Авторская программа "Чудеса из теста"
Документы для скачивания
ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Педагогическим советом Заведующая МБДОУ МБДОУ детский сад детский сад комбинированного вида комбинированного вида «Малышок» с. Доброе «Малышок» Протокол №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Приказ №_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ От «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ Г. от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 201_ _ г. Автор- составитель Горягина В. А. Педагог- психолог МБДОУ детский сад комбинированного вида «Малышок» с. Доброе Пояснительная записка. Программа «Чудеса из теста»( лепка из соленого теста) является программой художественно- эстетической и психологической направленности. Занятия по лепке из соленого теста развивают у дошкольников психические процессы, снимают психоэмоциональное напряжение, позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить знания в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность. Воспитание эстетических чувств дошкольников чрезвычайно актуально. Ребенок или взрослый, способный чувствовать красоту вокруг себя, получает источник неиссякаемой позитивной энергии, которая создает хорошее настроение, чувство счастья, вдохновляет на игру, познание, труд или общение. Значение лепки в развитии дошкольников. Учит детей различным приемам работы с пластичным материалом- таким как скатывание круговыми движениями рук, раскатывание прямыми движениями рук, надавливание шариков пальцем сверху, растягивание надавленных шариков на картоне, прищепывание краев формы кончиками пальцев, сплющивание м/ у пальцами или ладонями, сглаживание поверхности вылепленной фигуры или места соединения частей, вытягивание отдельных частей от целого куска, вдавливание пальцем углубления на поверхности формы. Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Развивает речь детей, т. к. в процессе выполнения практических действий с соленым тестом ведется непрерывный разговор с детьми, это стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание. Учит концентрации внимания, т. к. заставляет сосредоточиться на поделке, учит следовать устным инструкциям. Стимулирует развитие памяти, т. к. ребенок, чтобы сделать поделку, должен запоминать последовательность ее изготовления, приемы и способы лепки. Цель Занятия по лепке из соленого теста направлены на всестороннее интеллектуальное, эстетическое и психическое развитие дошкольников, а так же повышение эффективности их дальнейшего воспитания и обучения. Задачи Обучающие: Знакомство детей с пластичным материало м- соленым тестом. Обучение разнообразным способам и приемам работы с соленым тестом. Формирование умения следовать инструкциям педагога и выполнять практические действия. Развивающие: Развитие внимания, наблюдательности, памяти, восприятия, мышления, воображения. Развитие мелкой моторики рук, глазомера. Развитие художественного вкуса и творческих способностей детей, активизация их воображения и фантазии. Развитие произвольности и самоконтроля. Развитие уверенности в себе и своих силах. Развитие индивидуальности. Воспитательные: Воспитание интереса к такому виду искусства, как лепка из соленого теста. Расширение коммуникативных способностей детей. Формирование культуры труда, развитие и совершенствование трудовых навыков. Учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место. Способствует снятию психоэмоционального напряжения. Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей. Формы подведения итогов реализации прораммы «Чудеса из теста». Составление альбома лучших работ. Проведение выставок детских работ в группе; в детском саду; в районной библиотеке. Участие в районных выставках детского творчества. Участие в различных районных и областных конкурсах. Диагностика знаний, умений и навыков. Определение уровня развития воображения у детей. Диагностика креативных( творческих) способностей детей. Психолого- педагогическое обследование развития познавательных процессов. Организационные принципы. ( возраст детей, сроки реализации проекта, режим занятий, наполняемость группы) . Программа разработана для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет. Занятия( интегрированные) проводятся с детьми, имеющими проблемы в развитии эмоционально- волевой, коммуникативной и познавательной сфер личности, а так же с детьми, имеющими способности в изобразительных видах деятельности. Занятия соответствуют возрасту детей по степени сложности и продолжительности проведения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность. Программа расчитана на 3 года. , Ожидаемые результаты. В результате реализации программы дошкольники: - научатся различным приемам и способам лепки; - узнают свойства такого пластичного материала, как соленое тесто; - научатся создавать изделия из соленого теста; - научатся доводить поделку до нужного образца; - научатся украшать изделия с помощью различных материалов( краски, стеки, природный и бросовый материал) ; - научатся следовать инструкциям педагога; - повысят уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики, глазомера, художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; - овладеют навыками самоконтроля; - овладеют навыками культуры труда; - научатся аккуратно пользоваться пластичным материалом, не пачкая стол, одежду, лепить на дощечке; - улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Способы фиксации результатов. Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения проекта» Методическое обеспечение программы. Учебно- методический комплекс Учебные и методические пособия: научная, специальная, методическая литература( смотреть список используемой литературы) . Материалы работ педагога: конспекты занятий, образцы работ, диагностические карты, предметные картинки, расслабляющая музыка. Список оборудования и материалов, необходимых для занятий по лепке из соленого теста. - ингредиенты для изготовления соленого теста; - посуда; - стеки; - гладкие дощечки; - кисточки; - банки для воды; - краски; - салфетки для рук; - ситечко; - пресс для чеснока; - фактурные пуговицы; - вилки; - скалки; - ножницы; - линейки; - кусочки фактурной ткани; - природный материал; - пищевые красители; - лак; - клей ПВА; - нитки, пряжа. Программа «Чудеса из теста» апробирована в нашем дошкольном учреждении в течение 5 лет. За это время мы добились многих результатов: - дети научились создавать поделки из теста; - овладели различным приемам и способам лепки; научились украшать поделки с помощью природных материалов и бросового материала; - научились, с помощью трафаретов, формочек для печенья, вырезать детали нужной формы; - изделия детей из соленого теста занимают призовые места в районных и областных конкурсах; - у детей появился большой интерес к данному виду декоративно- прикладного творчества; - по результатам диагностики у детей повысился уровень развития воображения( в сравнении с началом учебного года) ; - 40% тревожных, стеснительных, очень подвижных детей из группы, в результате посещения занятий, стали более спокойными и уверенными в себе. Список литературы. Г. Чаянова «Соленое тесто для начинающих». Москва 2005. К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто. Большая книга поделок», Москва 2007. Е. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва 2007. Д. Колдина «Лепка с детьми 3- 4 лет», Москва 2007. Н. Хелезова «Декоративная лепка в д/ с», Москва 2007. О. Чибрикова «Азбука соленого теста», Москва 2008. М. Антипова «Соленое тесто», ИД «Владис» 2009. Н. Б. Халезонова «Декоративная лепка в детском саду», Москва 2007. А. Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников», Москва 2008. И. Л. Арцишевская «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду», Книголюб 2004. Е. А. Алябьева «Занятия по психогимнастике с дошкольниками», Москва 2009. Л. В. Пасечник «Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте», Москва 2007. С. Г. Королева «Развитие творческих способностей детей 5- 7 лет», Волгоград 2008. А. С. Галанов «Игры, которые лечат( для детей от 3 до 5 лет) », Москва 2008. А. С. Галанов «Игры, которые лечат( для детей от 1 года до 3 лет) », Москва 2007. Тематический план Занятий программы «Чудеса из теста» Во 2 младшей группе детского сада № Название занятия Задачи Содержание Кол- во занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Вводное занятие. Диагностика. Вот такое тесто. Печенье. Овощи и грибы. Солнышко лучистое. Фрукты. Новогодние шары и звезды. Новогодняя елка. Снеговик. Сова и воробей. Тисненые панно. Бусы. Черепаха с маленькой черепашкой. Пасхальное яйцо. Подставки под яйца. Фантазийное дерево. ( Коллектив- ная работа) Итоговая диагностика Дать представление детям о предстоящей работе. Познакомить с изделиями из соленого теста. Познакомить дошкольников с правилами работы с тестом. Знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Определение уровня умений у детей по работе с пластичными материалами в начале года. Продолжать знакомить детей с соленым тестом. Научить различать его ладонями, пальцами обеих рук. Учить находить в куске теста различные предметы. Снятие эмоционального напряжения. Установление эмоционально- положительного контакта с детьми. Развитие восприятия формы, цвета, величины. Развитие внимания и воображения, мышления и речи детей. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей с помощью формочек вырезать разнообразные фигуры из теста и украшать печенье природными материалами. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить из теста овощи и грибы, скатывая шарики, столбики и придавая изделию нужную форму. Снятие эмоционального напряжения. Повышение позитивного настроения детей. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Продолжать учить детей раскатывать шарики и сплющивать их ладонью. Учить лепить из валиков лучики. Наносить стекой узор на изделие и раскрашивать готовое солнышко. Развитие мышление, речи, внимания, восприятия, воображения. Повышение общего уровня позитивного поведения детей. Развитие мелкой и общей моторики. Учить детей лепить из соленого теста различные фрукты, придавая им характерную форму. Снятие психоэмоционального напряжения. Обучение взаимодействию в группе. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей с помощью трафаретов и бросового материала изготавливать из соленого теста звезды, раскатывать шары. Раскрашивать и украшать готовые изделия. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Снятие эмоционального напряжения. Формирование навыков социального поведения. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей с помощью формочек вырезать из раскатанного пласта соленого теста елку и украшать ее мелкими разноцветными деталями. Снятие эмоционального напряжения. Развитие позитивных эмоций. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить снеговика из соленого теста, состоящего из нескольких частей, украшать его природными материалами и делая узоры с помощью стеки. Формирование чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам. Снятие эмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить из соленого теста птиц, изображая характерные признаки, с помощью стеки и природных материалов. Установление эмоционально- положительного контакта с детьми. Снятие эмоционального напряжения. Обучение взаимодействию в группе. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить формировать из теста квадратные и круглые пластины и делать на них отпечатки рук, веточек, листьев. Раскрашивать готовые изделия. Установление эмоционально- позитивного контакта с детьми. Снятие эмоционального напряжения. Формирование навыков социального поведения. Расширение поведенческого репертуара и навыков общения. Закрепление представлений об основных цветах, величине, геометрических формах и фактуре материалов. Развитие мышления, внимания, воображения и речи. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить бусинки разной формы( мелкие и крупные шарики, квадратики, спиральки, улиточки) . Учить красиво и аккуратно раскрашивать готовые изделия. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Закрепление представлений об основных цветах, величине и фактуре материалов. Уточнение представлений о геометрических формах. Развитие фразовой речи. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей лепить из соленого теста черепаху, состоящую из нескольких частей. Изображать на ней стекой характерные признаки. Раскрашивать готовое изделие. Формирование умений понимать и сравнивать собственные эмоциональные состояния, определять их характер( приятно- неприятно, радостно, страшно) . Снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов. Развитие мелкой и общей моторики. Учить детей лепить предметы заданной формы. Украшать подставки под пасхальные яйца более мелкими деталями, вылепленными из соленого теста. Аккуратно и красиво раскрашивать готовые изделия. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Снятие эмоционального напряжения. Формирование умений различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер. Закрепление представлений об основных цветах, геометрических формах, величине предметов. Развитие мышления, речи, внимания, воображения дошкольников. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей лепить дерево из соленого теста, изображая характерные признаки. Побуждать детей проявлять фантазию для изготовления необычного дерева. Установление эмоционально- позитивного контакта с детьми. Обучение взаимодействию в группе. Формирование навыков социального поведения. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Определение уровня умений у детей по работе с пластичными материалами в конце года. Приветствие. Беседа с детьми о лепке из соленого теста. Физкультминутка « Если нравится тебе, то делай так…» Беседа о правилах работы с соленым тестом. Упражнение на расслабление. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. Приветствие. Упражнение «Знакомство». Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Работа с соленым тестом. Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так…» Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Пальчик. гимнастика «Семья». Изготовление печенья из соленого теста. Физкультминутка «К бабушке Забавушке». Релаксаци Приветствие. Игра «Что это? Где растет? ». Упражнение «Я люблю больше всего…». Пальчик. гимнаст. «Семья». Лепка овощей и грибов из соленого теста. Физкультминутка «К бабушке Забавушке». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Отгадай о ком я говорю». Пальчик. гимнаст. «Здравствуй». Изготовление солнышка из соленого теста. Физкультминутка «Ладушки». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Игра «Волшебный сундучок». Пальчик. гимнаст. «Здравствуй». Лепка из соленого теста фруктов. Физкультминут ка «Ладушки». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Загадки. Упражнение «Что бывает на празднике Новый год». Пальчик. гимнаст. «Наш малыш». Изготовление новогодних игрушек из соленого теста. Физкультминутка «Танец в кругу». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Речедвигательная игра. Пальчик. гимнаст. «Стул». Изготовление новогодней елки из соленого теста. Физкультминутка «На елку». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Пальчик. гимнаст. «Стул». Лепка снеговиков из соленого теста. Физкультминутка «На елку». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Кто это? Где живет». Упражнение «Кто улетел». Пальчик. гимнаст. «Стол». Лепка птиц из соленого теста. Физкультминутка «На елку». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Что это? » Упражнение «Что бывает такого цвета? » Пальчик. гимнаст. «Очки». Изготовление тесненных панно из соленого теста. Физкультминутка «Колпачок- колпачок». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. «В чем отличие? ». Пальчик гимнаст. «Шарик». Изготовление бус из соленого теста. Физкультминутка «Карусели». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Назови кого увидел». Пальчик. гимнаст. «Шарик». Лепка черепашек из соленого теста. Физкультминутка «Карусели». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Обобщающие понятия». Упражнение «Один- много». Пальчик. гимнаст. «Наш малыш». Изготовление пасхальных поделок из соленого теста. Физкультминутка «Матрешки». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Какое дерево? » Пальчик. гимнаст. «Скворечник». Изготовление фантазийного дерева из соленого теста. Физкультминутка «Путешествие в лес». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. 1 2 2 2 3 2 3 4 1 1 2 4 3 2 5 3 2 Тематический план Занятий программы «Чудеса из теста» В средней группе детского сада № Название занятия Задачи Содержание Кол- во заня- тий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Вводное занятие. Диагностика. Солнышко лучистое. Витой и плетеный венок. Мышка –норушка. Цветы- сердечки. Звезды и кометы. Тисненые панно. Новогодние игрушки. Новогодняя Елка. Медальоны Украшения- подвески. Фоторамки. Корзина с фруктами. Маски. Картины из теста. Итоговая диагностика. Дать представление детям о предстоящей работе. Познакомить дошкольников с историей лепки из соленого теста. Познакомить с правилами работы с тестом. Знакомство с участниками группы. Установление первичных взаимоотношений в группе. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Определение уровня умений у детей по работе с пластичными материалами в начале года. Учить детей раскатывать шарики из теста и сплющивать их ладонями. Учить лепить из валиков лучики и формировать солнце, с помощью стеки наносить узор на изделие. Учить раскрашивать готовое изделие. Снижение психомышечного напряжения. Создание положительного настроения. Развитие мышления, восприятия, воображения. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей плести венок из соленого теста, состоящий из 2- 3 раскатанных колбасок. Снятие эмоционального напряжения. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Развитие воображения, восприятия, внимания. Укрепление мышц рук, нормализация мышечного тонуса. Учить детей лепить животных из соленого теста на основе конусообразной или яйцевидной формы. Показать способы создания выразительного образа. Учить раскрашивать готовое изделие. Снятие эмоционального напряжения. Повышение чувства уверенности в себе. Обучение взаимодействию в группе. Развитие восприятия формы, цвета, величины. Развитие воображения, внимания и сосредоточенности. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить рельефные картины в подарок близким людям. Учить лепить сердечки разными способами: моделировать пальцами рук, вырезать формочкой. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Развитие познавательных процессов. Развитие навыков позитивной коммуникации. Укрепление мышц рук нормализация мышечного тонуса. Продолжать освоение рельефной техники. Инициировать самостоятельный поиск средств и приемов изображения. Развивать чувство формы и композиции. Закрепление представлений о геометрических формах. Повышение чувства уверенности в себе. Снятие психоэмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей формировать из теста квадратные и круглые пластины и делать на них отпечатки рук, листьев и веточек. Продолжать учить раскрашивать готовые изделия. Формирование умений различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер. Снятие эмоционального напряжения. Развитие восприятия формы, цвета и величины. Развитие воображения и внимания. Укрепление мышц рук, нормализация мышечного тонуса. Учить детей изготавливать из соленого теста новогодние игрушки разных форм и размеров, используя для украшения бросовый материал, стеки. Учить делать на игрушках петельки из проволоки. Раскрашивать готовые изделия. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Нормализация самооценки и формирование позитивного образа «Я». Обучение взаимодействию в группе. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей с помощью формочек вырезать елку из раскатанного пласта соленого теста, делая характерные узоры стекой и украшать ее бросовым материалом и налепами из теста. Раскрашивать готовое изделие. Установление эмоционально- позитивного контакта с детьми. Формирование навыков социального поведения. Формирование умений сравнивать и различать эмоциональные состояния, определять их характер( приятно- неприятно, страшно, радостно, удивительно, печально) . Развитие внимания и воображения. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей изготавливать медальоны из соленого теста, делая на них узоры, с помощью стеки, подручных материалов и мелких деталей( цветов, лепестков и тд. ) из теста. Развитие навыков позитивной коммуникации. Снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей изготавливать фоторамки различных размеров и формы, украшать изделия более мелкими деталями из соленого теста( цветы, фигурки животных) . Продолжать учить аккуратно раскрашивать готовые изделия. Закрепление представлений о геометрических формах и оттеночных цветах. Снятие эмоционального напряжения. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Учить детей изготавливать корзины из соленого теста. Показать детям различные приемы лепки корзины. Продолжать учить дошкольников лепить различные фрукты и заполнять ими корзину. Раскрашивать готовое изделие. Нормализация самооценки и формирование позитивного образа «Я». Повышение чувства уверенности в себе. Обучение взаимодействию в группе. Снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей изготавливать маски из соленого теста, изображающие различные эмоции. Раскрашивать готовые изделия разнообразными цветами и узорами. Закреплять представления об основных цветах, величине и фактуре материалов. Развивать мышление, внимание, воображение. Формировать умение понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации. Снятие эмоционального напряжения. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей придумывать содержание картины. Учить лепить отдельные тематические элементы, используя стеки и подручные материалы. Аккуратно раскрашивать готовые изделия. Снятие психоэмоционального напряжения. Повышение чувства уверенности в себе. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук и нормализация мышечного тонуса. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Оп ределение у детей уровня умений по лепке из соленого теста в конце года. Вводная беседа. Упражнение «Знакомство». Дыхание по технологии БОС. Рассказ об истории лепки из соленого теста. Физкультминутка «Зарядка». Беседа по охране труда. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. Приветствие. Психогимнастика с элементами самомассажа. Дыхание по технологии БОС. Интеллектуальная зарядка. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй». Лепка из соленого теста солнышка. Физкультминутка «Дождь и солнце». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Настроение». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Семья». Лепка из теста плетеного и витого венка. Физкультминутка «Зайчики». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Дыхание технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Мышка». Изготовление мышки из соленого теста. Физкультминутка «Лесные жители». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Расскажи о …» Дыхание по Сметанкину. Пальчик. гимнаст. «Семья». Лепка из соленого теста цветов- сердечек. Физкультминутка «У бабушки- забавушки». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная зарядка. Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Очки». Изготовление из соленого теста звезд и комет. Физкультминутка «Морское путешествие». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Эмоции». Дыхание по Сметанкину. Пальчик. гимнаст. «Шалун». Изготовление тесненных панно из соленого теста. Физкультминутка «У оленя дом большой». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Дыхание по технологии БОС. Упражнение «Настроение». Пальчик. гимнаст. «Пальчики здороваются». Лепка новогодних игрушек. Физкультминутка «Заводные игрушки». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Дыхание по Сметанкину. Пальчик. гимнаст. «Цепочка». Изготовление новогодних ёлок из соленого теста. Физкультминутка «На елку». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Настроение». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Шарик». Изготовление подвесок из соленого теста. Физкультминутка «Матрешки». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Ласковое слово и прикосновение». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Грабли». Изготовление фоторамок из соленого теста. Физкультминутка «Танец в кругу». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Сказочная шкатулка». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Пальчики здороваются». Изготовление корзины с фруктами из соленого теста. Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай так…» Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Наши страхи и эмоции». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Колечки». Изготовление масок из соленого теста. Физкультминутка «Как живешь? ». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Настроение». Дыхание по Сметанкину. Интеллектуальная разминка. Пальчик. гимнаст. «Бабочка». Изготовление картин из соленого теста. Физкультминутка «Летняя». Релаксация. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. 1 2 2 2 2 1 1 4 4 2 2 4 5 5 3 2 Тематический план Занятий программы «Чудеса из теста» В старшей группе детского сада № Название занятия Задачи Содержание Кол- во занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Вводное занятие. Диагностика. Плетеный венок. Листики- листочки. Цветы. Венок с цветами. Фрукты и вощи. Венок с фруктами. Новогодние игрушки. Кулоны и подвески. Подсвечники. Колокольчики. Именинный торт. Брошки с застежкой. Маски с узорами. Картины из теста. Итоговая диагностика. Дать представление детям о предстоящей работе. Познакомить с историей лепки из соленого теста. Познакомить с правилами работы с тестом. Знакомство с участниками группы, установление первичных взаимоотношений в группе. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Определение уровня умений у детей по работе с пластичными материалами в начале года. Учить детей плести венок из соленого теста, состоящий из 2- 3 раскатанных колбасок. Снижение психомышечного напряжение. Развитие внимания и наблюдательности, воображения и сосредоточенности. Развитие мелкой моторики. Создание положительного настроения. Учить детей изготавливать листочки из соленого теста различных размеров и формы, используя стеки и подручные материалы. Установление эмоционального контакта с детьми. Снятие эмоционального напряжения. Развитие внимания, воображения, наблюдательности. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить цветы из соленого теста различной формы, используя стеки. Учить раскрашивать готовые изделия красками. Создание положительного настроения. Снятие эмоционального напряжения. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей использовать полученные знания и навыки создавать композицию из соленого теста. Учить раскрашивать готовое изделие. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Установление эмоционально- позитивного контакта. Развитие познавательных процессов. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить различные фрукты и овощи, изображая их характерные особенности. Продолжать учить раскрашивать готовые изделия. Снижение психомышечного напряжения. Развитие положительных эмоций. Развитие воображения, внимания, сосредоточенности. Развитие мелкой моторики. Учить детей использовать полученные знания и навыки и создавать сложные композиции из соленого теста. Снятие эмоционального напряжения. Обучение взаимодействию в группе. Повышение чувства уверенности в себе. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить разных животных из соленого теста, изображая характерные особенности. Учить детей изготавливать поделки из соленого теста, которые можно куда- либо подвесить, в том числе и новогодние игрушки, используя формочки для теста и подручный материал. Продолжать учить детей раскрашивать готовые изделия. Установление эмоционально- позитивного контакта с детьми. Формирование умений понимать собственные эмоциональные состояния, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику и жесты, выразительные движения и интонации. Развитие общей и мелкой моторики. Учить детей лепить из теста красивые подсвечники различной формы. Продолжать учить украшать изделия, используя разнообразные материалы: стеки, предметы быта, природный материал и тд. Формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций. Обогащение словаря детей совами- названиями основных эмоций, геометрических форм, прилагательными основных и оттеночных цветов, величины изображений, фактуры материалов. Укрепление мышц рук. Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Раскрашивать готовые изделия. Повышение общего уровня эмоциональных переживаний детей. Снятие эмоционального напряжения. Развитие внимания, сосредоточенности и воображения. Развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве. Развитие умения взаимодействовать со сверстниками. Учить детей изготавливать красивые торты и пироги, используя стеки, предметы быта и природный материал. Продолжать учить аккуратно раскрашивать готовые изделия. Формирование навыков позитивной коммуникации. Формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций. Развитие познавательных процессов. Укрепление мышц рук, нормализация мышечного тонуса. Учить детей изготавливать подарки для мам, бабушек, сестренок