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; - функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2- 4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца( 2- 3 недели нормативно) . 2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно: сон, аппетит восстанавливаются в течение 20- 40 дней, ориентировочная деятельность( 20 дней) , речевая активность( 30- 40 дней) , эмоциональное состояние( 30 дней) , двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30- 35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания( например, острая респираторная инфекция) . 3. Тяжелая адаптация( от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита( иногда возникает рвота при кормлении) , резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени( ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения) . Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников. 4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он « несадовский » ребенок. Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой. Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются: - отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения, - наличие у ребенка своеобразных привычек, - неумение занять себя игрушкой, - отсутствие элементарных культурно- гигиенических навыков, - отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми. Советы родителям по подготовке ребенка к поступлению в ДОУ: 1) укреплять иммунитет ребенка, проводить закаливание; 2) приучать малыша к самообслуживанию, умению самостоятельно потреблять пищу; 3) учить чистоплотности и аккуратности, приучать к ежедневному выполнению гигиенических процедур; 4) постепенно корректировать режим дня ребенка, приближая его к режиму детского сада; 5) учить гребенка играть самостоятельно; 6) водить ребенка на детскую площадку и учить общаться с другими детьми; 7) перенести начало посещения детского сада на более раннее время, если в семье ожидается прибавление. Советы родителям по облегчению адаптации ребенка к ДОУ: 1) первый раз привести ребенка в детский сад только для знакомства с группой и воспитателем, не оставлять одного; 2) постепенно увеличивать время пребывания ребенка в детском саду, оставляя его сначала до завтрака, потом до обеда. Затем забирать после сна и только через 3- 4 недели оставлять на целый день; 3) самим забирать ребенка из детского сада на протяжении всего адаптационного периода; 4) рассказать воспитателю и медперсоналу ДОУ об особенностях и привычках ребенка( какие нравятся сказки, во что любит играть, как реагирует на громкие звуки, большое количество людей, от чего плачет и т. д. ) ; 5) принести из дома игрушку, фотографию, книжку, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким, брошенным, имел хоть что- то из Привычной ему обстановки; 6) обязательно расспрашивать ребенка о том, как прошел его день в ДОУ, похвалить его за поведение, удачи; 7) в выходные, период болезни и другие дни, когда ребенок находится вне детского сада, уделять ему достаточно внимания, чтобы он не чувствовал себя брошенным; 8) не переводить малыша в другой детский сад. Эти меры помогут детям быстрее пройти период адаптации и вернуться в привычное физиологическое и психическое состояние. Для того чтобы у ребенка сложился положительный образ ДОУ, родителям в семье следует всегда положительно отзываться о работе воспитателей, об условиях жизни, оформлении интерьера, режиме детского дошкольного учреждения, несмотря на возможное критическое личное отношение. Если малыш в чем- либо отстает, с чем- то не справляется, ему следует оказать поддержку, настроить его на позитивный лад, научить преодолевать препятствия. Невыполнение каких- либо требований воспитателей и медперсонала ДОУ ведет к отрицательным формам поведения ребенка; чтобы этого избежать, необходимо убедить его в необходимости подчиняться требования режима ДОУ. Психологическая готовность к посещению ДОУ- один из важнейших показателей его психического и физического развития. Успешность адаптации зависит от достигнутого ребенком уровня психического и физического развития, состояния его здоровья, степени закаленности, привитых ему навыков самообслуживания, умения общаться со взрослыми и сверстниками, личностных качеств ребенка, степени его тревожности, личностных качеств и социального положения его родителей. Адаптация- всегда живой, активный процесс вживания ребенка в коллектив, привыкания его к новым условиям, она может быть как успешной, так и негативной, стрессовой. Чаще период адаптации вызывает как раз стрессовую ситуацию в организме. При адекватной адаптации ребенок испытывает внутренний комфорт, эмоциональную удовлетворенность, его поведение отличается способностью быстро и без сопротивления выполнять любые требования, которым подчиняется детский коллектив.