Педагогическая деятельность воспитателя средней группы
Документы для скачивания
Педагогическая идея экологическое воспитание дошкольника по теме: «Наблюдая- познаем» Актуальность. В течении многих лет общество было нацелено на преобразование природы, на то, «чтобы взять у нее все богатства», а человек считал себя победителем, покорителем природы. Это означает, что в отношениях «люди – природа» человек рассматривает себя как главное действующее лицо, которое может переделать природу так, как ему нравится, для своего блага. Современно звучат слова Н. Бердяева: «Человек перестал понимать, для чего он живет, и не имеет времени задуматься над смыслом жизни. Жизнь человека заполнена средствами к жизни, которые стали его самоцелью». Поэтому у подрастающего поколения должно быть сформировано новое экологическое сознание, позиция биоцентризма: человек – особая, разумная, но все же только часть природы, а экология – это не просто наука, это мировоззрение. Кем бы ни стал ребенок в будущем, он должен хорошо понимать свою роль в окружающем мире, осознавать последствия своих действий, иметь представление о законах природы. Основные направления и задачи работы по формированию экологической культуры личности. Экологическое сознание+ экологическое мышление. Нравственно- правовое отношение. Развитая экологическая ответственность. Целесообразное поведение. Путь к формированию такой личности – это дальнейшее развитие экологического образования. Изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно. Только у подрастающего поколения можно сформировать экологическое сознание. Тогда человек будет считать себя частью природы. Важно научить детей наблюдать и познавать, знать и любить и, конечно, беречь природу. Через полтора- два десятилетия подрастет поколение, достойное нового века и нового тысячелетия. Приобретение детьми устойчивых экологических знаний зависит от следующих условий: Создание эколого- развивающей среды. Помощь родителей в экологическом воспитании детей. Стремление педагога вести экологическое воспитание детей. Исходя из этого, поставила перед собой ЦЕЛЬ в работе с детьми в экологическом направлении: Формирование осознанно- правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста. Задачи реализации поставленной цели: Формирование у детей начальных экологических знаний. Раскрытие перед детьми самоценности природы. Воспитание у детей гуманного и бережного отношения к окружающему миру. Развитие элементарной экологической ответственности и целесообразного поведения в природе. Воспитание любви к живой и неживой природе. Исходя из поставленной цели и задач, определила этапы реализации работы по экологическому воспитанию детей: Организация наблюдений в окружающем мире( младшая группа) . Интеграция: экология – развитие речи( средняя группа) Природа+ движение( старшая группа) 1 ЭТАП- ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ В ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ( младшая группа) Еще И. Г. Песталоцци указывал на то, что созерцание природы является единственно подлинным фундаментом человеческого познания. Наблюдения- это эффективный способ познания мира природы. Наблюдение- основа чувственного познания природы. Также важно обеспечить самую разнообразную активность детей( эмоциональную, мыслительную, речевую, двигательную) . Так как у детей 3- 4 лет еще не сформированы произвольно- психические процессы, то наблюдение является оптимальным средством познания окружающего мира. Маленький ребенок познает все долго — при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течении учебного года. Постоянно живущие в доступной близости растения и животные, позволили мне правильно организовать наблюдения. Следует обратить внимание на следующие моменты: 1. Познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растительного и животного мира, как в детском саду так и за его пределами( иллюстрации, картины, макеты, наблюдения с родителями, экскурсии и т. д. ) 2. Общение, как вид деятельности, в котором зарождаются чувства ребенка( сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни) . Воспитывая у детей гуманное отношение к живой природе, я помнила, что в любом наблюдении должна присутствовать цель, например, определить вместе с детьми, как чувствует себя объект нашего внимания, какая помощь и забота нужна ему в данное время. Приучая ребенка к доступному для него уходу за живыми объектами уголка природы( комнатные растения, аквариумные рыбки) , научила отдельным действиям, которые затем ребенок сможет выполнять самостоятельно, но в присутствии воспитателя. Такие наблюдения проводила подгруппами 3- 6 человек, что позволило мне сконцентрировать внимание всех детей на объекте и проследить реакцию( заинтересованность или незаинтересованность) каждого ребенка. Начиная свою работу по программе «Васильевой» тщательно изучила раздел «Ребенок открывает мир природы», другие программы и методики экологического воспитания: - Методика экологического воспитания дошкольников( С. Н. Николаева) ; - Программа «Юный эколог»( С. Н. Николаева) ; - Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста( О. А. Воронкевич) и др. Это помогло мне разнообразить подход к организации экологического образования детей дошкольного возраста. Сделала вывод для себя, что экологическое воспитание — это не только стандартное ознакомление детей с природой, а и работа по развитию элементарных естественнонаучных представлений, развитие экологической культуры детей, развитие представлений о человеке, его действиях и взаимосвязи с природой. Это нацелило меня на широкое познавательное содержание работы по экологии, т. к. возраст дошкольного детства сенситивен по усвоению экологических понятий и закономерностей. Исходя из этого, определила задачи 1 этапа работы: Учить детей наблюдать за явлениями и объектами природы. Развивать восприятие, внимание, позновательный интерес к природе. Показать взаимосвязь любого из объектов живой и неживой природы между собой. Учить сравнивать и обобщать результаты наблюдений. Начиная работу по экологическому воспитанию детей, выявила первоначальные, уже имеющиеся у них знания в начале учебного года, создала условия в группе для проведения наблюдений, бесед, занятий по экологии. Составила перспективный план наблюдений в средней группе. месяц Тема Задачи Комментарии к организации работы IХ «Листопад»- наблюдение за осенними листьями- Развивать у детей способность к наблюдению за листопадом; - Подводить к умению, делать самостоятельные выводы: листья падают потому что. . . - вызвать эстетический, эмоциональный отклик на красоту осеннего парка, создать настроение ласкового сочувствия к деревьям, теряющим листву. - Сбор листьев в букеты; - Игра «Осень наступила»; - Игра «Ветерочек»; - Коллективная аппликация «Букет»; - Рассматривание альбома «Осень золотая»; - Чтение произведений: Бальмонт К. «Осень»; Благинина Е. «Осень спросим» Рассматривание комнатного растения- бальзамин- Формировать представления о частях растения как его существенных признаках, путем сравнения с другими объектами наблюдения; - Воспитывать умение переживать чувство радости от рассматривания растения. - Игра «Узнай по описанию»; - Рисование красками «Цветок»; - Игра «Узнай и назови части растения»( корень, стебель, Лист, цветок — использование модели) . - Чтение стихотворения З. Александровой «Цветок- огонек». «Дождик, дождик, кап, да кап»- наблюдение за дождем- Развивать у детей представления о дожде( мелкий, крупный, из тучки. . . ) - Учить замечать связь между погодой и одеждой; - Учить выражать свои впечатления в рисунке, игре. - Игра «Солнышко и дождик»; - Рисование дождя; - Чтение потешки: «Дождик, дождик, кап да кап»; «Рассматривание березы»- Уточнить представление о том, что дерево — это растение. Его основные части: корень, ствол, ветки, листья; - Развивать интерес к разнообразию деревьев, наблюдению за ними. - Игра «Раз, два, три — к дереву беги! »; - Игра «Найди листок, какой покажу»; - . Коллективная аппликация «Березка- красавица»; - Отгадывание загадок. Х «Наблюдение за рыбкой»- Продолжать развивать умение анализировать структуру объекта- узнавать и называть части тела, отличительные признаки( чешуя) ; - Закреплять знания о том, что рыбке необходима вода, воздух и пища; - Воспитывать желание ухаживать за рыбками в аквариуме. - Загадывание загадок; - Использование потешек и стихов о рыбках; - Лепка «Рыбка»; - Рассматривание альбома «Рыбы»; - Игра «Куда спряталась рыбка». «Стало холоднее»- наблюдение за прохожими в осенней одежде. - Развивать у детей интерес к взаимосвязи явлений природы и жизни людей; - Почему осенью так одеваются? развитие предпосылок наблюдательности. - д/ игра «Оденем куклу на прогулку»- привлечь внимание к зонтикам, теплой, непромокаемой обуви; - Рассматривание одежды детей; - Игра «Кто знает, пусть продолжает. . . ». ХI «Храбрая елочка»- наблюдение за елью- Развивать представления детей о ели, ее своеобразии, отличительных особенностях( от березы) ; - Вызвать восхищение елочкой, которая не боится мороза, учить любоваться ее красотой. - Стихотворения, загадки. Хороводные игры вокруг елочки — подготовка к новогоднему празднику; - Игра «Собери картинку»; - Исполнение песен о елочке; - Рисование елочек больших и маленьких. Рассматривание и сравнение кошки и кролика- Закрепить умение выделять и правильно называть части тела животного, его особенности; - Поддерживать интерес к наблюдению за животными4 - Учить сравнивать животных, находя сходства и различия. - Рассматривание картины «Кошка с котятами»; - Пальчиковая гимнастика «Кролик»; - Чтение произведения В. Чарушина «Кролик»; - Подвижные игры: «Кролики», «Лиса и зайцы», «Зайка серенький сидит»; - Рисование «Клубочки для котенка». «Синий- синий иней»- наблюдение за явлениями первых заморозков- Развивать сенсорные способы познаi- iия природных явлений( характер поверхности льда, влияние температуры воздуха на образование льда) — показать иней на деревьях, кирпичной стене; - Формировать предпосылки логических умозаключений( Тепло — в лужах вода; холодно — вода превратилась в лед) . - Наблюдение за тонким льдом на лужах, за инеем на деревьях, стенах домов; - Чтение стихотворения А. Шибаева «Зимние краски»; - Загадки; - Наблюдение за цветными льдинками в группе — что происходит? ХII «Сорока- белобока»- наблюдение за сорокой- Продолжать развивать умение наблюдать за птицами, особенностью строения тела; - Обратить внимание на красивое оперение птиц, вызвать эмоциональный отклик. - Привлечение родителей к изготовлению и размещению кормушек на участке д/ с; - Игры: «Узнай по голосу»; «Собери картинку»; «Кто как поет? »; - Аппликация «Сорокабелобока»; «Птички на кормушке». «Белый снег, пушистый. . . » - наблюдение за снегопадом. - Развивать общие представления о снеге( белый, пушистый, холодный, тает на ладошке и т. д. ) - Учить наблюдать за красотой зимнего явления — снегопадом, развивать наблюдательность. - Чтение произведения Е. Трутневой «Первый снег»; - Рассматривание картины «Зимой на прогулке»; - Оформление альбома хЗима»; - Чтение Садовского «Снегопад»; - Постройки и игры со снегом на участке. «Рассматривание снегиря»- Закрепление знаний об основных признаках внешнего вида птиц, об особенностях поведения снегиря; - Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц. - Чтение стихотворения А. Говорова «Снегири»; - Разучивание шотландской песенки; - Игра «Угадай по описанию»; - П/ игра «Птички». I «Птичья столовая»- наблюдение за птицами на кормушке. - Продолжать работу по развитию общих представлений о птицах: летают, клюют, закрепить знания о строении тел а; - Развивать желание заботиться о птицах. - Воспитывать у детей желание целенаправленно заботиться о птицах( птичкам нечего есть зимой мы будем кормить их в наших кормушках) ; - Лепка «Птички»; - д/ игра «Какая это птица? »- П/ игра «Птички в гнездах»; - Чтение А. Барто «Страшная птица»; - Беседы с детьми по данной теме. «Морозов в шубке не боюсь»- наблюдение за собакой- Познакомить детей с повадками собаки, строением ее тела; - Рассказать о функциональном значении шерсти собаки; - Формировать у детей предпосылки эмпатии к домашним животным( собака резвится, бегает, она любит гулять, как и дети) . - Чтение произведения З. Алексаидровой «Выпал снег, упал мороз. . . »; - Разгадывание загадок; - П/ игра «Лохматый пес»; - Беседа «Собака — друг человека»; - Рисоваi- ие- пальчиковая живопись: «Следы на снегу». П «Белая береза под моим окном»- наблюдение за деревьями в инее. - Воспитывать у детей эстетические чувства от красоты природы; - Наблюдая, организовать самостоятельный поиск детьми элементов объекта( иней на кустах, деревьях) ; - Учить детей сравнивать снег и иней( чем отличаются и в чем сходство) ; - В процессе наблюдений развивать речь детей, умение рассказать о своих наблюдениях, впечатлениях. - Предложить родителям продолжить работу с детьми по наблюдению за инеем, снегом, льдом. - Рисование «Снежинки»; - Беседы «деревья зимой»; - Опыт с зимними ветками в группе, наблюдение за набуханием