в виде красивой брошки с застежкой из соленого теста. Продолжать учить пользоваться стеками, бытовыми предметами, подручным материалом. Установление контакта. Создание положительного настроения. Снижение психомышечного напряжения. Развитие воображения и внимания, а так же восприятия формы, цвета, величины. Развитие общей и мелкой моторики, глазомера. Учить детей изготавливать различные маски, изображающие эмоции человека. Раскрашивать готовые изделия. Формирование умений различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер. Формирование умения понимать собственные эмоциональные состояния, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации. Повышение чувства уверенности в себе. Обучение взаимодействию в группе. Учить детей придумывать содержание картины. Учить лепить отдельные тематические элементы. Раскрашивать готовые изделия. Снятие эмоционального напряжения. Создание положительного настроения. Развитие воображения, внимания, мышления и восприятия. Развитие мышечного контроля, ориентации в пространстве. Диагностика эмоционально- волевой сферы дошкольников. Определение уровня умений у детей по работе с пластичными материалами в конце года. Вводная беседа. Упражнение «Знакомство». Дыхание по технологии БОС. Рассказ об истории возникновения лепки из соленого теста. Физкультминутка «Веселые хлопушки». Беседа по охране труда. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. Приветствие. Психогимнастика. Дыхание по технологии БОС. Пальчиковая гимнастика «Пальчики». Лепка плетеного венка. Физкультминутка «Мы играем». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Психогимнастика. Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Стол- стул». Лепка из теста листочков. Физкультминутка «Листочки». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная зарядка. Дыхание по Сметанкину. Пальчиковая гимнастика «Семья». Создание цветов из теста. Физкультминутка «Жук и цветы». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Настроение». Дыхание по Сметанкину. Пальчик. гимнас. «Осы». Изготовление композиции из теста «Венок с цветами». Физкультминутка «Любопытная Варвара». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная зарядка. Дыхание по технологии БОС, Пальчик. гимнаст. «Здравствуй». Изготовление овощей и фруктов. Физкультминутка «Колючий ежик». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Доброе слово» Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Комарик». Изготовление композиций из теста «Венок с фруктами». Физкультминутка «Ехали- ехали». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Эмоции». Дыхание по Сметанкину. Упражнение «Настроение». Изготовление новогодних игрушек, подвесок и кулонов из соленого теста. Физкультминутка «Дует, дует ветер». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Встреча с другом». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Краб». Изготовление подсвечников. Физкультминутка «Вот так бабушка прядет». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Шарик». Изготовление колокольчиков из соленого теста. Физкультминутка «К бабушке- Забавушке». Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Праздник дружбы». Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст. «Зайчик». Изготовление запланированного изделия из соленого теста. Физкультминутка «Танец в кругу». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная зарядка. Дыхание по технологии БОС. Пальчик. гимнаст «Очки». Изготовление брошек из теста. Физкультминутка «Мартышки». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Приветствие. Упражнение «Эмоции». Дыхание по Сметанкину. Физкультминутка «У оленя дом большой». Пальчик. гимнаст «Зайка и баран». Изготовление масок из теста. Релаксация. Итог занятия. Приветствие. Интеллектуальная разминка. Дыхание по технологии БОС. Пальчиковая гимнастика «Шалун». Изготовление картин из соленого теста. Физкультминутка «Лесные жители». Упражнение на расслабление. Итог занятия. Заполнение диагностических таблиц. 1 2 1 1 3 2 3 2 4 4 4 2 3 5 3 2 Диагностическая карта «Оценка умений по лепке из пластичных материалов» Ф. И. ребенка_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ возраст_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Дата проведения_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 1 Испытывает интерес к лепке_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2 Умеет использовать разнообразные приемы лепки: - скатывание; - раскатывание; - сплющивание; - соединение; - вдавливание пальцем углубления; - прищепывание краев формы кончиками пальцев. 3 Раскатывает комочки прямыми и круговыми движениями_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 4 Сплющивает шар, сжимая его ладонями обеих рук_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5 Умеет аккуратно пользоваться пластичным материалом, не пачкая стол, одежду, лепить на дощечке_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _