a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Рабочая программа внеурочной деятельности "Язык и культура крымскотатарского народа" 1класс

Автор: Куртаметова Фатма Шевкетовна Опубликовано: 2016-01-14 20:15:23

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи      Республики Крым «Школа №10»

                                                                                                                          

«Рассмотрено»                       «Согласовано»                   «Утверждаю»

Протокол заседания МО      зам. директора по УВР     Директор МБОУ  «Школа №10»

учителей начальных классов         «___»__________2015 г.

МБОУ «Школа №10»             _______И.В. Курилова          ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г.                                                     приказ №__ от «____»_____2015 г.               Руководитель МО

__________Н.Н.Остапенко

                                                          

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Язык и культура крымскотатарского народа»

(общекультурное направление развития личности школьника)

 

   

1 класс

начальное общее образование

2015-2016 учебный год

 

 

Количество часов в год:

33

Количество часов в неделю:

1 час

 

Учитель: Куртаметова Ф.Ш.

 

 

 

Рабочая программа составлена  Куртаметовой Ф.Ш. на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.

 

                                                            

                                                             Керчь

2015 г.

 

 

Пояснительная записка

Количество недельных часов:  1

Количество часов в год: 33

Уровень программы: базовый

Тип программы: типовая

Нормативные документы, определяющие содержание программы:

  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  •  Федеральный  государственный образовательный  стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован  в  Минюсте  России  22  декабря  2009 г.,  регистрационный  номер 17785)  с  изменениями  (утверждены  приказом Минобрнауки  России  от  26  ноября 2010  г.  № 1241,  зарегистрированы  в  Минюсте  России  4  февраля  2011  г., регистрационный номер 19707);  (1-4 классы)
  • Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части минимальной  оснащенности  учебного  процесса  и  оборудования  учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы  в Минюсте  России  3  февраля  2011  г.,  регистрационный  номер 19682);
  • СанПиН  2.4.2.  2821  –  10  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к условиям  и  организации  обучения  в общеобразовательных  учреждениях» (утверждены  постановлением  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Санитарно-эпидемиологические  правила  и  нормативы  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к  учреждениям  дополнительного  образования СанПиН  2.4.4.1251-03»  (утверждены  постановлением  Главного  государственного санитарного  врача  Российской  Федерации  от  3  апреля  2003  г.  №  27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Федеральные  требования  к  образовательным  учреждениям  в  части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот  28  декабря  2010  г.  №  2106, зарегистрированы  в  Минюсте  России  2  февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
  • Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
  • Программа воспитания и социализации обучающихся;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
  • Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
  •  Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;

 

        Крымскотатарский  язык — язык крымскотатарского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений. Язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о крымскотатарском  языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.

  Цели:

-Знакомство с языком и культурой крымскотатарского народа;

-осознание языка как средства приобщения к богатству крымскотатарской национальной культуры;

 -воспитание дружбы между народами разных национальностей, привитие нравственных норм и обогащение духовного мира учащихся, знакомство с разговорным этикетом крымскотатарского народа.

Курс нацелен на решение следующих задач:

-развитие у детей творческих способностей; 

-развитие активного внимания через специальную систему упражнений, игр.

-развитие воображения, творческого мышления.

-формирование умения работать в микрогруппах;

-умение узнавать и различать на слух крымскотатарский язык среди других языков.

 

          Так как учащиеся 1 класса впервые сталкиваются с крымскотатарскими словами в вышеуказанную программу были внесены некоторые изменения с учетом возрастных особенностей первоклассников. Количество новых слов,  с которыми дети будут знакомиться на уроках от трех до четырех. Программа ориентирована на развитие у ребёнка внимания, памяти.  Все занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только  иллюстрации,  но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.  Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в крымскотатарский дом, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю крымскотатарского народа. Процесс обучения в 1классе должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип данной программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы.Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.

                                                 Общая характеристика учебного курса.       

Рабочая программа  разработана Куртаметовой Ф. Ш.  на основе   Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.

 В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление  в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие методы работы с детьми: словесный (рассказ учителя) практический (экскурссии, коллективные работы, ролевые игры, настольные игры), наглядный  (просмотр мультфильмов, презентации, показ слайдов) и формы деятельности:  беседы ,экскурсии, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала, коллективные творческие работы, соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры.

Внеурочная деятельность «Язык и культура крымскотатарского народа» связана с таким предметом как «Культура добрососедства»

                                    Место курса  в  плане внеурочной деятельности

   Программа     соответствует    федеральному      государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса. Рассчитана  на 33   часа, 1 час в неделю.

 

                                                   Планируемые результаты

Личностные УУД:

  • понимание крымскотатарского языка как основной национально-культурной ценности     крымскотатарского  народа;
  • уважительное отношение к крымскотатарскому языку;
  • достаточный объем словарного запаса.
  • интерес к изучению языка;
  • эмоциональность,умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать  речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать  и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать  и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым               корректировать свою точку зрения;
  • договариваться  и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы .
  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

 

Регулятивные УУД:

  • учиться работать по предложенному учителем плану;
  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

 

Знать:

-символику крымскотатарского народа;

-слова приветствия;

-что такое сказка, легенда,

-виды народного творчества;

-народный костюм;

- -некоторые обиходные слова крымских татар;

-знать крымскотатарские названия городов Крыма.

Уметь:

-здороваться на крымскотатарском языке;

-уметь приветствовать людей преклонного возраста;

-рисовать иллюстрации к сказкам; 

-составлять и решать кроссворды;

-работать в парах, группах;

-работать с пластилином;

-воспроизводить предложенный рисунок, узор;

-продолжить цепочку крымскотатарских слов;

-отличать на слух крымскотатарский язык среди других  языков.

                               Формы учета сформированности УУД

  • викторина;
  • соревнование;
  • тестирование;
  • проектная деятельность

                                               Содержание курса

       Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, УНТ, сказки, легенды, песни, праздники, национальная одежда, слова приветствия и прощания, слова благодарности, счет,  народные игры, символика, гимн, просмотр мультфильмов, обычаи, традиции, крымскотатарская кухня.                                                                                                                   

Знать:

-символику крымскотатарского народа;

-слова приветствия;

-что такое сказка, легенда,

-виды народного творчества;

-народный костюм;

- -некоторые обиходные слова крымских татар;

-знать крымскотатарские названия городов Крыма.

Уметь:

-здороваться на крымскотатарском языке;

-уметь приветствовать людей преклонного возраста;

-рисовать иллюстрации к сказкам; 

-составлять и решать кроссворды;

-работать в парах, группах;

-работать с пластилином;

-воспроизводить предложенный рисунок, узор;

-продолжить цепочку крымскотатарских слов;

-отличать на слух крымскотатарский язык среди других  языков.

                                                          Тематический план                                       

№ раздела и тем

Наименование разделов и тем

            часы

Теоретическая часть    занятия /форма организац.

деятельност

 Практическая часть занятия/форма организации деятельности

  1.  

Устное народное творчество

3

-

3

  1.  

Имя существительное

22

2

20

  1.  

Имя прилагательное

1

-

1

  1.  

Глагол

1

-

1

  1.  

Числительное

3

-

3

  1.  

Обычаи, традиции

3

-

3

  1.  

Итого

33ч

           2ч

31ч.

                                           Календарно-тематическое планирование

 

№ п/п

Сроки выполнения

Название раздела

(кол-во часов),

темы 

Практич.

часть

Формы

 деятельности

Оборудо-

вание

план

 

факт

   

 

Введение. Крымскотатарский язык- язык крымскотатарского народа. Слова приветствия.

1

Ролевая игра

иллюстрации

   

 

Игра «Сравнение  крымскотатарских слов  с русскими словами»  («вишне», «къартоп», «къокъла. 5слов)

1

     игра

иллюстрации

   

 

Знакомство со словами  Ватан, Къырым. Символика крымскотатарского народа. Флаг. Гимн.

1

Слушаем гимн, рисуем флаг

МР3 проигрыватель,карандаши, бумага

   

 

Знакомство.

 Просмотр знакомых мультфильмов на крымскотатарском языке. 

