Рабочая программа внеурочной деятельности "Язык и культура крымскотатарского народа" 1класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10»
учителей начальных классов «___»__________2015 г.
МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г. приказ №__ от «____»_____2015 г. Руководитель МО
__________Н.Н.Остапенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Язык и культура крымскотатарского народа»
(общекультурное направление развития личности школьника)
1 класс
начальное общее образование
2015-2016 учебный год
Количество часов в год:
33
Количество часов в неделю:
1 час
Учитель: Куртаметова Ф.Ш.
Рабочая программа составлена Куртаметовой Ф.Ш. на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.
Керчь
2015 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 33
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); (1-4 классы)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
Крымскотатарский язык — язык крымскотатарского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений. Язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о крымскотатарском языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия кружка строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.
Цели:
-Знакомство с языком и культурой крымскотатарского народа;
-осознание языка как средства приобщения к богатству крымскотатарской национальной культуры;
-воспитание дружбы между народами разных национальностей, привитие нравственных норм и обогащение духовного мира учащихся, знакомство с разговорным этикетом крымскотатарского народа.
Курс нацелен на решение следующих задач:
-развитие у детей творческих способностей;
-развитие активного внимания через специальную систему упражнений, игр.
-развитие воображения, творческого мышления.
-формирование умения работать в микрогруппах;
-умение узнавать и различать на слух крымскотатарский язык среди других языков.
Так как учащиеся 1 класса впервые сталкиваются с крымскотатарскими словами в вышеуказанную программу были внесены некоторые изменения с учетом возрастных особенностей первоклассников. Количество новых слов, с которыми дети будут знакомиться на уроках от трех до четырех. Программа ориентирована на развитие у ребёнка внимания, памяти. Все занятия строятся на основе занимательности, которое способно возбудить у детей непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в крымскотатарский дом, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю крымскотатарского народа. Процесс обучения в 1классе должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип данной программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы.Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Общая характеристика учебного курса.
Рабочая программа разработана Куртаметовой Ф. Ш. на основе Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.
В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие методы работы с детьми: словесный (рассказ учителя) практический (экскурссии, коллективные работы, ролевые игры, настольные игры), наглядный (просмотр мультфильмов, презентации, показ слайдов) и формы деятельности: беседы ,экскурсии, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала, коллективные творческие работы, соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры.
Внеурочная деятельность «Язык и культура крымскотатарского народа» связана с таким предметом как «Культура добрососедства»
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 1 класса. Рассчитана на 33 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- понимание крымскотатарского языка как основной национально-культурной ценности крымскотатарского народа;
- уважительное отношение к крымскотатарскому языку;
- достаточный объем словарного запаса.
- интерес к изучению языка;
- эмоциональность,умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Регулятивные УУД:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Знать:
-символику крымскотатарского народа;
-слова приветствия;
-что такое сказка, легенда,
-виды народного творчества;
-народный костюм;
- -некоторые обиходные слова крымских татар;
-знать крымскотатарские названия городов Крыма.
Уметь:
-здороваться на крымскотатарском языке;
-уметь приветствовать людей преклонного возраста;
-рисовать иллюстрации к сказкам;
-составлять и решать кроссворды;
-работать в парах, группах;
-работать с пластилином;
-воспроизводить предложенный рисунок, узор;
-продолжить цепочку крымскотатарских слов;
-отличать на слух крымскотатарский язык среди других языков.
Формы учета сформированности УУД
- викторина;
- соревнование;
- тестирование;
- проектная деятельность
Содержание курса
Имена существительные, имена прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, УНТ, сказки, легенды, песни, праздники, национальная одежда, слова приветствия и прощания, слова благодарности, счет, народные игры, символика, гимн, просмотр мультфильмов, обычаи, традиции, крымскотатарская кухня.
Знать:
-символику крымскотатарского народа;
-слова приветствия;
-что такое сказка, легенда,
-виды народного творчества;
-народный костюм;
- -некоторые обиходные слова крымских татар;
-знать крымскотатарские названия городов Крыма.
Уметь:
-здороваться на крымскотатарском языке;
-уметь приветствовать людей преклонного возраста;
-рисовать иллюстрации к сказкам;
-составлять и решать кроссворды;
-работать в парах, группах;
-работать с пластилином;
-воспроизводить предложенный рисунок, узор;
-продолжить цепочку крымскотатарских слов;
-отличать на слух крымскотатарский язык среди других языков.
Тематический план
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
часы |
Теоретическая часть занятия /форма организац. деятельност |
Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
Устное народное творчество |
3 |
- |
3 |
|
Имя существительное |
22 |
2 |
20 |
|
Имя прилагательное |
1 |
- |
1 |
|
Глагол |
1 |
- |
1 |
|
Числительное |
3 |
- |
3 |
|
Обычаи, традиции |
3 |
- |
3 |
|
Итого |
33ч |
2ч |
31ч. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Сроки выполнения |
Название раздела (кол-во часов), темы |
Практич. часть |
Формы деятельности |
Оборудо- вание |
||
план
|
факт |
||||||
|
Введение. Крымскотатарский язык- язык крымскотатарского народа. Слова приветствия. |
1 |
Ролевая игра |
иллюстрации |
|||
|
Игра «Сравнение крымскотатарских слов с русскими словами» («вишне», «къартоп», «къокъла. 5слов) |
1 |
игра |
иллюстрации |
|||
|
Знакомство со словами Ватан, Къырым. Символика крымскотатарского народа. Флаг. Гимн. |
1 |
Слушаем гимн, рисуем флаг |
МР3 проигрыватель,карандаши, бумага |
|||
|
Знакомство. Просмотр знакомых мультфильмов на крымскотатарском языке. |
1 |
Просмотр мультфильмов |
Ноутбук, мультфильмы |
|||
|
Национальная одежда крымских татар. «Танцуем Хайтарму» |
1 |
Рассказ учителя, учимся танцевать Хайтарму |
Феска, къалпакъ, МР3проигрыватель |
|||
|
Слова на тему «Мектеп» с использованием указательного местоимения «бу» (2слова) |
1 |
Ролевая игра |
иллюстрации |
|||
|
Тематические группы слов . Тема «Сыныф»(2слова) |
1 |
игры |
Иллюстрации раскраска |
|||
|
Игра «Знакомство с местоимениями» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации раскраска |
|||
|
Игра «Знакомство с глаголами»(2слова) |
1 |
Ролевая игра |
раскраска |
|||
|
Игра «Сравнение крымскотатарских слов с украинскими словами»(2слова) |
1 |
игры |
иллюстрации |
|||
|
Игра «Как в крымскотатарской семье встречают гостей» |
1 |
Ролевая игра |
Кофемолка, поднос, чашки, кусачки. турка |
|||
3011
|
Знакомство с крымскотатарскими песнями. Игра «Колыбельная» |
1 |
Ролевая игра»Мастерим колыбельку» |
Веревка. Простыня. Кукла,МР3проигрыватель |
|||
3011 |
Чтение и обсуждение крымскотатарской народной сказки «Обманщик» |
1 |
Чтение сказки, диспут |
Ноутбук, презентация |
|||
|
Цвета. (2слова) Игры, закрепляющие знания по теме «Ренклер». Рисуем радугу. |
1 |
игры |
Карандаши, бумага, раскраска |
|||
|
Игра «Счет от 1до 5» |
1 |
Игра»Эльчиклер» |
иллюстрации |
|||
|
Игра «Счет от 6 до 10» |
1 |
Игра«Эльчиклер» |
иллюстрации |
|||
|
Игра «Слова, отвечающие на вопрос Который по счету?»(2 слова) |
1 |
игра |
Школьные принадлежности |
|||
|
Знакомство со словами на тему «Семья» (2 слова) |
|
Рассказ учителя |
Иллюстрации, раскраска |
|||
|
Новые слова на тему «Природа», «Погода».(2 слова) |
1 |
Экскурсия на природу |
Иллюстрации, раскраска |
|||
|
Экскурсия «Времена года» |
1 |
Экскурсия на природу |
Бумага, карандаши |
|||
|
Новый год (2слова) |
|
Рассказ учителя |
иллюстрации |
|||
|
Игра «Части тела человека»(2сл) |
1 |
игра |
пластилин |
|||
|
Игра «Одежда, обувь.» (2сл.) |
1 |
Игра «Мост знаний» |
Настольная игра |
|||
|
Игра «Друзья» (2сл.) |
1 |
Ролевая игра |
раскраска |
|||
|
Игра «Домашние птицы»(2сл.) |
1 |
игра |
Раскраска, иллюстрации |
|||
|
Игра «Домашние животные» (2сл) |
1 |
Просмотр мультфильмов |
Ноутбук,мультфильм |
|||
|
Игра «В зоопарке. Дикие животные, птицы»(по 2 сл) |
1 |
Ролевая игра |
иллюстрации |
|||
|
Игры « Игрушки» (2сл) |
1 |
игры |
игрушки |
|||
|
Еда (2сл) |
|
Рассказ учителя |
Ноутбук, презентация |
|||
|
Игра «Посуда» (2сл) |
1 |
игра |
Посуда(чашка, тарелка) |
|||
|
Игра «Фрукты»(2сл) |
1 |
Игры ,рисуем фрукты |
Бумага карандаши, |
|||
|
Игра «Овощи на огороде» |
1 |
Игры, рисуем овощи |
Бумага, карандаши |
|||
|
Крымскотатарские национальные блюда (2сл) Урок-повторение. |
1 |
Учимся лепить пельмени |
пластилин |
Литература:
- Э.С. Ганиева, Н.С. Сейдаметова, А.М. Яяева, Л.Б. Нафеева. Занимательные
упражнения.
- С.М.Усеинов, В.А.Миреев. Изучайте крымскотатарский язык, Пособие для начинающих.
- Детское издание «Арманчыкъ»
Техническое оснащение:
- карточки с играми и заданиями;
- подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
- Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, ноутбук, планшет, МР3 проигрыватель.