Рабочая программа внеурочной деятельности" Язык и культура крымскотатарского народа" 2-4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа №10»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Протокол заседания МО зам. директора по УВР Директор МБОУ «Школа №10»
учителей начальных классов «___»__________2015 г.
МБОУ «Школа №10» _______И.В. Курилова ____________К.В.Павловский от «___»______2015 г. приказ №__ от «____»_____2015 г. Руководитель МО
__________Н.Н.Остапенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Язык и культура крымскотатарского народа»
(общекультурное направление развития личности школьника)
2-4 классы
начальное общее образование
2015-2016 учебный год
Количество часов в год:
34
Количество часов в неделю:
1 час
Учитель: Куртаметова Ф.Ш.
Рабочая программа внеурочной деятельности по крымскотатарскому языку для 2-4х классов составлена на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.
Керчь
2015 г.
Пояснительная записка
Количество недельных часов: 1
Количество часов в год: 34
Уровень программы: базовый
Тип программы: типовая
Нормативные документы, определяющие содержание программы:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707); (1-4 классы)
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594;
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки Россииот 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (гигиенические требования);
- Учебный план Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г.Керчи Республики Крым «Школа №10» на 2015/2016 учебный год.
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования;
Крымскотатарский язык — язык крымскотатарского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи поколений. Язык отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает огромными возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о крымскотатарском языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря обучающихся и знакомство с культурой и традициями крымскотатарского народа. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.
Цели:
-Знакомство с языком и культурой крымскотатарского народа;
-осознание языка как средства приобщения к богатству крымскотатарской национальной культуры;
-воспитание дружбы между народами разных национальностей, привитие нравственных норм и обогащение духовного мира учащихся, знакомство с разговорным этикетом крымскотатарского народа.
Курс нацелен на решение следующих задач:
-развитие у детей творческих способностей;
-развитие активного внимания через специальную систему упражнений, игр.
-развитие воображения, творческого мышления.
-формирование умения работать в микрогруппах;
-умение узнавать и различать на слух крымскотатарский язык среди других языков.
Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики, а также некоторые сведения об устном народном творчестве, о праздниках и традициях, о роли языка в жизни крымскотатарского народа, сведения о некоторых нормах крымскотатарского языка. Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение коммуникативных, регулятивных и личностных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции. В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как игры, викторины и др.
Учащиеся 2-4 классов второй год знакомятся с языком и культурой крымскотатарского народа. В вышеуказанную программу были внесены некоторые изменения с учетом возрастных особенностей школьников. Программа ориентирована на развитие у ребёнка внимания, памяти. Младшим школьникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому, при ознакомлении с народной культурой по возможности используются не только иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта. Создаются различные воображаемые ситуации, «переносящие» детей в крымскотатарский дом, на народные праздники, благодаря чему для них открывается возможность первого проникновения в историю крымскотатарского народа. Процесс обучения должен быть занимательным по форме. Это обусловлено возрастными особенностями обучаемых. Основной принцип данной программы: «От игры к знаниям». Обучение реализуется через игровые приемы работы.Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть.
Общая характеристика учебного курса.
Рабочая программа разработана Куртаметовой Ф. Ш. на основе Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г.
В программе реализован познавательный подход, предполагающий предъявление в познавательной форме. Познавательный подход в этой программе осуществляется через такие методы работы с детьми: словесный (рассказ учителя) практический (экскурссии, коллективные работы, ролевые игры, настольные игры), наглядный (просмотр мультфильмов, презентации, показ слайдов) и формы деятельности: беседы ,экскурсии, сообщения, просмотр и обсуждение видеоматериала, коллективные творческие работы, соревнования, викторины, интеллектуально-познавательные игры, ролевые игры., игры на движение с использованием слов.
Внеурочная деятельность «Язык и культура крымскотатарского народа» связана с таким предметом как «Культура добрососедства»
Место курса в плане внеурочной деятельности
Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 2-4 класса. Рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты
Личностные УУД:
- понимание крымскотатарского языка как основной национально-культурной ценности крымскотатарского народа;
- уважительное отношение к крымскотатарскому языку;
- достаточный объем словарного запаса.
- интерес к изучению языка;
- эмоциональность,умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы .
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Регулятивные УУД:
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Знать:
-слова приветствия;
-что такое сказка, легенда,
-виды народного творчества;
-народные игры, увлечения;
- -некоторые обиходные слова крымских татар;
-специфические звуки;
-народные праздники;
-выдающихся людей крымскотатарского народа;
Уметь:
-здороваться на крымскотатарском языке;
-уметь приветствовать людей преклонного возраста;
-рисовать иллюстрации к сказкам;
-составлять и решать кроссворды;
-работать в парах, группах;
-правильно ставить ударения;
-работать с пластилином;
-отличать на слух крымскотатарский язык среди других языков.
Формы учета сформированности УУД
- викторина;
- соревнование;
- тестирование;
- проектная деятельность
Содержание курса
Звуки-1ч, постановка ударения-1ч, имя существительное-3ч, слова приветствия и прощания-2ч, УНТ-9ч, народные танцы-3ч, игры-2ч, обычаи, праздники-3ч..
Тематическое планирование
№ раздела и тем |
Наименование разделов и тем |
часы |
Теоретическая часть занятия /форма организац.деятельности |
Практическая часть занятия/форма организации деятельности |
Звуки |
1ч |
- |
1 |
|
Постановка ударения |
1ч |
- |
1 |
|
Имя существительное |
5ч |
- |
5 |
|
Слова приветствия и прощания |
2ч |
- |
2 |
|
УНТ |
10ч |
1 |
9 |
|
Народные танцы |
3ч |
- |
3 |
|
Игры |
5ч |
- |
5 |
|
Обычаи, праздники |
7ч |
2 |
5 |
|
|
Итого: |
34ч |
3 |
31 |
2класс Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Сроки выполнения |
Название раздела (кол-во часов), темы |
Практич. часть |
Формы деятельности |
Оборудо- вание |
|
план |
факт |
|||||
|
Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, ноутбук |
||
|
Народные игры, увлечения. |
1 |
Игра в камешки |
Камешки, ноутбук, иллюстрации |
||
|
Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра |
1 |
игра |
Презентация, ноутбук |
||
|
Игра «Слова прощания» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, планшет |
||
|
Мультфильмы по произведениям поэтов и писателей на крымскотатарском языке. |
|
Рассказ учителя |
Ноутбук, мультфильм |
||
|
«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
«Дервиза» -праздник урожая. |
|
Рассказ учителя |
Презентация, ноутбук, иллюстрации |
||
|
«Множественное число имен существительных»-игра |
1 |
Игра со словами |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра. |
1 |
Ролевая игра |
Презентация сказки, ноутбук |
||
|
Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта» |
1 |
Проектная работа |
Презентация легенды, ноутбук |
||
|
Выдающиеся люди крымскотатарского народа. |
|
Рассказ учителя |
Фото, иллюстрации, ноутбук |
||
«Мост знаний»-игра. |
1 |
игра |
Настольная игра |
|||
Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга» |
1 |
Ролевая игра |
Плюшевые игрушки |
|||
|
Счет, время. |
1 |
игра |
Планшет, иллюстрации |
||
|
Творческая работа «Поздравление» |
1 |
Коллективная работа |
Иллюстрации, планшет,настольные игры |
||
|
Игра «Профессии» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации. планшет |
||
|
Игра «ДА, НЕТ» |
1 |
игра |
Настольные игры |
||
|
Игра «Порядок слов в предложении» |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Конференция «Народные инструменты» |
1 |
конференция |
Ноутбук, иллюстрации. видеоролики |
||
|
Круглый стол «Пословицы, поговорки» |
1 |
диспут |
Карточки с пословицами, поговорками |
||
|
Читаем легенду , посвященная Чуфут къале. |
1 |
Чтение легенды |
Ноутбук, иллюстрации |
||
|
Игра «Семья, родня» |
1 |
Ролевая игра |
Ноутбук, презентация |
||
|
«Родовое дерево»-проект. |
1 |
Коллективная работа |
Бумага, карандаши |
||
|
«Наврез байрам»-праздник весны. |
1 |
Рассказ учителя |
Ноутбук, презентация |
||
|
