Картотека игр со словом
«Гармошка»
Ты играй, моя гармошка До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Полюбуйтесь, посмотрите как играют на Руси. «Гармошка» простая на весь текст.
|
«Полуприсядка»
Сяду – встану, сяду – встану .И как мячик поскачу. Приседать я не устану. Я танцором стать хочу. (М. Павлова) Полуприседания с выставлением ноги на пятку.
|
«Зайка»
Скачет зайка меленький около завалинки. Быстро скачет зайка. Ты его поймай-ка! Дети стоят в кругу. Охотник за кругом. С окончанием слов заяц убегает, охотник догоняет. Заяц в центре круга выполняет «фертик».
|
«Лошадки» Поехали, поехали. С орехами, с орехами. К дедке по репку, По сладеньку. По пареньку. По горбатеньку. Высокий бег по одному, парами, тройками.
|
«Сидит зайка» Сидит, сидит зайка, Сидит, сидит серый Под кустом, под кустом. Охотнички едут, Едут – скачут в поле Во пустом, во пустом. Говорит зайка: «Вы, охотнички, скачите, На мой хвостик поглядите, Я не ваш, я ушел! (М. Павлова) Зайка выполняет пружинку на корточках. Охотники скачут галопом по кругу. Охотники его догоняют
|
«Трубач»
На красной площади трубач Войскам играет сбор. А конь за ним несется вскачь, Шагают по кругу с четкой остановкой. Прямой галоп вправо, потом влево. Летит во весь опор А конь за ним несется вскачь, Летит во весь опор.
|
«Трактора»
Тара-ра, тара-ра, выезжают трактора. Из колхозного двора Будем землю пахать. Будем хлеб засевать, Будем рожь молотить. Малых детушек кормить. Топающий шаг с акцентом на слова «землю», «хлеб», «рожь», «детушек».
|
«Козлик»
Вышел козлик погулять, Стал он прыгать и скакать. Козлик ножками стучит, По-козлиному кричит: «Бе-е-е». (М. Павлова)
|
«Ковырялочка»
Каблучками я стучу, Пляску русскую учу, Пляска русская моя Замечательная (М. Павлова) Простая «ковырялочка» на весь текст.
|
«Качалочка»
Качалочка качается, А Машенька улыбается. (М. Павлова) Простая или сложная «качалочка» на весь текст.
|
«Веревочка»
Я скачу, скачу, скачу И веревочку кручу. Ты, веревочка, крутись, Пляска русская. (М. Павлова) На весь текст - простая или сложная «веревочка».
|
«Шалтай-Болтай» Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай свалился во сне. Вся королевская конница, вся королевская рать Не может Шалтая, не может Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая, Болтая-Шалтая, Шалтая-Болтая Собрать! Качают вправо – влево. Расслабленные руки. Высокий шаг на месте. Активные подскоки на месте с четкой остановкой в конце.
|
«Лиса»
Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила, Лиса лычки драла, лиса лапотки сплела Себе пару, мужу трое, И детишкам по лаптишкам. Простой хороводный шаг вправо – влево на 1/4. Переменный шаг.
|
«Жаба и головастики» («Жаба» сидит с закрытыми глазами.) Головастики играли, Головастики плясали, кувыркались, баловались. А старая бабушка-жаба сидела на кочке, Вязала чулочки, И строго сказала им: «Спать…» (М. Павлова) Всевозможные прыжки и поскоки. Осторожным шагом подходят к «жабе» Замирают определенной позе, а «жаба» ищет, кто шевелится.
|
«Козы»
Можно ль козам не бодаться, Если рожки есть? В пляс девчонкам не пускаться, Если ножки есть? За рога возьмем козленка, Отведем на луг, Поскоки в круг Поскоки из круга. Ведут козленка за рога в круг. А девчонку за ручонку В наш веселый круг, Кружатся парами на подскоке вправо, потом влево.
|
«Тары-бары»
Тары-бары-растабары, Туры-буры-растабуры! (В. Зайцева) «Поиграть локтями» на пружинке (руки «полочкой»)
|
«Комарик»
Сел комарик под кусточек, Под зелененький листочек, Свесил ножки на песочек, Сунул носик под кусточек. Спрятался… (В. Зайцева) Кружение на шаге с припаданием. Русский поклон.
|
Совушка»
Ах ты, совушка-сова, ты большая голова, Ты на дереве сидела, Во все стороны глядела, на траву свалилася, С горки покатилася. (К. Ряховская) Идут по кругу. Пружинка. Крутят головой. С верхнего положения бросают вниз руки. Кружатся на топающем шаге.
