Возрастные кризисы у дошкольников
Документы для скачивания
Возрастные кризисы у дошкольников Услышав выражение «возрастной кризис» большинству из нас вспоминается словосочетание «сорок лет». Про возрастные кризисы у дошкольников говорят мало, многие родители воспринимают изменившееся поведение малышей просто как баловство. На собственном опыте родители, бабушки и дедушки знают о детских кризисах 1, 3 и 7 лет. Непосредственность, импульсивность, ярко выраженная эмоциональность, чрезмерная активность и любознательность характерны для дошкольников. Эти черты, которые у взрослых давно прошли, вызывают постоянное желание у родителей воспитывать своего малыша. Но чтобы такое воспитание пошло на пользу и вам, и ребенку, необходимо не просто настаивать на своем «взрослом» решении и мнении, Вам следует понять и природу детской психики и закономерности ее развития. Психологи отмечают, что развитие ребенка – это постоянный переход от одной ступени возраста к другой, который связан с изменением и перестроением личности ребенка. Итак, кризисы чередуются со стабильными периодами. Спокойные периоды в развитии дошкольников: - от рождения до года; - от года до трех лет; - от трех до семи лет. Каждый стабильный период заканчивается кризисом. Так зачем же они нужны? Дело все в том, что до конца каждого стабильного периода у ребенка должна сформироваться определенная черта характера, которая поможет малышу полноценно развиваться в следующем периоде. Если данная черта не развита( или сформирована неправильно) , то личностный рост ребенка начинает тормозить, что может привести к комплексам и нежелательным чертам характера. Что же это за черты? 1. К концу первого года жизни у малыша должно сформироваться «базовое доверие», то есть ребенок ощущает доверительные отношения к матери и окружающему миру. В дальнейшем данная черта поможет активно и без боязни осваивать новый мир. Для малыша добрые все, он не ощущает опасности, и поэтому не удивляйтесь, если он будет пробовать все на вкус и залазить в недопустимые места. Кризис первого года начинается, когда ребенок постоянно убегает, не слушается, хватает все подряд и т. д. 2. До трех лет у малыша должна сформироваться «самостоятельность», то есть способность осуществлять действия самостоятельно, без мамы. Знаменитое «Я» приходится именно на этот период. Самостоятельность позволяет ребенку активно отстаивать свою позицию и иметь собственное мнение. Ребенок требует к себе равного отношения. Это вызывает бурю негодования у родителей, ведь трехлетнего малыша сложно назвать взрослым и дать ему полную свободу действий и самостоятельность не всегда возможно. 3. До семилетнего возраста у дошкольника формируется «инициативность», то есть способность фантазировать, предлагать свои решения в различных вопросах и действовать в указанном направлении для реализации своих задумок. По- другому инициативность выражается в познавательной активности, в желании узнать что- то новое. Кризис начинается, когда малыш идет в школу с несформированным познавательным интересом, ведь ему приходиться делать «скучные, непонятные и ненужные» задания. Родителей удивляют изменения в характере ребенка. На самом деле у детей просто появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают ребенка устраивать. Ребенок готов перейти на «новый уровень», но часто сами родители оказываются неготовыми к этому и всячески стараются удержать малыша на предыдущем этапе отношений. Возрастной кризис – это не причина негативного и порой бунтарского поведения ребенка, это только проявление и симптомы того, что ребенок взрослеет, а родители не готовы подстраиваться под новые потребности своего чада.