Шакир Селим «Сказка о золотом топорике» |
1 |
Ролевая игра |
Презнтацияноутбук |
||
|
Учим песню. |
1 |
Ролевая игра |
ИллюстрацииМР3проигрыватель |
||
|
Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Танцуем народный танец «Хоран» |
1 |
игра |
МР3проигрыватель |
||
|
Игра «Отгадываем кроссворд» |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордами |
||
|
«Алим-народный герой» Чтение легенд. |
1 |
диспут |
Настольные игры |
||
|
Чтение легенды «Хыдырлез» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Чтение легенды «Уважение к хлебу» |
1 |
диспут |
Ноутбук, иллюстрации, пословицы |
||
|
Разгадывание кроссворда. |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордом |
||
|
Подведение итогов. Викторина |
1 |
Викторина |
Карточки с заданиями |
||
|
|
|
|
|
|
|
3класс Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Сроки выполнения |
Название раздела (кол-во часов), темы |
Практич. часть |
Формы деятельности |
Оборудо- вание |
|
план |
факт |
|||||
|
Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, ноутбук |
||
|
Народные игры, увлечения. |
1 |
Игра в камешки |
Камешки, ноутбук, иллюстрации |
||
|
Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра |
1 |
игра |
Презентация, ноутбук |
||
|
Игра «Слова прощания» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, планшет |
||
|
Мультфильмы по произведениям поэтов и писателей на крымскотатарском языке. |
|
Рассказ учителя |
Ноутбук, мультфильм |
||
|
«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
«Дервиза» -праздник урожая. |
|
Рассказ учителя |
Презентация, ноутбук, иллюстрации |
||
|
«Множественное число имен существительных»-игра |
1 |
Игра со словами |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра. |
1 |
Ролевая игра |
Презентация сказки, ноутбук |
||
|
Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта» |
1 |
Проектная работа |
Презентация легенды, ноутбук |
||
Выдающиеся люди крымскотатарского народа. |
|
Рассказ учителя |
Фото, иллюстрации, ноутбук |
|||
«Мост знаний»-игра. |
1 |
игра |
Настольная игра |
|||
Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга» |
1 |
Ролевая игра |
Плюшевые игрушки |
|||
Счет, время. |
1 |
игра |
Планшет, иллюстрации |
|||
|
Творческая работа «Поздравление» |
1 |
Коллективная работа |
Иллюстрации, планшет,настольные игры |
||
|
Игра «Профессии» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации. планшет |
||
|
Игра «ДА, НЕТ» |
1 |
игра |
Настольные игры |
||
|
Игра «Порядок слов в предложении» |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Конференция «Народные инструменты» |
1 |
конференция |
Ноутбук, иллюстрации. видеоролики |
||
|
Круглый стол «Пословицы, поговорки» |
1 |
диспут |
Карточки с пословицами, поговорками |
||
|
Читаем легенду , посвященная Чуфут къале. |
1 |
Чтение легенды |
Ноутбук, иллюстрации |
||
|
Игра «Семья, родня» |
1 |
Ролевая игра |
Ноутбук, презентация |
||
|
«Родовое дерево»-проект. |
1 |
Коллективная работа |
Бумага, карандаши |
||
|
«Наврез байрам»-праздник весны. |
1 |
Рассказ учителя |
Ноутбук, презентация |
||
|
Шакир Селим «Сказка о золотом топорике» |
1 |
Ролевая игра |
Презнтацияноутбук |
||
|
Учим песню. |
1 |
Ролевая игра |
ИллюстрацииМР3проигрыватель |
||
|
Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Танцуем народный танец «Хоран» |
1 |
игра |
МР3проигрыватель |
||
|
Игра «Отгадываем кроссворд» |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордами |
||
|
«Алим-народный герой» Чтение легенд. |
1 |
диспут |
Настольные игры |
||
|
Чтение легенды «Хыдырлез» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Чтение легенды «Уважение к хлебу» |
1 |
диспут |
Ноутбук, иллюстрации, пословицы |
||
|
Разгадывание кроссворда. |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордом |
||
|
Подведение итогов. Викторина |
1 |
Викторина |
Карточки с заданиями |
4класс Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Сроки выполнения |
Название раздела (кол-во часов), темы |
Практич. часть |
Формы деятельности |
Оборудо- вание |
|
план |
факт |
|||||
|
Введение. Крымскотатарский язык-язык крымскотатарского народа.Игра « Слова приветствия» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, ноутбук |
||
|
Народные игры, увлечения. |
1 |
Игра в камешки |
Камешки, ноутбук, иллюстрации |
||
|
Звуки крымскотатарского языка. « Специфические звуки» -игра |
1 |
игра |
Презентация, ноутбук |
||
|
Игра «Слова прощания» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации, планшет |
||
|
Мультфильмы по произведениям поэтов и писателей на крымскотатарском языке. |
|
Рассказ учителя |
Ноутбук, мультфильм |
||
|
«Постановка ударения в крымскотатарском языке»-игра |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
«Дервиза» -праздник урожая. |
|
Рассказ учителя |
Презентация, ноутбук, иллюстрации |
||
|
«Множественное число имен существительных»-игра |
1 |
Игра со словами |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Народная сказка» На добро не отвечай злом». Обсуждение. «Выражение благодарности»-игра. |
1 |
Ролевая игра |
Презентация сказки, ноутбук |
||
|
Проект Крымскотатарская легенда «Арзы къыз»-«Девушка мечта» |
1 |
Проектная работа |
Презентация легенды, ноутбук |
||
Выдающиеся люди крымскотатарского народа. |
|
Рассказ учителя |
Фото, иллюстрации, ноутбук |
|||
«Мост знаний»-игра. |
1 |
игра |
Настольная игра |
|||
|
Инсцинировка крымскотатарской народной сказки«Как собака искала себе друга» |
1 |
Ролевая игра |
Плюшевые игрушки |
||
|
Счет, время. |
1 |
игра |
Планшет, иллюстрации |
||
|
Творческая работа «Поздравление» |
1 |
Коллективная работа |
Иллюстрации, планшет,настольные игры |
||
|
Игра «Профессии» |
1 |
Ролевая игра |
Иллюстрации. планшет |
||
|
Игра «ДА, НЕТ» |
1 |
игра |
Настольные игры |
||
|
Игра «Порядок слов в предложении» |
1 |
игра |
Иллюстрации, карточки со словами |
||
|
Конференция «Народные инструменты» |
1 |
конференция |
Ноутбук, иллюстрации. видеоролики |
||
|
Круглый стол «Пословицы, поговорки» |
1 |
диспут |
Карточки с пословицами, поговорками |
||
|
Читаем легенду , посвященная Чуфут къале. |
1 |
Чтение легенды |
Ноутбук, иллюстрации |
||
|
Игра «Семья, родня» |
1 |
Ролевая игра |
Ноутбук, презентация |
||
|
«Родовое дерево»-проект. |
1 |
Коллективная работа |
Бумага, карандаши |
||
|
«Наврез байрам»-праздник весны. |
1 |
Рассказ учителя |
Ноутбук, презентация |
||
|
Шакир Селим «Сказка о золотом топорике» |
1 |
Ролевая игра |
Презнтацияноутбук |
||
|
Учим песню. |
1 |
Ролевая игра |
ИллюстрацииМР3проигрыватель |
||
|
Просмотр презентации «Легенда «Гора Демирджи» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Танцуем народный танец «Хоран» |
1 |
игра |
МР3проигрыватель |
||
|
Игра «Отгадываем кроссворд» |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордами |
||
|
«Алим-народный герой» Чтение легенд. |
1 |
диспут |
Настольные игры |
||
|
Чтение легенды «Хыдырлез» |
1 |
диспут |
Ноутбук,презентация |
||
|
Чтение легенды «Уважение к хлебу» |
1 |
диспут |
Ноутбук, иллюстрации, пословицы |
||
|
Разгадывание кроссворда. |
1 |
игра |
Карточки с кроссвордом |
||
|
Подведение итогов. Викторина |
1 |
Викторина |
Карточки с заданиями |
Литература:
- Э.С. Ганиева, Н.С. Сейдаметова, А.М. Яяева, Л.Б. Нафеева. Занимательные упражнения.
- «Арманчыкъ»
Техническое оснащение:
- карточки с играми и заданиями;
- подборка видеофрагментов и аудиозаписей;
- Интернет;
- компьютер, принтер, сканер, ноутбук, планшет, МР3 проигрыватель.