a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей

Опубликовано: 2016-01-18 10:04:01

Документы для скачивания

Обогащаем словарь детей. Значение развития словаря. Старший дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, ведь от того насколько подготовленным малыш придет в первый класс, зависит его дальнейшее обучение. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле- , радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи. Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Речь открывает доступ ребёнку ко всем достижениям человеческой культуры. С развитием речи у ребёнка тесно связано формирование как личности в целом, так и основных психических процессов. Особенности словаря у детей с речевыми нарушениями. Словарь детей с нарушениями речи имеет ряд особенностей. Во- первых, словарь ограничен в количестве. В о- вторых, имеющийся запас слов в пассивном словаре( те слова и выражения, которые ребенок понимает) медленно переходит в активный( слова и выражения, которые ребенок активно использует в речи) . Дети затрудняются назвать по картинкам целый ряд слов, не знают названия многих частей предмета, дети заменяют их названием самого предмета( стена – « дом ») или действия( кузов – «песок возят») , зачастую части предметов заменяют названиями частей тела( воротник – «горлышко»; кабина – «кузов») . Т акже дет и заменяют слова, близкие по ситуации и внешним признакам( пишет – «раскрашивает») . В словаре мало обобщающих понятий( машина, трамвай, поезд, самолет – это…- транспорт) . В речи детей практически нет антонимов( слова противоположные по значению: холод- жара) , очень мало синонимов( слова различные по звучанию, но близкие по значению: холод – стужа) . Так, характеризуя величину предмета, дети используют только два понятия: большой и маленький, которыми заменяют слова длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Как развить словарь ребенка? Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям: Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики( названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др. ) . Уточнение словаря предполагает углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира. Активизация словаря. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться. Устранение из речи детей нелитературных слов- ( диалектные, просторечные, жаргонные) . Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагопо лучной языковой среды. Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас. Стимулируйте развитие словаря посредством: наблюдения( наблюдайте за каким- нибудь процессом, например, за сезонными изменениями, происходящими в природе; рассматривайте различные предмет ы и т. д. ) ; рассматривания картин, картинок; показ а фильмов; чтения художественных произведений; рассматривания игрушек; дидактических игр, словесно- логических упражнений. Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это? », «Для чего это? », «Как это устроено? », «Почему происходит так, а не иначе? » и т. д. Игры и упражнения для развития словаря. В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии с его смыслом. Упражнения с существительными. Родитель( показывает игрушечного медведя) . Назови по- разному эту игрушку. ( Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д. ) Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. ( мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля) . Назови одним словом этих двух мишек( братья, друзья, Топтыгины) . Упражнение с глаголами. Родитель. Что умеет делать кошка? ( Лакать( молоко) , лазить( по деревьям) , царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, ласкаться) . Что любит делать щенок? ( Бегать, грызть( кость) , гоняться( за кошкой) , ласкаться) . Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? ( грызёт, наслаждаетс я, рычит, радуется, торопиться) . Что делает щенок, когда его берут на руки? ( Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит) . Упражнения с прилагательными. Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая( тарелка, сковородка) , круглый( шар, мяч, стол, поднос, об руч) , круглое( зеркало, колесо) ? Какими словами можно сказать про солнышко? ( Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее) . Каким может быть ручеёк? ( Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим) . Упражнения с наречиями. Родитель. Как мчится волк за своей добычей? ( Быстро, стремительно) , Как передвигается черепаха? ( Медленно, спокойно, плавно) . Как падают листья на землю во время листопада? ( Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво) .

Оставить комментарий: