Разработки уроков по истории, обществознанию и МХК
Документы для скачивания
Разработка урока по теме « Внутренняя политика М. С. Горбачева». 9 класс. Цели: образовательна я- познакомиться с основными событиями внутренней политики, личностями времен М. С. Горбачева; развивающа я- уметь характеризовать исторические факты, сравнивать внутриполитические курсы правителей России ХХ века с политикой М. С Горбачева, характеризовать деятельность политических личностей, определяя их вклад в развитии истории данного периода времени; знать основные исторические события, происходящие во времена перестройки, политических деятелей; воспитательна я- сформировать представление о сложности и важности исторических процессов, происходящих во времена М. С. Горбачева. Оборудование: карта « Политическая карта мира», « СССР в к. Х Х век а», портреты правителей ХХ века, раздаточный материал « Политические личности времен М. С. Горбачева». Понятия и термины урока: госприемка, инфляция, приватизация, перестройка, фермер. Тип урока: комбинированный. Ход урока. Оргмомент( приветствие учащихся; о бъяснение целей и задач урока) . ( 5 мин) Проверка домашнего задания( учащиеся выполняют задания теста, ( Приложение 1) а затем вместе с учителем проверяется качество выполненной работы и выставляется оценка) . ( 7 мин) Изучение и закрепление новой темы. ( 25 мин) . 1. «Правители ХХ века»( учащиеся выстраивают в хронологическом порядке портреты правителей России ХХ века на доске и выполняют задания) . ( Приложение 2, 3) . - «Итак, мы еще раз вспомнили имена и важные события ХХ века»- слова учителя. 2. « Страна после смерти Л. И. Брежнева»( рассказ учителя об основных событиях и правителях России после 1982 года) . 3. « Политика и экономика страны после смерти Л. И Брежнева»( учащиеся получают карточки с заданиями к вопросу №2 темы) . ( Приложение 4) . После проверки задания по карточкам, учитель переодевается для исполнения частушек про политику М. С. Горбачева( п риложение 5) , заранее предупредив учеников о внимательном прослушивании и выявлении важных положений, касаемо политики и экономики времен перестройки. Учащиеся должны отметить следующие положения: п ерестройка, перестроечный застой, демократ, Беловежская пуща, талоны, ускорение. 4. « Основные события внутренней политики»( рассказ учителя о важных исторических фактах, происходящих внутри страны) . 5. « Внутренняя политика М. С Горбачева»( учащиеся выполняют задания исторического диктанта) . ( П риложение 6) . - События, как и исторические явления не могут возникать и развиваться без деятельности личност и- объясняет учитель. Так давайте выясним, кто жил и творил в годы правления М. С Горбачева? 6. « Личности в судьбе страны»( рассмотрение с помощью дополнительных вопросов, совместно учителем портретов) . ( Приложение 7, 8) . IV. Рефлексия. Учитель достает и открывает большую папку под названием « Меню». - Представьте, что Вы, ребята, попали в ресторан « Перестройка». Блюда заведени я- основные события данного периода времени. Какое вы бы блюдо заказали, еще раз сюда придя? Какое блюдо Вам не понравилось? Почему? Какое блюдо вызвало у вас наибольший интерес? V. Домашнее задание. Сообщение о Горбачеве; Характеристика внутренней политики М. С Горбачева; Задания по карточкам. ( Приложение 9) . Приложение 1. Для правления какого правителя характерно политика « развитого социализма»? Сталин И. В. Хрущев Н. С. Брежнев. Л. И. Кто проводил коллективизацию и индустриализацию в стране? Сталин И. В. Хрущев Н. С. Брежнев. Л. И. Кто из них пришел к власти в результате заговора и переворота? Сталин И. В. Хрущев Н. С. Брежнев Л. И. Кто впервые ввел должность « Генеральный секретарь партии»? Ленин В. И Сталин И. В. Брежнев Л. И. При ком из правителей сложился « апогей сталинизма»? Ленин В. И Сталин И. В. Брежнев Л. И. Ключи к тесту: 1в; 2а; 3в; 4б; 5в; Критерии оценки знаний по тесту: 5 баллов – « 5»; 4 балла –«4»; 3 балла – « 3»; 2 балла- «2». Приложение 2. 1. 2. 3. 4. 260604060325 5. 