|
«Наташа» (стоят две шеренги напротив друг друга) Наша-то Наташа-то совсем не то, что ваша-то: Ваша-то крикунья, наша-то певунья, Наша рукодельница, а у вас бездельница! (К. Ряховская) Идет первая шеренга топающим шагом. Выполняют п/присядку. Выставляют ногу на носок. Кружатся на топающем шаге.
|
«Коза-хлопота»
Коза-хлопота день-деньской занята: Ей травы нащипать, Ей на речку бежать, ей козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла. Чтоб медведь не задрал. «Распашонка». Полуприсядка с выставлением ноги на пятку. Кружение на поскоке. Шаг с притопом на месте. Пружинящий шаг в центр, Топающий шаг из центра спиной. |
«Петух»
Трух-трух-трух-трух Ходит по двору петух, Сам со шпорами, Хвост с узорами. Под окном стоит, Во весь двор кричит. Кто услышит, тот бежит. Дети идут в хороводе, «петух» противоходом. После всех слов «Петух» кричит «ку-ка-ре-ку» и догоняет детей.
|
«Карусели»
Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз, два, раз, два – Вот и кончилась игра! (М. Павлова) Топающий шаг по кругу. Легкий бег по кругу. Топающий шаг по кругу. Маршевый шаг по кругу.
|
«Барашеньки» («Ваня» стоит в центре) Барашеньки-крутороженьки по дворам ходили, По лесам ходили, В скрипочку играли, Ваню потешали: «Ваня, Ваня-простота, Купил лошадь без хвоста, сел задом наперед И поехал в огород! Пружинящий шаг по кругу. Топающий шаг по кругу. «Играют на скрипочке». Идут в центр круга, поворот прыжком. Выполняют пружинку с хлопками. После всех слов дети убегают, «Ваня» догоняет.
|
«Тетери» Как на нашем на лугу Стоит чашка творогу. Прилетели две тетери, Поклевали, улетели. (К. Ряховская) Дети, стоя в кругу, раскачивают сцепленные руки. Две «тетери» влетают в круг, клюют и улетают, а дети машут руками над головой, изображая лес: «ш-ш-ш!».
|
«Скок-поскок» Скок-поскок. Молодой дроздок, По водичку пошел, молодичку нашел. Молодиченька, невеличенька, Сама с вершок, голова с горшок. Прыжки на двух ногах на месте, руки изображают «хвостик». Мягкий шаг по кругу. Идут в центр, раскрыв руки. Приседают. Высоким шагом идут из центра спиной.
|
«Огуречик»
(«мышка» стоит в стороне) Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик, Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет. Дети идут к мышке пружинящим шагом. Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Дети убегают, мышка догоняет.
|
«Дедушка Егор» Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор сам на лошадке, Жена на коровке, дети на телятках, Внуки на козлятках – Гоп–гоп–гоп–гоп! Тпру! Высокий шаг на весь текст. Прямой галоп, в конце натянуть «вожжи».
|
«Ворон»
Труба ладная, песня складная. Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на дубе воронок. Ворон в красных сапогах, В позолоченных серьгах, Черный ворон на дубу, Он играет во трубу. Труба точеная, позолоченная, Труба ладная, песня складная. Русский поклон.Топающий шаг в центр круга. Высокий шаг назад спиной.Выставление ноги на пятку. Показывают круглые серьги.Игра «на трубе» на пружинке. Приставной шаг с приседанием.
|
«Улитка»
Улитка, улитка, Вытяни рога! Дам тебе, улитка, Пи-ро-га! (В. Зайцева) Высокий шаг по кругу на весь текст. Остановка тремя притопами.
|
«Киска»
Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись. Наша деточка пойдет, Через киску упадет. Топотушки на месте.
|
«Медведь» («Медведь» спит в центре) Как на горке снег, снег, И под горкой снег, снег, И на елке снег, снег, И под елкой снег, снег. А под снегом спит медведь… Тише, тише, не шуметь. Ходьба в круг и из круга с чёткими остановками на слова «снег, снег». Присесть в кругу. Высокий шаг спиной назад. «Медведь» догоняет детей.
|
«По ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке Шагают наши ножки: Раз – два, раз – два, раз – два, раз – два! По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам, В яму – бух! (М. Павлова) Активная ходьба « по дорожке». Прыжки на двух ногах, с продвижением вперед. |
«Ходит сон»
Ходит сон близ окон, Ходит дрема возле дома, И глядят: все ли спят? (В. Зайцева) Мягкий шаг врассыпную. Присесть и положить руки под щеку.
|
«Ай, да мячик»
Ай, да мячик, ай, да мячик, Как легко, легко он скачет. Прыг-скок, прыг-скок, Покатился в уголок. (М. Павлова) Стоя в одном из углов зала, дети выполняют «пружинку». Бегут в противоположный угол.