почек, появлением листьев; - Загадки. Наблюдение за котенком. - Развивать умение выделять и называть части тела; - Продолжать учить различать характерные признаки; - Закреплять знания о том, чем питаются животные, способах питания( грызет зубами, лакает языком и т. д. ) . - Психогимнастика «Важная кошка»; - Загадки, потешки; - д/ игра «Четвертый лишний»; - Словесная игра «Продолжай дальше»; - Рассматривание альбома «Кошки». III «Раз снежок, два снежок»- наблюдение за снегом в оттепель- Знакомство детей со свойствами мокрого снега; - Научить детей лепить из мокрого снега постройки; - Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. - Исследовательские действия с мокрым снегом в процессе наблюдения; - Опыты со снегом; - Лепка снеговика на участке; - Лепка «Снеговик» из пластилина. «Растет она вниз головою. . . » наблюдение за сосульками. - Развивать способность к наблюдению за таянием снега, появлением сосулек, луж; - Воспитывать интерес к явлениям природы; осторожность и умение соблюдать правила безопасности( сосульку нельзя грызть, остерегаться падения тающего снега и сосулек с крыш домов) ; - Знакомство с народными приметами о весне; - Лепка «Сосульки»; - Опыты с сосульками. I V «У меня живет цветок»- наблюдение за цветущей геранью. - Развивать представления о том, что растения живые, им нужен уход; - Вызвать желание заботиться о комнатньгх растениях; - Побуждать к наблюдению за цветущими растениями. - Организованный уход за комнатными растениями( показ воспитателя) ; - Чтение Ю. Мориц «У меня живет цветок»; - Рисуем цветок — техника рисования& lt; тычком»- коллективная работа «Герань»; «Самый- самый»- наблюдение за камешками из коллекции- Развивать элементарные представления о предметах неживой природы( камешках, ракушках и др. ) ; - Учить определять свойства с помощью обследования. - Д/ игры «Самый- самый», «Веселые горки»; - Домашнее задание: привезти летом с моря, речки, водоема камешки, ракушки. . . для коллекции; - П/ игра «Кто самый меткий»( на улице) . V «Сравнение одуванчика с тюльпаном»- Учить детей различать и называть первоцветы: мать- и- мачеха, одуванчик, тюльпан; - Учить оперировать сравнениями — сходство и различие; - Вызвать эмоциональную реакцию от красоты растений. - Аппликация «Тюльпан в вазе»; - Чтение стихотворений о цветах; - Экологическая игра «Собери цветок из его частей»; - Рисование «Укрась полянку цветами». «Красный сарафанчик, черные горошки»- наблюдение за божьей коровкой. - Развивать у детей элементарные представления о насекомых; - Воспитывать гуманное отношение к живым существам. - Использование лупы в наблюдениях за насекомыми; - Потешки, загадки; - Экологическая игра «Что изменилось? »; - Рисование мелом на асфальте «Жучки и бабочки» ( с помощью воспитателя) . Все наблюдения планировались в определенной последовательности, в зависимости от возможности и наличия наблюдаемых объектов( при необходимости — производилась замена) . План наблюдений изменялся в соответствии с закономерностями и непредсказуемыми изменениями, преподносимыми природой( ранний снегопад или наоборот — поздняя весна и т. д. ) Каждое наблюдение повторялось неоднократно. Работу с родителями по экологическому воспитанию детей начала с бесед о том, что мы в группе углубленно занимаемся вопросами экологии. В начале учебного года было проведено анкетирование родителей, из чего стало понятно, что не все мамы и папы понимают суть экологического воспитания малышей, как будущих хозяев края. Многие считают, что экология решает глобальные проблемы, а дети для этого еще слишком малы. Постаралась объяснить родителям своих воспитанников, что экологическое развитие ребенка предполагает привитие любознательности и наблюдательности, умение находить взаимосвязь живой и неживой природы в окружающем мире, развитие желания бережного и гуманного отношения к природе. Призвала родителей к тому, что только совместными усилиями и заинтересованностью, как со стороны детского сада, так и со стороны семьи, мы сможем пробудить интерес детей к природе, природным явлениям, их взаимосвязи и их красоте. Перспективный план работы с родителями Месяц Форма проведения Работа с родителями IХ Анкетирование Рекомендовать родителям развивать у детей любознательность с помощью наблюдений «Оглянись вокруг». Х Беседа «Создание уголка природы» Нацелить родителей на создание экологической среды в группе и дома: - комнатные растения; - аквариум с рыбками; - домашние и дикие животные ( игрушечный и наглядный материал) . ХI Круглый стол: «Первая коллекция» Создание коллекции из природного материала: камешки, ракушки, желуди, семена, шишки, веточки и т. д. ХII Консультация: «Как использовать коллекционный материал? » Подбор игр: - «Самый- самый»; - «Камешки спрятались»; - «Где вы живете? »; - «Веселые горки». Изготовление поделок из природного и бросового материала. I «День открытых дверей»- экскурсия в старшую группу- Обмен опытом по выращиванию комнатных растений; II Средства массовой информации — выпуск стенгазеты «Экология и мы» Темы номеров: - «Не навреди природе»; - «Экологические игры». III Консультация: Создаем «Удивительный альбом» Рекомендации по организации наблюдений: взрослый+ ребенок= наблюдаем вместе: - вырезки из журналов; - фотографии; - короткие записи- заметки; - составление рассказов; - рисунки; - наблюдения взрослых за действиями и высказываниями детей( говорят лети) . I V Родительское собрание: «Научите ребенка любить живую природу»- Выставка литературы, игр, пособий в помощь родителям; - Фотоотчет воспитателей о проделанной работе в группе в данном направлении; - Определение новых целей и задач на предстоящий учебный год. V «Природа наш дом — и мы хозяева в нем»- озеленение и благоустройство территории детского сада силами родителей и сотрудников ДОУ- Посадка саженцев; - Оформление клумб; - Наполнение песочниц песком; - Создание построек для игр. С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, снег, небо, мороз, лед, дождь, листопад и т. д. Без этих явлений просто невозможно жить. Это обстоятельство нацелило меня включить в мою диагностику раздел — неживая природа. Это отражено и в перспективном плане работы с детьми моей группы по организации наблюдений( наблюдения за погодой закреплялись в календаре) . В начале года с помощью родителей в группе была создана экологоразвивающая среда, необходимая для успешного проведения наблюдений, игр, занятий по ознакомлению детей с природой. Именно предметно- развивающая направленность сыграла свою положительную роль в совместной работе педагогов и родителей. Эколого- развивающая среда группы включает в себя огород на окне, уголок природы, глобусы, карты, коллекционный материал, демонстрационный материал, экологический минимузей, библиотека. Уголок природы в группе имеет свою особенность — непосредственную близость к детям. Это позволило мне организовать различную деятельность детей на протяжении всего учебного года: - наблюдения за растениями и животными уголка; - развитие первоначальных представлений о живых существах и растениях; - развитие любознательности и интереса ко всему живому. В детях появилось чувство ответственности, готовности быть помощниками, друзьями для всех обитателей уголка природы. Со своей стороны старалась всегда следить за тем, чтобы активное участие детей в процессе ухода за рыбками и растениями было ни в коем случае не во вред, а в помощь всему живому. Понимала, что этим я помогаю развитию эстетических чувств и эмоций детей. Зеленый мир комнатных растений размещала в зависимости от правил ухода за ними. Обращала внимание детей на эту особенность, т. к. для каждого растения условия жизни разные. Большим помощником в этом вопросе стала «Энциклопедия комнатных растений», подаренная родителями. За аквариумными рыбками проводились неоднократные поэтапные длительные наблюдения. дети познакомились с необходимыми условиями их существования, выполняли элементарные поручения по уходу за обитателями аквариума( распределение обязанностей между детьми) . Я считаю, что вот из таких, казалось бы незначительных мелочей, складывается гуманное отношение ко всему живому, тем самым прививается любовь и понимание самоценности природы. Обитатели живого уголка нашей группы очень помогли мне в самом начале учебного года. Адаптационный период не все дети перенесли одинаково. Если ребенок не хотел расставаться с родителями по утрам — ему предлагалось познакомиться и понаблюдать за рыбками, понаблюдать за рьибками, покормить их — в результате чего, расставание с мамой оказывалось не сильно уж и страшным! В уголке природы есть место для инвентаря по уходу за растениями и животными. Совместно с родителями создали экологическую библиотеку. В ней помещены книги о животном и растительном мире планеты, энциклопедии по уходу за растениями, животными, рыбами. Из художественных произведений преобладают книги Чарушина, Ушинского и поэзия русских классиков о природе. Также есть небольшая музыкальная фонотека — инсценирование шума моря и дождя, раскатов грома и нения птиц. Библиотека включает в себя календари о временах года и о природе, альбомов и атласов о растениях и животных. В течении года были изготовлены макеты «деревенский двор», «Обитатели пустыни», «Зоопарк» и, по просьбе детей, «динозавры». Все эти материалы способствуют получению и закреплению знаний детей, накоплению их личного опыта. В общении с детьми старалась быть примером правильного, гуманного отношения к природе — это и действия, и слова, и интонация голоса воспитателя. Каждодневно, не ради эксперимента, а потому что так должно быть — показывала, что и как надо делать, чтобы все растения и обитатели уголка природы нашей группы были живы и здоровы, росли и развивались и радовали нас своей красотой и здоровой энергией. Всегда говорила и говорю своим детям, что они мои главные помощники. Ведь именно в этом возрасте зарождается осмысленная самостоятельность детей. Мой девиз: «доверяй детям, и они будут доверять тебе! ». Поэтому всегда поддерживаю в каждом ребенке желание что- то сделать самостоятельно. В работе с детьми, например, по уходу за растениями, да и в другой деятельности, всегда использовала художественное слово: У меня живет цветок, Он бы море выпить мог. Дам водички — он глотает И немножко расцветает! Оно подкрепляет теоретические знания детей и укрепляет их эмоциональную сферу. Также для закрепления знаний детей всегда применяла игры. для закрепления детских впечатлений хороша продуктивная деятельность детей — лепка, рисование, аппликация — этой деятельности в нашем ДОУ тоже уделяется много внимания, И я стараюсь уделять этому большое внимание, особенно в индивидуальной работе с теми детьми, у которых с первого раза не все получилось или не хватило времени для реализации своих идей. Интересная работа проводилась и по рассматриванию в осенний период овощей и фруктов — в другие времена года овощи и фрукты заменяли муляжи. Самая любимая игра — «Чудесный мешочек», причем дети стали в нее играть самостоятельно после первого показа. Считаю, что проделанная работа, помогла детям получить достаточно хорошие знания по экологии в соответствии с возрастными особенностями, дети познакомились с различными формами взаимодействия объектов, научились устанавливать причинно- следственные связи в природе, т. к. в этом возрасте наглядно- действенное мышление активно дополняется наглядно- образным. В дальнейшем дети смогут усваивать более сложные представления и понятия о природе. Целенаправленными наблюдениями, беседами, в процессе занятий добивалась того, чтобы в ребенке появились первые ростки, направленные на созидание( любовь к жизни) , а не на разрушение( стремление к уничтожению) , в каких бы формах оно не проявлялось. Считаю, что проделав запланированную работу на 1- ом и 2- ом этапах, с целями и задачами почти справилась, а самое главное — испытала радость и удовольствие от общения с детьми. Надеюсь, что дети так же получили радость от процесса познания природы. Если не заинтересовать ребенка во время предоставления ему новой информации, ничего хорошего это не принесет. Вот как сформулировал эту мысль У. Г. Бейтс: «Как для глаз естественно видеть, так и для ума естественно постигать знания. . . Необходимо давать большой простор детскому творчеству в наблюдениях, экспериментах, обязательно поощрять детей пытливых и любознательных, стимулировать их самостоятельный поиск, умение делать нехитрые для их возраста выводы. Для развития у детей любознательности использовала такой прием, как сочинение сказок, где дети выступают главными героями. Некоторые сказки объединила в небольшой сборник «Экологические сказки для детей и взрослых». Кроме экологической темы, включает в себя такие направления, как: охрана и безопасность жизни и здоровья; навыки культуры поведения и др. Считаю, что такая форма работы с детьми очень эффективна. А пока зарождая в детях сочувствие и сопереживание ко всему живому, читаю: - У животных тоже есть права — это вы запомните друзья. Пусть живут спокойно весь свой век, не мешай им. добрый человек!