a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей"Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении".Cмецкая О.А.

Опубликовано: 2016-01-16 19:25:40

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общественным ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Детский сад - это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. При построении педагогического процесса основное образовательное содержание программы  педагоги осуществляют с детьми путем интеграции естественных для дошкольника видов деятельности, главным из которых является игра.

Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играли, проблемами, идеями, включает каждого ребенка в содержательную деятельность, способствует реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к появлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного достойного выхода из разных жизненных ситуаций.

Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня охрана жизни и укрепление здоровья детей – одна из главных задач.

Актуальной задачей укрепления здоровья дошкольников является поиск эффективных средств совершенствования, развития двигательной сферы дошкольников на основе формирования у них потребности в движениях. Развитие интереса к движениям проводится на основе жизненной потребности ребенка быть смелым, сильным, ловким при взаимодействии со сверстниками.

Целью социально - оздоровительной технологии, которая базируется на заботе о здоровье ребенка, является разработка воспитательно-оздоровительных методов, направленных на формирование здорового образа жизни в  дошкольном учреждении.

Деятельность дошкольных учреждений включает два процесса: воспитательно-образовательный и воспитательно-оздоровительный. Понятие «Воспитательно - оздоровительная работа» представляется более широким и всеобъемлющим по сравнению с «физическим воспитанием», под которым нередко понимается лишь развитие моторики. Основными разделами воспитательно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях являются: организация рациональной двигательной активности детей, реализация системы эффективного закаливания, применение психогигиенических и психопрофилактических средств и методов, обеспечение полноценного питания и создание условий организации оздоровительных режимов для детей. Лишь осуществляя такой комплексный подход, можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению соматического (физического), психического  здоровья детей, их оптимального физического развития и двигательной подготовленности.

Пути достижения физического психического здоровья ребенка должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Среди большого многообразия средств физического воспитания играм  и упражнениям принадлежит особое место.

Игровые формы физической направленности чрезвычайно многообразны. Они непрерывно совершенствуются и усложняются. Содержание игр и упражнений изменяется и вместе с ростом и развитием ребёнка. Ценность игровых форм обучения состоит в том, что они позволяют давать общее и довольно энергичное физиологическое воздействие на организм без резких степеней утомляемости. Используются разнообразные виды игр и упражнений для развития двигательной активности дошкольного возраста как на занятиях по физической культуре, так и в течение всего дня.

Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей, овладению навыками самооздоровления.

Для полноценного физического развития и укрепления здоровья детей необходим особый двигательный режим, отличающийся разнообразием форм физического воспитания.

Одной из таких форм являются физкультурные минутки.

Цель проведения физкультурной минутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящейся в статическом состоянии; мышцы кистей рук. Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение. Что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника. Физкультминутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий применяется для детей всех возрастных групп.

Исходя из этого, для физкультурной минутки составляют комплекс, включающий в себя 3-4 простых упражнения для больших групп мышц (ног, рук, плечевого пояса, туловища), активизирующие дыхание и кровообращение. Выполняются они в течение 1,5-2 минут.

Для детей предлагаются упражнения подражательно-имитационного характера – как птички пьют водичку, как капает дождик, падают листочки, как идет медведь, как прыгает зайка…

И физические упражнения, и игры должны быть хорошо знакомы детям. Еженедельные комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью. Выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения, способствует формированию правильной осанки.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы.

На эффективность проведения физкультминуток влияет качество и глубоко продуманная предварительная работа педагога по подготовке необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно.

Следующей формой  физического воспитания дошкольников является дыхательная и звуковая гимнастики.

При их проведении так же используются имитационные упражнения.

Ведь от дыхания во многом зависят здоровье человека, его физическая и

умственная деятельность, например: частота дыхания и дыхание попеременно через правую и левую ноздрю влияют на функции мозга.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной

мускулатуры, улучшает местное кровообращение, предохраняет от

переохлаждения, сухости и инфицирования слизистой оболочки носа.

Тренированность дыхательной мускулатуры определяет физическую работоспособность человека. Лёгкие являются не только органом дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Поэтому такая форма работы с детьми очень эффективна.

Имитационные упражнения «Как дует ветер», «Надуй воздушный шарик»…

Для активизации творчества детей в работе используется  такой приём как, образный сюжетный рассказ: «на лесной полянке играли медвежатки, смешно покачивались на спинке». Дети представляют весёлых медвежат и начинают их изображать, потом детям предлагается попробовать также покачаться на спине, дети сгибают ноги, прижимают их к груди и качаются вправо, влево. Такое игровое имитационное упражнение развивает мышцы рук, ног, гибкость. Следующие  игровые – имитационные упражнения – ребята  заезжают либо «паровозиком» или «трамвайчиком», попадают на волшебную поляну и начинают превращаться, то в муравьёв, жуков, то в обезьянок. Дети обучаются разным видам ходьбы, бегу, прыжкам.

Минутки-побудки последневного сна  продолжают работу по укреплению здоровья детей. При их проведении дети так же выполняют игровые имитационные упражнения.

 Воспитатель создает условия для систематического закаливания организма, воспитания правильной осанки, гигиенических навыков, в профилактике нарушений осанки, плоскостопия,  положительный эмоциональный настрой на процесс пробуждения после сна.

Цель таких игровых имитационных упражнений - упражнять в ходьбе со свободными, естественными движениями рук, правильно координируя работу ног и рук. Учить выполнять движения в общем для всех темпе.Гимнастика – побудка проводится воспитателем с детьми всех возрастных групп ежедневно после дневного сна. Она необходима для обеспечения детям плавного перехода от сна к бодрствованию, подготовке к активной деятельности; профилактики плоскостопия; закрепление навыков осознанного поведения, самомассажа головы, лица, рук, живота, ног, активизируя биологически активные точки.

Пальчиковая гимнастика тоже построена на имитационных движениях. Дети, проговаривая слова гимнастики, выполняют движения руками и пальчиками.  Это очень важно, ведь уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Детям очень нравятся игры малой подвижности  с выполнением  имитационных упражнений: «Море волнуется», «Великаны и гномы», «Раки»,  «Обезьянки», Муравьишки», «Что мы делаем, не скажем, а что делаем, покажем», «Зеркало», «Покажи настроение», «Окно» -  развивают внимание детей, фантазию, способствуют раскрытию творческих замыслов детей через игры и в процессе двигательной деятельности, тренируют эмоциональную выразительность в передаче невербальной информации собеседнику, происходит тренировка и осознание собственной манеры ребенка невербального выражения эмоциональных реакций жестами, мимикой, интонацией голоса, темпом речи, паузами, контактом глаз.  Необходимо добиваться от детей выполнения движения в соответствии с образцом (показ воспитателя); Все игровые упражнения проводятся с рифмованными фразами.

«Раки, раки, на хромой собаке, А за ними кот. Задом наперёд. Едут и смеются. Пряники жуют». Так же обязательно в непосредственную образовательную деятельность и в другие режимные моменты необходимо включать весёлые тренинги с имитационными упражнениями, которые направлены на развитие мышечной активности и координацию движений. Например, «Стойкий оловянный солдатик». «Плывёт по реке лодочка, а в ней оловянный солдатик. Вдруг подул резкий ветер, и началась качка. Но ничего не страшно отважному солдатику. Хотите стать такими же стойкими и сильными, как солдатик?» Дети встают на колени, руки плотно прижаты к туловищу. Дует сильный ветер. Наклоны назад, вперёд. Это упражнение развивает мышцы спины, живота, ног. Организация рациональной двигательной активности дошкольников, реализация системы эффективного закаливания, создание условий организации оздоровительных режимов для детей – при таком комплексном подходе можно добиться выполнения главных задач воспитательно-оздоровительной работы по укреплению соматического (физического), психического  здоровья детей:

Оздоровительные задачи:

Сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;

Создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;

Стремиться к повышению оздоровительного эффекта.

Воспитательные задачи:

Развивать у детей интерес к подвижным играм и физическим упражнениям с использованием разных пособий и предметов;

Формировать умение играть дружно.

Образовательные задачи:

Давать детям элементарные знания и представления о разных видах движений и простых способах их выполнения.

Оставить комментарий: