"Новый год на лесной тропинке"(воспитатель разновозрастной группы Баранова Н.С.)
Документы для скачивания
«Сочиняем сказк у «Новый год на лесной тропинке». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд». Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно- исследовательская, игровая, музыкально- художественная, трудовая. Цели: Образовательные: Обучать детей придумывать сказку на заданную тему, передавая специфику сказочного жанра. Закреплять знания детей о диких животных. Обучать умению отвечать на вопросы проблемно- поискового характера. Обучать умению составлять описательный рассказ по предложенной схеме. Обогащать словарь детей словами синонимического ряда и прилагательными. Развивающие: Активизировать фантазию и речь детей. Развивать внимание и мышление. Развивать мелкую и общую моторику. Воспитательные: воспитывать любовь к народному творчеству; к родной природе. Предварительная работа: чтение сказок, беседы по сказкам, составление описательных рассказов по схемам, работа с родителями по сочинению сказок, изготовление «Книги сказок», ёлочных украшений в технике « квиллинг ». Содержание организованной деятельности детей: Введение игрового момента. Громко- громко, мой бубенчик, позвени, позвени. Всех мальчишек и девчонок разбуди, собери. Дети встали, потянулись и мне улыбнулись Появляется Снегурочк а: ( кукла) - Садитесь- ка, ребятки, удобнее и послушайте, что я вам сейчас расскажу. - Диво- дивное, чудо- чудное! Ох, велик же белый свет! Если ехать- краю нет! Люди разные живут, Сказы разные ведут. Кто- то беден, кто богат, Кто- то участи не рад, Кто- то счастлив, кто- то нет. В чём же счастия секрет? - Это присказка, а сказка будет впереди. Без присказки сказки, что без полозьев салазки. С: - Ребята, а вы любите сказки? А за что вы любите сказки? А есть ли у вас любимые сказки? ( Дети отвечают) С: - Скажите, а кто сочиняет сказки? Дети: - Народ или автор. 2. Игра- беседа «Путешествие по сказкам». С: - Давайте и мы с вами сочиним сказку, а помогут нам её сочинять игры, шутки и прибаутки, рассказы и показы. Приготовьтесь сочинять сказку. - С каких слов начинаются сказки? ( Ответы детей) Итак: «Жили- были дед и баба. Проснулся утром дед и потёр глаза. - Покажите, как он потёр глаза? ( дети показывают) С: - Потянулся. Покажите, как он потянулся? ( показ детей) С: - Зевнул. Как зевнул дед? ( показ детей) С: - И говорит бабке. Что сказал дед бабке? Дети: - Испеки мне, бабка, колобок. С: - Замесила бабка тесто. Покажите, как бабка месила тесто( дети показывают) С: - П осолила. ( показ детей) . с: - С ахаром посыпала. ( показ детей) . С: - М аслом помазала( показ детей) . С: - Скатала колобок( показ детей) и в печь поставила. И вот наш колобок испёкся. А какой он? Дети: - Вкусный, душистый, румяный, аппетитный, поджаристый. Сказочница: - А затем бабка его на окошко студить положила, колобок полежал, полежал, взял да и покатился- с окна на лавку, на пол, по полу к двери, прыг через поро г- да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше и оказался на лесной тропинке. И вдруг, откуда не возьмись навстречу ему Зайчик( обыгрывается эпизод с Зайчиком) - В каких сказках встречается Зайчик? Какой он в этих сказках? С: - Какой ты сегодня красивый, но почему- то грустный. Мы тебя попробуем развеселить. Зайчик, ты хочешь, чтобы ребята сочинили про тебя новую сказку? ( Зайчик отвечает) Зайчик: - Совсем скоро наступит мой любимый праздник Новый год. Я решил пригласить на праздник друзей, но немного растерялся. Я отдал Сороке приглашения на Новый год для друзей, но кто их получил, не знаю. 3. Составление описательных рассказов по предложенной схеме. С: - Давайте, ребята, поможем нашему Зайчику. Мы опишем зверят, а Зайка догадается, кто к нему придёт в гости на Новый год. ( д ля подсказки раздаются пригласительные с изображением диких животных6 ёжика, белки, медведя, мышки, кабана, лося) С. раздаёт картинки с изображением животных, предлагая описать их по схеме, не называя само животное. При описании животного дети опираются на схему. ( Дети описывают животное, а Зайчик отгадывает) . С: - А кто из зверей не пришёл на празднование Нового года к Зайчику? Почему? С: - Ребята, давайте вспомним сказки, в которых встречается Волк и Лиса? 4. Сочиняем новую сказку. С: - Вы, наверное, знаете, что Новый год и Рождество- это время чудес. И вот пришли к Зайчику на Новогодний праздник его друзья. Он накрыл новогодний стол и стал их угощать. - Расскажите, чем угощал Зайчик гостей? - Дети: - М едведя он угостил мёдом и малиной. Белку угостил орехами, семечками и грибами. Ежу он предложил грибы и яблоки. Кабана он угостил желудями. Лося угостил травой и корой. Мышке он предложил пшеницы и овса. Физкультминутка: С: - Но какое празднование Нового года без шуток, музыки, хороводов, песен и танцев? Дружно встанем в хоровод, веселись, лесной народ. ( д ети танцуют) С: - С коро сказка сказывается, да не скоро дело делается. праздновали звери новый год до утра, а затем пошли домой. - Расскажите, куда звери пошли спать? Дети: - Медведь пошёл спать в берлогу. Белк а- в дупло. Ёж зарылся в прошлогоднюю траву. Мышка побежала в норку. Кабан зарылся в опавшую листву. Лось пошёл бродить между деревьями. - А где же у самого Зайчика домик? ( под кустиком, под ветками ёлки) . снегурочк а: : - Утром звери проснулись и рассказали своим деткам о том, как веселились на праздновании нового года в гостях у Зайчика. - Медведь рассказал медвежатам. ( И т. д. ) ) дети называют детёнышей животных) снегурочк а: - Ещё долго звери будут вспоминать весёлый Новый год, ожидать других праздников на лесной тропинке. - Вот мы с вами и сочинили сказку. Давайте придумаем название нашей сказке. 5. Рассказывание новой сказки. - А теперь приготовьтесь её рассказывать. «Жил- был в чаще лесной Заяц. »( д ети продолжают рассказывать сказку) снегурочк а: - А как заканчиваются сказки? А хорошо ли заканчивается наша сказка? снегурочк а: - Вот и сказочке конец, а кто слушал- молодец! 6. Итоги: Молодцы! Мы сегодня сочинили новую сказку. Как вы считаете, трудно или нет сочинять сказки? - О чём ещё можно сочинить сказку? ( дети рассказывают придуманные новые сказки) И, в завершение предлагаю вам, ребята, записать наши сказки в «Книгу сказок »( показать обложку книги, которую дети сделали сами, а всем гостям подарим новогодние подарки. - Чтобы сказки не обидеть, Надо их почаще видеть, И читать, и рисовать, И любить, и сочинять, Сказки вас отучат злиться, А научат веселиться. Всех вас сделают добрее, Веселее и мудрее