6. Приложение 3. Вопросы по иллюстрациям. Под каким порядковым номером изображен портрет Сталина И. В? ( №3) . Кто из них правил раньше всех? ( Николай Романов, №5) . Кто из них правил четвертым по счету? ( Хрущев Н. , №2) . Кто правил вторым после Николая? ( Ленин В. И, № 4) . Приложение 4. Карточка №1. Какие меры предлагал провести Андропов по наведению порядка в государстве? Карточка №2. Каково состояние экономики после смерти Брежнева Л. И? Причины кризиса и застоя. Карточка №3. В чем причины усугубившегося политического положения России? Карточка №4. Почему экономическая реформа не дала ожидаемых результатов? Приложение 5. «Частушки о политике Горбачева М. С. » 1. Под окошком плачет нищий. Подала советской тыщей. Бросил тыщу на песок. Просит хлебушка кусок. 2. Водку мы совсем не пьем, Мяса мы не кушаем. Мы включаем телевизор И рекламы слушаем. 3. Отчего это коровы Молока нам не дают? » — «Так ведь им про перестройку В хлеву баек не поют». 4. Сколько будет еще длиться Перестроечный застой? Деньги льются, как водица, Кошелек всегда пустой. 5. Мой миленок — демократ, На гармонике играет: — Мы свободны, братия, Ай да демократия! 6. В ЦРУ и ФБР Н ынче безработица. Больше нету СССР — Не за кем охотиться! 7. Президенты заседали В Беловежской пуще. И о будущем гадали Н а кофейной гуще. 8. Перестройка научила Самогоночку варить: Из полпуда — восемь литров, Вся — до капельки — горит. 9. Водку мы теперь не пьем, Сахару не кушаем. Зубы чистим кирпичом, Горбачева слушаем. 10. Ой, как быстро, ой как быстро С озревает виноград. Я любила коммуниста, А теперь он — демократ! 11. По талонам — хлеб и мыло, Без талонов — ни шиша. Без талонов нынче вдоволь Т олько на уши лапша! 12. В семь утра поет петух, В восемь Пугачева. Магазин закрыт до двух, Ключ у Горбачева. 13. По талонам — горькую, По талонам — сладкую. Что же ты наделала, Голова с заплаткою? 14. Ой, как радостно живем Мы в начале месяца. А кончаются талоны — Хочется повеситься. 15. Ускоренье — важный фактор, Но не выдержал реактор. И теперь наш мирный атом В ся Европа кроет матом. Приложение 6. « Внутренняя политика М. С Горбачева». Исторический диктант. 1. Новый титул по конституционной реформе. ( Президент СССР) . 2. Принцип развития культуры. ( Принцип гласности) . 3. Год катастрофы на Чернобыльской АЭС. ( 1986 г) . 4. Переход объектов в частную собственность. ( Приватизация) . 5. Мероприятия, положившее начало антиалкогольной политике. ( Вырубка виноградников) . Приложение 7. « Личности в судьбе страны». Портреты времен М. С Горбачева. Громыко Андрей Андреевич( 05( 18) . 07. 1909— 02. 07. 1989) , член партии с 1931 г. , член ЦК в 1956— 1989 гг. ( кандидат с 1952 г. ) , член Политбюро ЦК 27. 04. 73- 30. 09. 88 гг. Родился в дер. Старые Громыки Ветковского района Гомельской области. Русский. В 1932 г. окончил Экономический институт, в 1936 г. — аспирантуру ВНИИ экономики сельского хозяйства, доктор экономических наук( с 1956 г. ) . С 1936 г. в Институте экономики АН СССР. С 1939 г. на дипломатической работе: в 1943— 1946 гг. посол СССР в США и посланник СССР в Республике Куба( по совместительству) , в 1946—1949 гг. зам. министра иностранных дел СССР и одновременно в 1946— 1948 гг. пост. п редставитель СССР при ООН, в 1949— 1952 гг. и 1953— 1957 гг. первый зам. министра иностранных дел СССР, в 1952— 1953 гг. посол СССР в Великобритании, в 1957— 1985 гг. министр иностранных дел СССР. С 1983 г. первый заместитель Председателя Совмина СССР. В 1985— 1988 гг. Председатель Президиума Верховного Совета СССР. С 1988 г. на пенсии. Депутат Верховного Совета СССР 2, 5—11 созывов. Герой Социалистического Труда( 1969 г. , 1979 г. ) , лауреат Ленинской премии( 1982 г. ) и Государственной премии СССР( 1984 г. ) . Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Никола́й Ива́нович Рыжко́в ( р. 28 сентября 1929 года, Дылеевка, Дзержинский район, Донецкая область, УССР) — советский государственный и партийный деятель. Бо́льшую часть правления М. С. Горбачёва занимал должность Председателя СМ СССР ( 1985—1991) . Член КПСС с 1956 по 1991 годы. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР ( 1974—89 гг. ) от Свердловской области. С 1950 года по 1975 год работал на инженерно- технических должностях на Уральском заводе тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе( ПО « Уралмаш ») : в 1955—1959 гг. начальником цеха, 1959—1965 гг. главным технологом по сварке, в 1965—1970 гг. главный инженер, в 1970—1971 гг. директор, в 1971—1975 гг. генеральный директор. В 1975—1979 гг. первый заместитель министра тяжёлого и транспортного машиностроения СССР В. Ф. Жигалина. В 1979—1982 гг. первый заместитель председателя Госплана СССР. В декабре 1995 года избран депутатом Государственной думы Федерального Собрания России второго созыва по Белгородскому одномандатному избирательному округу № 62 от блока «Власть — народу». В думе возглавлял депутатскую группу «Народовластие». Председатель Исполкома Народно- патриотического союза России( НПСР) . В декабре 1999 года по этому же округу избран депутатом Государственной думы третьего созыва. В сентябре 2003 года назначен представителем администрации Белгородской области в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Валенти́н Серге́евич Па́влов ( 26 сентября 1937 года, г. Москва, — 30 марта 2003 года, г. Москва) — Премьер- министр СССР ( единственный, занимавший должность с таким названием) с 14 января по 28 августа 1991 года, C 18 по 21 августа 1991 года — член ГКЧП. . 1958—59 гг. — инспектор государственных доходов финансового отдела Калининского райисполкома г. Москвы; 1959—66 гг. — экономист, старший экономист, заместитель начальника отдела, заместитель начальника Управления финансирования строительства Министерства финансов РСФСР; 1966—68 гг. — заместитель начальника Управления финансирования тяжелой промышленности Министерства финансов СССР; 1968—79 гг. — заместитель начальника Бюджетного управления Министерства финансов СССР; 1979—86 гг. — начальник отдела финансов, себестоимости и цен Госплана СССР, в 1981—86 годах член Коллегии Госплана СССР; 1986 г. — Первый заместитель Министра финансов СССР; 1986—89 гг. — Председатель Государственного комитета СССР по ценам. 1989—91 гг. — Министр финансов СССР. Лейтенант интендантской службы запаса. 14 января 1991 года, после отставки Н. И. Рыжкова ( 26 декабря 1990) , Президент СССР М. С. Горбачёв с согласия Верховного Совета, назначил Павлова его преемником как компромиссную кандидатуру, сторонника рыночной экономики в рамках социалистического выбора. При этом Совет Министров СССР был переименован в Кабинет Министров СССР, а Председатель Совета Министров СССР — в Премьер- министра СССР. Бори́с К а́рлович Пу́го ( латыш. Boriss Pugo; 19 февраля 1937, Калинин — 22 августа 1991, Москва) — советский партийный и государственный деятель, первый секретарь ЦК КП Латвии( 1984 — 1988) , председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС/ ЦКК КПСС ( 1988 — 1991) , Министр внутренних дел СССР ( 1990 — 1991) . Член ЦК КПСС ( 1986—1990) , кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС ( сентябрь 1989 — июль 1990) . Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва( 1984—1989) от Латвийской ССР[ 1] , народный депутат СССР. C 18 по 21 августа 1991 года — член ГКЧП. Крючков Владимир Александрович( р. 29. 02. 1924) , член партии с 1944 г. , член ЦК с 1986 г. , член Политбюро ЦК с 20. 09. 89 г. Родился в Волгограде. Русский. В 1949 г. окончил Всесоюзный заочный юридический институт, в 1954 г. — Высшую дипломатическую школу МИД СССР. Трудовую деятельность начал в 1941 г. рабочим. С 1943 г. на комсомольской работе. С 1946 г. в органах прокуратуры. В 1954— 1959 гг. на дипломатической работе в МИДе СССР и посольстве СССР в ВНР. В 1959—1967 гг. в аппарате ЦК КПСС: референт, зав. сектором, помощник секретаря ЦК КПСС. С 1967 г. в Комитете государственной безопасности СССР, с 1978 г. зам. председателя с 1988 г. преде. Комитета, одновременно с 1990 г. член Президентского Совета СССР. Генерал армии( 1988 г. ) . Депутат Верховного Совета СССР 11 созыва. В ходе августовских событий 1991 года был арестован и находился в тюрьме" Матросская тишина" . В дальнейшем амнистирован. Находился на пенсии. Скончался 25 ноября 2007 года в Москве на 84- м году жизни. Генна́дий Ива́нович Яна́ев ( 26 августа 1937 года, — 24 сентября 2010 года] ) — советский партийный и государственный деятель, Вице- президент СССР( 27 декабря 1990 года — 4 сентября 1991 года) , член Политбюро, Секретарь ЦК КПСС ( 1990—91 гг. ) . Во время событий 19—21 августа 1991 года являлся и. о. президента СССР и фактическим руководителем Государственного Комитета по Чрезвычайному Положению в СССР. Исполняющий обязанности Президента СССР 19 августа — 21 августа 1991 года Дми́трий Тимофе́евич Я́зов ( род. 8 ноября 1924 года, д. Язово Омской губернии) — советский военачальник и политик. Последний( по дате присвоения звания) и единственный ныне живущий Маршал Советского Союза ( 1990) . Предпоследний Министр обороны СССР ( 1987 — 1991) . Участник Великой Отечественной войны. Член ГКЧП ( 18—21 августа 1991 года) . С 2000 по 2010 годы возглавлял Комитет памяти Маршала Советского Союза Г. К. Жукова, а в настоящее время является активным членом президиума данного Комитета. Член руководящих органов ряда общественных организаций( в том числе Форума «Общественное признание» и пр. ) . Консультант начальника Военно- мемориального центра Вооружённых Сил России. Андре́й Дми́триевич Са́харов ( 21 мая 1921, Москва — 14 декабря 1989, там же) — советский физик, академик АН СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы. Впоследствии — общественный деятель, диссидент и правозащитник; народный депутат СССР, автор проекта конституции Союза Советских Республик Европы и Азии. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год. За свою правозащитную деятельность был лишён всех советских наград, премий и в 1980 году был выслан с женой Еленой Боннэр из Москвы. В конце 1986 года Михаил Горбачёв под давлением Запада разрешил Сахарову вернуться из ссылки в Москву, что было расценено в мире как важная веха в деле прекращения борьбы с инакомыслием в СССР. Анато́лий Ива́нович Лукья́нов ( р. 7 мая 1930 года, г. Смоленск) — советский партийный и государственный деятель, российский политик. Последний председатель Верховного Совета СССР( март 1990 — сентябрь 1991) , сначала сподвижник первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, затем его оппонент. C августа 1991 по декабрь 1992 года находился под стражей по делу ГКЧП, обвинялся в заговоре с целью захвата власти и в превышении власти[ 1] , но в дальнейшем был амнистирован вместе с другими обвиняемыми по этому делу. Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 1993 по 2003 год от КПРФ. Доктор юридических наук( 1979) , профессор МГУ им. Ломоносова ( с 2004 года) . Заслуженный юрист Российской Федерации( 2012) . Собчак Анатолий Александрович родился 10 августа 1937 года в Чите. В 1959 году окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета. Работал адвокатом, преподавал право. В 1989- 1991 годах был народным депутатом СССР, был членом Верховного Совета СССР. В 90 году избран депутатом, а затем и председателем Ленинградского городского совета. 12 июня 1991 года победил на выборах мэра Петербурга, а с 1994 года назначается председателем правительства Петербурга. В 1996 году очередные выборы мэра проиграл. Принимал участие в выборах в Госдуму в 1993, 1996 и1999 годах, однако неизменно терпел поражение и как кандидат по одномандатному округу, так и как глава избирательного списка Российского движения демократических реформ. Доктор юридических наук. Умер 20 февраля 2000 года в Светлогорске. Бори́с Никола́евич Е́льцин ( 1 февраля 1931, Бутка, Буткинский район, Уральская область — 23 апреля 2007, Москва) — советский партийный и российский политический и государственный деятель, первый президент Российской Федерации. Избирался президентом два раза — 12 июня 1991 года и 3 июля 1996 года, занимал эту должность с 10 июля 1991 года по 31 декабря 1999 года. С 6 ноября 1991 года по 15 июня 1992 года в качестве президента возглавлял Правительство РСФСР. Вошёл в историю как первый всенародно избранный глава России, радикальный реформатор общественно- политического и экономического устройства России. Русла́н Имранович Хасбула́ тов ( чеч. Хасбола́ти Имра́ни кIант Руслан; р. 22 ноября 1942 года, Грозный) — российский политический деятель, учёный и публицист, член- корреспондент РАН( 1991) , последний председатель Верховного Совета Российской Федерации, сначала сподвижник первого президента России Бориса Ельцина, затем его основной оппонент и активный участник российского конституционного кризиса до октября 1993, в 1994 году — организатор так называемой «Миротворческой миссии профессора Хасбулатова» в Чечне. С 1994 года — заведующий кафедрой мировой экономики Российского Экономического Университета имени Г. В. Плеханова. Приложение 8. Вопросы по политическим личностям времен Горбачева М. С: 1. Председатель Совета министров до 1991 года. ( Рыжков Н. И) . 2. Министр внутренних дел с 1990- 1991гг. ( Пуго Б. К) . 3. Последний председатель Верховного Совета СССР с1990- 1991гг. ( Лукьянов А. И) . 4. Первый президент и главный оппонент политики Горбачева. ( Ельцин Б. Н) . Приложение 9. Карточка №1. Выявить сходства и различия во внутренней политике М. С Горбачева и предыдущих правителей страны. Карточка №2. Дать определение понятиям: приватизация, гласность, конституционная реформа, перестройка. Карточка №3. Составить и записать политический портрет личности М. С. Горбачева. Карточка № 4. Выявить тенденции развития государства в период правления М. С Горбачева.
Культура Древней Руси. ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры. Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы. Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны. ОБОРУДОВАНИЕ И УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово- купольный храм, глаголица, кириллица, буквица. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество Изобразительное искусство. Закрепление материала. ХОД УРОКА Изучение нового материала начинается с анализа темы урока( тему записать в тетради) . - Что такое культура? ( учащиеся дают ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда) . - Какой период охватывает история Древней Руси? ( учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – к лик, слайд 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в. ) . - Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы( Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в. ) . Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода( слайд 2) . ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? Задание для самостоятельной работы – слайд 3: задание 1 в рабочей тетради. После выполнения задания – проверка ( слайд 3, клики) . Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? ( Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций) . Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи- хазары, печенеги, финно- угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Возврат к схеме ( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. Рассмотрим устное народное творчество наших предков( клик по гиперссылке “Устное народное творчество”) . На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? ( Ответы учащихся, после них –к лик) . Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины. ( Клик) Назовите былинных героев( ответы учащихся, после них –к лик) Учитель поясняет, что у восточных славян самыми сильными богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык. Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения( клик) : Вы постойте- тко за веру, за отечество, Вы постойте- тко за славный стольный Киев- град. ( Ответы учащихся, после них – клик) : Своеобразие русских былин Основная идея былин – защита русской земли от врагов. Освобождение своей земли. Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. ( Записать в тетрадь) Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса ( для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев) . Возврат к схеме( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ( Клик по гиперссылке “Письменность, образование”) . Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати- говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефоди я- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита( рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия) . Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека( клик) . В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека. Первые книги были рукописными( клик, слайд 6) . Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы( заглавные буквы в начале абзаца) , коричневые столбцы текста на розовато- желтом пергаменте. ( Клик) : Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. ( Клик) : Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют. Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: пункт 3 “Письменность и грамотность”. Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы. Возврат к схеме( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. ЛИТЕРАТУРА Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? ( клик по гиперссылке “Литература”) Учитель читает отрывок из стихотворения Н. Кончаловской: В монастырской келье узкой, В четырёх глухих стенах О земле о древнерусской Быль записывал монах. Он писал из года в год П ро великий наш народ. Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? ( Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево- Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных( т. е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия( 850- 1110 гг. ) . События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. ( Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата) . “Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами. . . И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь. . . И построили городок во имя старшего своего брата. . . ”( Основание Киева. V век) “Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси. . . Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев. . . и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам. . . ”( Призвание варягов. 862 г. ) “Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей. . . И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. . . . и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей. . . И убили Аскольда и Дира. . . ”( Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства) “Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять? ” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он. . . И было всех лет княжения его тридцать три”. ( Смерть Олега Вещего. 912 г. ) “Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные. . . И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь. . . ”( Крещение киевлян. 988 г. ) “Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит”. . . И древляне, выйдя из города Искоростеня против[ . . . ] , убили[ . . . ] и дружину его. . . ”( Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г. ) Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы: Летопись( “Повесть временных лет”, автор монах Нестор) . Житие( Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор) . Слово( “Слово о законе и благодати”, митрополит Иларион) . Возврат к схеме( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. ЗОДЧЕСТВО- Что такое зодчество? ( искусство строительства и украшения зданий, сооружений) - Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? ( из дерева) Клик по гиперссылке “Зодчество”. Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества( учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик) Характерные черты русского деревянного зодчества. Многоярусность строений. Наличие разнообразных пристроек. Увенчание построек теремами и башенками. Художественная резьба по дереву. ( з аписать в тетрадь) После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике( “Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве”. Художник В. Верещагин) . На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989- 996 гг. , разрушена во время осады Киева монголами. На Руси строятся крестово- купольные храмы( учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название) . Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый( клик) . Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13- главый крестово- купольный храм из кирпича- плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов. ( Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045- 1050 гг. при князе Владимире Ярославиче( сыне Ярослава Мудрого) . Это 5- главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов. Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. ( Учащиеся отвечают, после этого – клик) . Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм. Возврат к схеме( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Учитель читает текст на слайде: О чём идёт речь? “Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым”. ( Учащиеся отвечают) Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке( клик) . В Софии Киевской- сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых. В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики( клик) . Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла. ( Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам. Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Возврат к схеме( слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу. О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете? Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени? В чём проявилось влияние византийских культурных традиций? Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово- купольный храм, глаголица, кириллица, буквица. Клик по гиперссылке “Тест”( учащиеся выполняют в тетрадях) . Проверка – клик. Домашнее задание: параграф 7, п. 3- 6. Задания в рабочей тетради 2- 5.