Аналитический отчёт
Документы для скачивания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРУТИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средства развития познавательной активности учащихся и создания условий для их самореализации. » учитель истории и обществознания Трубилина Светлана Николаевна Крутиха 2016 Оглавление Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года. Внеурочная деятельность по предмету Использование современных образовательных технологий Обобщение и распространение педагогического опыта Приложение. " Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, подобно оракулу Аполлона, а, будучи всего слабым смертным, укажу только правдоподобные предположения" . ( Цицерон) Я, Трубилина Светлана Николаевна, 25. 04. 1974 года рождения, получила высшее образование в Барнаульском государственном педагогическом университете в 1997 году по специальности учитель истории и социально- правовых дисциплин. В школе работаю с 1991 года, стаж- 24 года, первая квалификационная категория. Цели моей педагогической деятельности: Реализация запросов учащихся, их родителей на получение качественного исторического образования, формирование предметной и социальной компетентности учащихся. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование ценностных ориентаций учащихся. Оказание помощи учащимся в выборе своего жизненного пути, своей будущей профессии. Повышение информационно- технологической культуры и компетентности участников образовательного процесса. Основные задачи, способствующие достижению поставленных целей: Повышение своего профессионального уровня через самообразование, активное участие в методических мероприятиях Внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс Создание комфортной психологической атмосферы в среде учащихся. Сохранение активной жизненной позиции, постоянный поиск, творчество и инициативность в работе. 1. Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние три года. В моей работе наблюдается положительная динамика учебных достижений обучающихся: при 100% успеваемости качество обучения по истории и обществознанию повысилось соответственно по истории с 58% до 60% , по обществознанию с 62% до 64, 5% ( Приложение 1) Результаты ЕГЭ В последние годы многие ВУЗы историю и обществознание сделали профилирующими, что стало мотивирующим фактором для выпускников школы при сдаче ЕГЭ по обществоведческим дисциплинам. На протяжении последних четырех лет историю для сдачи ЕГЭ выбирают 43% выпускников, обществознание- 95% . Результаты выбора и сдачи ЕГЭ подтверждают успешную социальную адаптацию и профессиональное самоопределение выпускников. Внеурочная деятельность по предмету Для развития познавательной активности учащихся мною разработаны факультативны курсы «Вопросы истории» и «Человек и общество». Эти курсы дают хорошие возможности для развития интеллектуальных способностей, но с другой стороны, остро нуждаются в том, чтобы школьники, их изучающие, обладали достаточно сформированными и развитыми умениями и навыками мыслительной деятельности. Основной целью курсов по выбору является развитие политической культуры учащихся, расширение их знаний о политике, политической системе общества, формах и средствах политической деятельности. В процессе преподавания курса решаются следующие задачи: – воспитание активной гражданской позиции учащихся; – развитие самостоятельности мышления, аналитическая культура, умение работать с различными видами источников общественно- политической информации; –понимание сущности политических процессов, политической власти, структуры и функций политических институтов. В ходе преподавания этих курсов комбинирую лекционные занятия с практическими работами, на которых учащиеся работают с источниками политической информации, защищают творческие работы по социально- политической тематике. Предмет моей гордости- это созданный в 2013 году дистанционный курс по истории «История на 100 баллов». Материал данного курса разбит на основные периоды истории России с древнейших времён до начала XXI века. Каждый раздел содержит лекционный материал, подробную презентацию, а для проверки полученных знаний тест по данной теме. Я как разработчик курса могу устанавливать количество попыток для прохождения теста, могу отслеживать когда на курс заходил учащейся, с какими темами работал, какие тестовые задания вызвали затруднения. Такая форма работы очень удобна для учеников при подготовке к урокам и ЕГЭ, т. к. здесь отобран основной материал. Для меня, как преподавателя этот курс является «лакмусовой бумажкой», при помощи которой я вижу какие темы вызывают затруднения у каждого ученика, что позволяет провести своевременную коррекцию. ( Приложение 2) Использование современных образовательных технологий Я считаю, что одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является использование современных образовательных технологий. В едь в настоящее время общество предъявляет школе социальный заказ на выпускника, имеющего не просто определённый объём знаний, а творческую личность, способную находить новые способы поведения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, изменяющимся знаниям, оптимально использовать внутренние резервы, личности, не теряющуюся перед трудностями. Поэтому моя задача, как педагога состоит в поиск е новых средств работы с учащими ся, которые гарантировали бы полноценную подготовку человека к будущей жизни, так как на первое место выдвигаются не знания, и даже не интеллект, а креативность человека, его ценностные установки на саморазвитие. В нача ле каждого учебного года я провожу анкетирование среди учеников 7- 10 классов, где им было предлагается продолжить фразу: «Изучая, историю я выполняю различные задания, при этом мне …( достаточно легко, довольно трудно, очень трудно, даже не возьмусь) ». Анализируя ответы я выявила, что чаще всего ребята испытывают затруднения при выполнении следующих заданий: - н аписать письменную работу, содержащую самостоятельные размышления; - л огично и ясно рассуждать и выражать эмоционально- ценностное отношение к событию или личности; - п роанализиро вать и сторический источник; - о писать историческое событие; - с оставить сложный план по предложенной теме. И более успешно получается выполнять задания следующего плана: - составить схему по определенной теме; - самостоятельно составить презентацию; - скачать презентацию и убедительно объяснить материал; - написать реферат; - выучить и рассказать основные понятия; - составить кроссворд, используя компьютер; - пересказать параграф. Результаты этого анкетирования мне дают возможность определиться с использованием тех современных образовательных технологий, которые позволяют моим ученикам соответствовать запросам современного общества. В последние три года активно использую элементы проектной технологии, исходный лозунг которой «Всё из жизни, всё для жизни». Именно применение этой технологии позволяет ученикам сам остоятельно и охотно приобретать недостающие знания и з разных источников и использовать их для решения позн авательных и практических задач, прио бретать коммуникативные умен ия, работая в различных группах, развивать системное мышление. Но применение проектной технологии требует от меня, как учителя, большого количества времени, что очень сложно при большой загруженности. Возвращаясь к результатам анкетирования хотелось бы отметить в своей работе положительные результаты, использование кластер- технологии. К 9- 10 классам ученики в своем большинстве могут самостоятельно графически представить материал. Довольно сложно ученикам дается работа с заданиями относящимися к кейс- технологии. Но именно эта технология позволяет погрузиться в историю. В ходе работы ученики эмоционально переживают то, что чувствовали участники событий( это формирует их ценностные установки) . Способствует тому, чтобы учащиеся пришли к выводу о том, что из любой ситуации существует много выходов, и определили, от чего зависит тот или иной выход( формируется ответственность детей за выбор) . Я уверена, что необходимо продолжать работать с применением кейс- технологии. И обращаясь к своей методической теме хотелось бы уделить внимание применению на уроках истории и обществознания ИКТ. Ведь уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Они более интересны для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний. Применение ИКТ дает возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Имеется возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов( картин, рукописей, видеофрагментов) ; визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами. Но опять имеется одно но! Чтобы подготовить такой урок требуется много времени которого катастрофически не хватает по причине загруженности. 4. Обобщение и распространение педагогического опыта Являюсь членом районного методического объединения учителей истории и обществознания, постоянным членом районного жюри по проверке олимпиадных работ. С обобщением опыта своей работы выступала на методическом объединении учителей истории и обществознания по следующим темам: Личностно- ориентированный подход в обучении истории и обществознания( 2012) Использование ИКТ на уроках. Открытый урок( 2015) Постоянно участвую в профессиональных конкурсах: 2012- 2013 год Районный конкурс «Современный урок с использованием ИКТ» 2015- 2016 год Участие в муниципальном конкурсе «Учитель года 2016» Приложение 1 Процент качества знаний учащихся предмет успеваемость% качества знаний год Обществознание История 100% 100% 62% 58% 2012- 2013 Обществознание История 100% 100% 64, 5% 65% 2013- 2014 Обществознание История 100% 100% 61% 60% 2014- 2015 Приложение 2