1

Просмотр мультфильмов

Ноутбук, мультфильмы

   

 

Национальная одежда крымских татар. «Танцуем Хайтарму»

1

Рассказ учителя, учимся танцевать Хайтарму

Феска, къалпакъ, МР3проигрыватель

   

 

Слова на тему  «Мектеп»  с использованием указательного местоимения «бу» (2слова)

1

Ролевая игра

иллюстрации

   

 

Тематические группы слов . Тема    «Сыныф»(2слова)

1

игры

Иллюстрации

раскраска

   

 

Игра «Знакомство с местоимениями»

1

Ролевая игра

Иллюстрации

раскраска

   

 

Игра «Знакомство с глаголами»(2слова)

1

Ролевая игра

раскраска

   

 

Игра «Сравнение крымскотатарских слов с украинскими словами»(2слова)

1

игры

иллюстрации

   

 

Игра «Как в крымскотатарской семье встречают гостей»

1

Ролевая игра

Кофемолка, поднос, чашки, кусачки. турка

   

3011

 

Знакомство с крымскотатарскими песнями. Игра «Колыбельная»

1

Ролевая игра»Мастерим колыбельку»

Веревка. Простыня. Кукла,МР3проигрыватель

   

3011

Чтение и обсуждение крымскотатарской народной сказки «Обманщик»

1

Чтение сказки, диспут

Ноутбук, презентация

   

 

Цвета. (2слова) Игры, закрепляющие знания по теме «Ренклер». Рисуем радугу.

1

игры

Карандаши, бумага, раскраска

   

 

Игра «Счет от 1до 5»

1

Игра»Эльчиклер»

иллюстрации

   

 

Игра «Счет от 6 до 10»

1

Игра«Эльчиклер»

иллюстрации

   

 

Игра «Слова, отвечающие на вопрос Который по счету?»(2 слова)

1

игра

Школьные принадлежности

   

 

Знакомство со словами на тему «Семья» (2 слова)

 

Рассказ учителя

Иллюстрации, раскраска

   

 

Новые слова на тему «Природа», «Погода».(2 слова)

1

Экскурсия на природу

Иллюстрации, раскраска

   

 

Экскурсия «Времена года»

1

Экскурсия на природу

Бумага, карандаши

   

 

Новый год (2слова)

 

Рассказ учителя

иллюстрации

   

 

Игра «Части тела человека»(2сл)

1

игра

пластилин

   

 

Игра «Одежда, обувь.» (2сл.)

1

Игра «Мост знаний»

Настольная игра

   

 

Игра «Друзья»            (2сл.)

1

Ролевая игра

раскраска

   

 

Игра «Домашние птицы»(2сл.)

1

игра

Раскраска, иллюстрации

   

 

Игра «Домашние животные» (2сл)

1

Просмотр мультфильмов

Ноутбук,мультфильм

   

 

Игра «В зоопарке. Дикие животные, птицы»(по 2 сл)

1

Ролевая игра

иллюстрации

   

 

Игры « Игрушки» (2сл)

1

игры

игрушки

   

 

Еда (2сл)

 

Рассказ учителя

Ноутбук, презентация

   

 

Игра «Посуда» (2сл)

1

игра

Посуда(чашка, тарелка)

   

 

Игра «Фрукты»(2сл)

1

Игры ,рисуем фрукты

Бумага карандаши,

   

 

Игра «Овощи  на огороде»

1

Игры, рисуем овощи

Бумага, карандаши

   

 

Крымскотатарские национальные блюда (2сл) Урок-повторение.

1

Учимся лепить пельмени

пластилин

                                                                                                                                          

Литература:

  • Э.С. Ганиева, Н.С. Сейдаметова, А.М. Яяева, Л.Б. Нафеева. Занимательные

упражнения.

  • С.М.Усеинов, В.А.Миреев. Изучайте крымскотатарский язык, Пособие для начинающих.
  • Детское издание  «Арманчыкъ»

Техническое оснащение:

  • карточки с играми и заданиями;
  • подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
  • Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, ноутбук, планшет, МР3 проигрыватель.

 

 

Коментарии
Сание написано 2016-09-16 18:11:28
это очень полезно
Ответить
Анифе написано 2017-03-12 15:57:05
Очень хорошая работа, но не скачивается...
Ответить

Оставить комментарий: