Программа для педагогов "Живем в гармонии"
Документы для скачивания
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая МБДОУ МБДОУ детский сад детский сад комбинированного вида комбинированного вида «Малышок» с. Доброе «Малышок» Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ От «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ Г. от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ г. Программа групповых коррекционн о- развивающих занятий По формирование профессионального здоровья педагогов ДОУ «Живем в гармонии» Авто р- составитель педаго г- психолог МБДОУ детский сад Комбинированного вида «Малышок» с. Доброе Пояснительная записка «Здоровье является высшей ценностью общества, чем выше ценится здоровье чело века в коллективном сознании общества, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества». Первостепенные задачи любого дошкольного учрежд ения- укрепление здоровья и фи зическое развитие воспитанников, функциональное совер шенствование и повышение работо способности их организма. Оценить значимость здоровья педагога при таком подходе нетрудно — больной воспи татель не может воспитать здоровых детей. Таким образом, здоровье педагога необходимо рассматривать не только как образовательную ценность, но и как необходимое условие для устойчивого и гармоничного развития современного общества. Значимость профессионального здоровья педагога раскрывает в своих работах Митина Л. М. , она говорит о том, что профессиональное здоровье п едагога – основа эффективной ра боты современной школы и ее стратегическая проблема. В XXI веке требования общества к воспитателю гор аздо выше, чем в предыдущее сто летие. Но эти требования не могут быть выполнимы, если не будут созданы благоприятные условия для воспитательно- образовательной работы в ДОУ. Большая часть рабочего дня педагога дошкольного учр еждения протекает в эмоцио нально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное, физическое и психическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. Как писал В. А. Сухомлинский профессия педагога это «работа сердца и нервов». Исследования показывают, что в последнее время среди воспитателей дошкольных учреждений возросло число заболеваний нервной системы, лорзаболеваний, опорно- двигательного аппарата, сосудистой системы. Основными факторами риска труда педагога являются: - повышенное психоэмоциональное напряжение; - значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей; - большой объем интенсивной зрительной работы; - высокая плотность эпидемических контактов. Для педагогов с педагогическим стажем 15- 20 лет х арактерны “педагогические кризи сы”, “истощение”. У 30% показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами. Ухудшение психологического здоровья педагога снижает эффективность обучения и воспитания, повышает конфликтность во взаимоотношениях с детьми и с коллегами, способ ствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт. Поэтому знание закономерностей сохран ения и укрепления профессиональ ного здоровья в педагогической деятельности, умение управлять собственными негативными эмоциями и состояниями, а также валеологическая комп етентность являются важными ком понентами успеха деятельности педагога. Программа формирования профессионального з доровья педагогов ДОУ- это ком плексная система сохранения и укрепления здоровья педаг огов, направленная на формирова ние у педагогов умения и желания заботиться о своем здоров ье, потребности в здоровом обра зе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешн ости в педагогической деятельно сти. В программе разработан комплекс мероприятий, направленный на все стороны про фессионального здоровья педагогов ДОУ, а именно физического, психического, социального, который осуществляется на основе дифференцированного подхода к разным категориям групп педагогов: - педагоги со стажем менее одного года, которые подвержены проблеме адаптации молодых педагогов( 1 группа) – педагоги со стажем более 20 лет. Данная категория педаг огов наиболее подвержена синдро му эмоционального выгорания( 2 группа) – педагоги в возрасте старше 50 лет, педагоги этой катег ории помимо синдрома эмоциональ ного выгорания имеют проблемы со здоровьем в силу своего возраста( 3 группа) Программа предполагает возможность самостоятельного отбора содержания работы по формированию профессионального здоровья педагогов ДОУ, в соответствии с особенностями педагогического состава. Реализация содержания программы осуществляется через разнообразные формы рабо ты с педагогами: - занятия с элементами тренинга, - упражнения с элементами арттерапии, фототерапии, - упражнения на релаксацию, - физические упражнения, - ритуалы приветствия и прощания с использованием спектрокарт, - упражнения направленные на ознакомление педагогов со способами снятия стрессов и психоэмоционального напряжения, - тестирование и анкетирование педагогов. Участниками программы являются педагоги и специалисты ДОУ. Срок реализации программы – 1 год Цель: формирование у педагогов умения и желание заботиться о своем здоровье, потребность в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии к ак залоге успешности в педагоги ческой деятельности. Задачи: - сохранение и укрепление профессионального здоровья педагогов ДОУ; - мотивация педагогов на созидание собственного здоровья; - формирование валеологической компетентности педагогов- обучение навыкам самооздоровления. Основные направления программы Основные направления представлены в виде трех модулей: 1. Диагностический модуль. 2. Информационно- познавательный модуль. 3. Оздоровительный модуль. Содержание программы Диагностический модуль включает исследования психосоматического здоровья педагогов, их представлений о ценности здоровья, здорового образа жизни на основ е комплексной диагно стики. В рамках данного модуля педагогам предлагается заполнить анкеты и тесты: • Тест «Эмоциональное выгорание» В. Бойко • Анкета оценки знаний и умений педагога по теме здоровья Г. А. Воронина • Анкета для педагогов «Самооценка педагогом образа жизни» адаптированный вариант анкеты В. П. Петленко, Д. Н. Давиденко. • Диагностика уровня саморазвития и профессионально- педагогической деятельности Л. Н. Бережнова Принципы реализации программы аксиологический принцип предопределяет рассмотрение здоровья личности в качестве высшей человеческой ценности; гуманистический принцип предопределяет переоценку всех компонентов воспитательно- образовательного процесса, признавая ценностью не только воспитанника как личности и его права на здоровье, но и педагога, состояния его телесного, душевного и духовного здоровья; культурологический принцип реализует признание педагога как носителя культурных норм, лучших традиций человечества, в том числе в вопросах культуры здоровья как основы опти- мального психофизического состояния воспитанников; принцип социальной значимости позволяет считать, что получаемый педагогом индивидуаль- ный опыт созидания собственного здоровья приобретает общественную значимость, посколь- ку педагог как носитель культуры здоровья способен распространять идеи, образцы и нормы здоровьесбережения, формировать здоровьеориентированное поведение в социуме. Планируемые результаты психологической работы. - В соматическом здоровье педагогических работников отмечается улучшение состояния здоровья( по результатам периодических медицинских осмотров) ; - Физический компонент здоровья – благодаря использованию здоровьесберегающих техноло- гий происходит уменьшение количества пропусков по болезни сотрудников; - Психическое здоровье- улучшение психологического климата в коллективе, снижение уров- ня эмоционального выгорания- Нравственный компонент здоровья – осознание ценности и принятие ответственности за свое здоровье. - Повышение мотивации педагогов к самооздоровлению и профессиональному совершенст вованию- Улучшение качества образовательного процесса. Тематическое планирование Групповых занятий с педагогами «Жить в гармонии». № Тема, название Занятия, тренинга Месяц Задачи Содержание 1 Занятие «Мы хотим, чтобы все улыбались». Сентябрь Создание позитивного настроя на работу. Снятие психомышечного напряжения. Вводная часть: Приветствие «Здравствуйте! » Упражнение «Давайте познакомимся». Основная часть: Упражнение «Карусель» Упражнение «Комплимент» Игра «Дотронься до …» Заключительная часть: Упражнение «Подари улыбку». Релаксация 2 Заняти е- тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания» Создание условий, способствующих профилактике синдрома эмоционального выгорания. Передача психологических знаний о синдроме эмоционального выгорания, его причинах и способах преодоления. Развитие коммуникативных умений, эмоциональной сферы. Снятие эмоционального напряжения. Формирование навыков самопознания и саморазвития личности в целом. Вводная часть: Приветствие. Упражнение «Мне в тебе нравится…». Основная часть: Игра «Карусель». Постановка целей и задач. Принятие правил. Анализ анкет. Дискуссия( мозговой штурм) . Работа в группах. Методика «Щит». Упражнение «Главно е- второстепенное». Заключительная часть: Рефлексия. Упражнение на развитие позитивного мышления «Именно сегодня». 3 Деловая игра «Что объединяет всех детей планеты». Октябрь Совершенствовать знания и представления педагогов о том, что все дети имеют неотъемлемые права, в том числе право на игру, закрепленное в Конвенции о правах ребенка. Снятие психомышечного напряжения. Создание позитивного настроения. Вводная часть: Приветствие. Девиз. Основная часть: Игра «Если нравиться тебе, то делай так…» Игра «Солнечная рукавичка». Упражнение «Вопро с- ответ». Конкурс «Пантомима». Заключительная часть: Подведение итогов игры. Рефлексия. 4 Занятие «Основы саморегуляции ». Ознакомление педагогов со способами саморегуляции. Определить механизмы самоуправления. Снятие психоэмоционального напряжения. Вводная часть: Приветствие «Улыбнитесь». Игра «Сто мячей». Основная часть: Упражнени е- дискуссия: «Что такое саморегуляция. Естественные способы саморегуляции ». Арттерапия « Манкография » Упражнение «Звуковая гимнастика». Упражнение «Очищающее дыхание». Заключительная часть: Рефлексия «Вспышка». Релаксация. 5 Тренинг «Общение между нами и детьми». Ноябрь Формирование модели положительного, личностн о- ориентированного взаимодействия с детьми- дошкольниками. Снятие психомышечного напряжения. Создание позитивного настроения. Вводная часть: Приветствие. Упражнение «Подари улыбку». Основная часть: Упражнение «Возвращение в детство». Упражнение «Дошкольник в эпитетах». Упражнение «Если я сейчас…» Упражнение «Пантомима». Заключительная часть: Рефлексия. Упражнение на расслабление. 6 Занятие «Конфликтные ситуации и способы их разрешения». Формирование психологической культуры педагогов. Обеспечение условий для развития умения управлять конфликтами. Обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Вводная часть: Приветствие «Как мы весело живем…». Игра «Волшебная палочка». Основная часть: Что такое конфликт; связь возникновения конфликтных ситуаций с эмоциональной нестабильностью дошкольника. Стратегия управления конфликтами. Упражнение «Д а- нет». Заключительная часть: Рефлексия «Сегодня на занятии Я…». Релаксация. 7 Занятие «Эмоции. Их виды». Декабрь Классифицировать виды эмоций. Ознакомление педагогов с основными эмоциональными состояниями. Снятие психомышечного напряжения. Вводная часть: Приветствие «День наступает». Упражнение «Я радуюсь, когда…» Основная часть: Что такое эмоции. Основные эмоциональные состояния. Арттерапия. Игра «Поговорим о чувствах». Этюды «Король Боровик не в духе», «Соленый чай», «Ласка». Заключительная часть: Рефлексия «Светофор». Релаксация. 8 Тренинг «Психическое здоровье дошкольника». Январь Раскрыть смысл понятия «Психическое здоровье». Формирование психологической культуры педагогов. Обучение способам саморегуляции. Вводная часть: Приветствие «Передай настроение». Упражнение «Продолжи предложение». Основная часть: Определение понятий «здоровье», «психологическое здоровье». Компоненты здоровья. Основные критерии психологического здоровья. Игра «Почувствуй себя любимым». Рисование «Я маленький ребенок». Заключительная часть: Рефлексия «Выбери утверждение». Релаксация. 9 Интеллектуальная игра «Знатоки права». Февраль Помочь педагогам осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. Воспитывать правовую культуру педагогов. Снятие психоэмоционального напряжения. Создание позитивного настроения. Вводная часть: Приветствие. Представление команд. Основная часть: Конкурс «Викторина». Конкурс «Знаем ли мы права детей». Конкурс «Пойми меня». Конкурс «Ассоциации». Конкурс «Рисунки». Конкурс «Домашнее задание» Конкурс «Пантомима». Заключительная часть: Подведение итогов конкурса. Рефлексия. Упражнение на расслабление. 10 Занятие «Агрессивное состояние как проявление эмоций». Раскрыть причины возникновения агрессивного состояния дошкольников. Передать технологию обучения воспитанников безопасным способам самовыражения. Обучение приемам снятия психомышечного напряжения. Вводная часть. Приветствие «Хлопки». Игра « Толкалки ». Основная часть: Что такое агрессия; агрессивное состояние как проявление эмоций. Критерии уровня агрессивности у ребенка( анкетирование) . Способы выражения агрессии. Профилактика агрессии. Способы снятия агрессивного состояния у дошкольников( вербальные и физические средства, игротека, саморегуляция) . Упражнение «Камушек в ботинке». Арттерапия. Упражнение «Рубка дров». Заключительная часть: Рефлексия «Все в моих руках». Релаксация. 11 Занятие «Методы активного слушания» Март Обучение педагогов технике формирования взаимоотношений детей на вербальном и невербальном уровне. Способствование формирования коммуникативной компетентности педагогов. Снятие психоэмоционального напряжения. Вводная часть: Приветствие «День наступает». Игра «Поменяйтесь местами те кто…» Основная часть: Что такое активное слушание. Методы и приемы слушания. Анкетирование «Степень выраженности умения слушать». Игра «Спор при свидетеле». Арттерапия. Игра «Карусель». Заключительная часть: Рефлексия « Синквейн ». Релаксация. 12 Конкур с- игра «Слабое звено». Закрепление, уточнение знаний педагогов о правах человека. Снятие психомышечного напряжения. Создание позитивного настроения Вводная часть: Приветствие. Представление участников игры. Основная часть: 1- й тур. 2- й тур. 3- й тур. 4- й тур. 5- й тур. 6- й тур. 7- й тур. 8- й тур. Заключительная часть: Рефлексия. Подведение итогов игры 13 Занятие «Стили общения и их влияние на эмоциональную сферу дошкольника». Апрель Углубление представлений педагогов о стилях педагогического общения. Способствование формирования коммуникативной компетентности педагогов. Снятие психоэмоционального напряжения. Вводная часть: Приветствие «Как живете». Упражнение «Мне в тебе нравиться…» Основная часть: Что такое общение, стили педагогического общения. Позиция педагога в общении с детьми. Коммуникативная компетентность педагогов. Игра «Равновесие». Игра «Дружелюбные требования». Этюд « Кривляка ». Заключительная часть: Рефлексия «Гусеница». Релаксация. 14 Занятие Фундаментальные отрицательные и положительные эмоции». Расширить знания педагогов о положительных и отрицательных эмоциях. Условиях их развития. Снятие психомышечного напряжения. Создание позитивного настроения. Вводная часть: Приветствие «В круг широкий вхожу я…» Игра «Говорящие очки». Основная часть: Что такое положительные и отрицательные эмоции. Характеристика видов эмоций. Условия развития положительных и отрицательных эмоций. Этюды «Подарок», «Встреча с другом», «Гневная гиена», «Провинившийся». Причины и внешние проявления изменения настроения. Рисование «Ассоциации». Заключительная часть: Рефлексия «Телеграмма». Релаксация. 15 Итоговое занятие « Педагогический калейдос- коп ». Май Подвести итоги работы школы «Психология педагогам». Определение знаний педагогов по темам прошедших занятий. Вводная часть: Приветствие «Встаньте дети, встаньте в круг…» Игра «Пальцы». Основная часть: Упражнение «Вопро с- ответ». Упражнение «Я не скажу, а покажу». Упражнение «Никто не знает…» Арттерапия. Заключительная часть: Рефлексия «Последняя встреча»( поделимся с группой своими переживаниями. Чье мнение о себе вы хотели бы узнать. Как вы себя чувствуете? Что изменилось у вас и в вашей жизни за время работы школы? Подведение общих итогов проведенных занятий. Релаксация. Список литературы Терпигорьева С. В. «Практические семинары для педагогов», Волгоград: Учитель, 2009. Шитова Е. В. «Практические семинары и тренинги для педагогов», Волгоград: Учитель 2008. Кашапов Р. «Практическая психология для родителей или педагогика взаимности». М, «АСТ – ПРЕСС Книга», 2003г. «Коммуникативная компетентность педагога ДОУ» Семинары- практикумы, тренинги рекомендации. Волгоград: Учитель, 2012 Панфилова М. А. « Игротерапия общения» М. Гном, 2000.