|
«Сяду – встану»
Сяду-встану, сяду-встану И как мячик поскачу. Приседать я не устану, Я танцором стать хочу. (М. Павлова) Полуприседания на весь текст.
|
«Дудка»
Как без дудки, вот беда, Ходят ноги не туда. А как дудочку почуют, Сами ноженьки танцуют. (В. Зайцева) Качаются из стороны в сторону. «Пружинка», руки – «фонарики».
|
«Солнышко»
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошко. Твои детки плачут, По камушкам скачут. «Пружинка», руки свободные. Прыжки с хлопками.
|
«Ермил»
Ермил, Ермил, Чем коня кормил? Овсом – серебром, Белоярым пшеном. Понравится вам, Красной Армии отдам. Все дети обращаются к одному ребенку. «Ермил» отвечает.
|
«Радуга-дуга»
Радуга-дуга, Не давай дождя, Давай солнышка колоколнышка. «Пружинка» с одновременными хлопками и притопом одной ногой.
|
«Андрей-воробей»
Андрей-воробей, Не гоняй голубей. Не клюй песок, Не тупи носок. Пригодится носок Клевать колосок. (М. Павлова) «Ковырялочка». Полуприсядка. Перетопы.
|
«Дождик»
Дождик, лей, лей, лей На траву и на людей. Дождик, дождик, поливай, Будет славный урожай! (М. Павлова) «Пружинка» с движениями рук. Поклон. «Пружинка» с движениями рук. «Пружинка» с хлопками.
|
«Ветер»
Дуйте, дуйте, ветры в поле, Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки Испекли нам пироги. Движение «мельница».
|
«Дождик» (в центре круга – ребенок – «дождик») Дождик, дождик, замолчи, По окошку не стучи. Не стучи так звонко, Не буди котенка, Не буди мохнатого Мишку косолапого. Завтра приходи опять, А сейчас мы будем спать. Ритмический рисунок хлопками. Мягкий шаг по кругу. Ходьба вперевалку. |
Ритмический рисунок ногами. Приседают. «Дощечка» (Дети стоят двумя параллельными шеренгами) Положили через речку То-то узкую дощечку. Кот пойдет – провалится, Кошка в воду свалится, Петушок споткнется, Утка сковырнется. Только мышка перешла И мышат перевела. (М. Павлова) Шеренги идут приставным шагом, держась за руки, в одном направлении. Между шеренгами бегут «мышки», взявшись за руки (шаг = 1/8). |
«Шар»
Мы в магазин ходили, Мы шар себе купили, Будем шар мы надувать, Будем шар мы запускать. Сужение круга. Расширение круга. Машут руками наверху.
|
«Дождик» Капля раз! Капля два! Очень медленно сперва. А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом. Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. Прыжки на слова «раз», «два». 4 прыжка.8 прыжков. Раскрывают руки в стороны. Смыкают руки над головой.
|
«Галка» (сл. Е. Трутневой) Скоком-боком, боком-скоком Ходит галка мимо окон. Ветром вся взъерошена, Снегом запорошена. «Галка» скачет внутри круга боковым галопом. Дети сужают круг, дети расширяют круг, а «галка» быстро берет кого-либо за руки и они меняются местами. Игра повторяется.
|
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. Кружатся, руки в стороны. Приседают, опуская руки. Движения руками влево-вправо. Кружатся, руки в стороны.
|
«Мастерская» Посмотрите, как у нас-то в мастерской Там работнички трудятся день-деньской. Как начнут они топориком рубить, Кулачком о кулачок. А пилами-то пилят, пилят, пилят, Во все стороны опилочки летят Время плотничкам работушку кончать, И пойдут они вприсядочку плясать. Ладошки-«блинчики». Маховые движения вверх-вниз. Движения рук вперед-назад. Махи руками в стороны. Попеременно руки на пояс. Полуприсядка с высавлением ноги на пятку.
|
ИГРЫ СО СЛОВОМ Цель: Методика проведения: высоким голосом в удобном для детей темпе, эмоционально. КАТАЛОГ
|
«Мукомол» Дуйте, дуйте, ветры в поле Чтобы мельницы мололи, Чтобы завтра из муки испекли мы пироги. Мукомол, мукомол, ты нам зерна смолол, А теперь из муки все, что хочешь, напеки. Пышки – для Мишки, Сайки – для Зайки, Для Ежа отличные Бублики пшеничные. Выполняют движение «мельница». Поскоки по кругу вокруг «Мукомола» на весь текст. «Мукомол» по типу считалки говорит слова и на кого попадет последнее слово, тот догоняет детей. |