Консультации для педагогов
Документы для скачивания
МБДОУ Д/ С№31 Консультация: «Взаимодействие взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО ». Подготовила и провела: воспитатель Авдиенко О. М. г. Зеленогорск, 2016г. Сегодня дошкольное образование находится в процессе модернизации, введения инноваций и новых требований. Каковы причины введения новых нормативных документов, в том числе стандарта дошкольного образования? Во- первых, это изменение статуса дошкольного образования как первого уровня образования. Во- вторых, стремление к личностно- ориентированному, гуман ному подходу в образовании детей, который вступает в противоречие с авторитарным подходом. В- третьих, изменился сам ребенок – он выступает как субъект детских видов деятельности. В- четвертых, ученые и практики все чаще говорят о самоценности периода детства, необходимости учета детской субкультуры. В связи с этим изменилась и м иссия дошкольного образования. Современная миссия – сох ранение уникальности и самоценно сти дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности, содействие раз витию различных форм активности, приобщения детей к жизни. Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования доверия к миру, комфортного и безопасного образа жизни. Одним из условий реализации стандарта дошкольного образования является четко выстроенный план действий по его внедрению коллективом образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования. Для нас педагогов важно изменить свое сознание! Важно взаимодействие между всеми членами коллектива, важно уважение и такт, важно, чтобы работа была в унисон, хотя бы с напарником! Проанализируем взаимодействие педагога с детьми и взрослыми до и после введения стандартов: Взаимодействие с детьми Традиционный подход. Современный подход. Субъек- объектные отношения. Стиль – авторитарный. Воспитатель организовывал деление детей на минигруппки, учебная модел ь- занятия. Навязывание игры. Субъект- субъектные отношения. Стил ь- социально- личностный. Деление на минигруппы по интересу детей, с помощью символа и т. д. , ведущая деятельность – игровая. В оспитатель включается в игру, организованную самими детьми, или наблюдает за ней со стороны. Взаимодействие с родителями. Педагог определял темы взаимоде йствия. Темы- по запросу родителей или ребенка. Родители участвуют в составлении программ, в проектной, продуктивной деятельности. Взаимодействие со специалистами. Воспитатель выполнял рекомендации, предложенные специалистами. Совместная разработка по индивидуальному маршруту развития ребенка. Взаимодействие с социумом. По плану педагогов. По запросу детей, родителей. Привычные термины и понятия: «образовательная деятельность», «виды деятельности», «взаимодействие с семьей», «охрана и укрепление физического и психического здоровья» и. т. д. , Новые понятия: «амплификация детского развития», «социальная ситуация развития», « самоценность детства», «ребенок как субъект отношений», «образовательная среда», «позитивная социализация и индивидуализация» и др. Основные понятия и их значение( ФГОС) : Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми. Зона ближайшего развития – уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и продвинутыми сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности. Индивидуализация образования – построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей Самоценность детства- понимание( рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду жизни. Основные научные подходы, лежащие в основе ФГОС дошкольного образования Культурно- исторический подход – определяет развитие ребенка как «…процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях»( Л. С. Выготский) . Деятельностный подход – рассматривает деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития ребенка. В каждом возрасте существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются( перестраиваются) психические процессы и возникают личностные новообразования( по А. Н. Леонтьеву, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу, В. В. Давыдову) Личностный подход – ……В дошкольном возрасте социальные мотивы поведения развиты еще слабо, а потому в этот возрастной период деятельность мотивируется в основном непосредственными мотивами. Исходя из этого, предлагаемая ребенку деятельность должна быть для него осмысленной, только в этом случае она будет оказывать на него развивающее воздействие( по Л. С. Выготскому, А. Н. Леонтьеву, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконину, А. В. Запорожцу) В детском саду игровая деятельность является ведущей! Инициативность и самостоятельность- это личностные качества, и они у детей формируется к концу дошкольного периода, поэтому наша задач а- создание условий для проявления личностных качеств, для этого необходимо создать предметно- пространственную среду. Особенности образовательной работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС. Новые функции взрослых состоят не в организации деятельности ребенка «сверху», а являются поддерживающими, создающими условия для проявления активности самим ребенком. Взрослые( педагоги, родители) создают предметно- пространственную среду. Взрослые предоставляют материалы. Наблюдают за поведением ребенка, фиксируют наиболее важные моменты в его поведении, характеризующие его развитие. Поддерживают инициативу, активность детей. Оказывают помощь ребенку. Поощряют в нем самостоятельность и активность. Учат на собственном примере, показывая образцы выполнения деятельности. ( Собственный пример – не предложенный образец, а необходимо рассказывать как делаешь) . Передают свой опыт. Делают вместе с ребенком. Помогают планировать день или более далекие события, а также анализировать результаты дня. Любая деятельность детей мотиви руется. Мотивация – не заинтересованность, а – побуждение к деятельности! Виды мотивов, типичные для дошкольников. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлен ием действовать как взрослый. ( Р ебенком руководит желание быть похожим на взрослого. Нередко подобное желание может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседнев ном поведении: : Ты ведь большой, а большие одеваются сами…. - побуждение к самостоятельности) . Игровые, связанные с инте ресом к самому процессу игры. ( Появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать как взрослый. Ребенок любое дело может превратить в игру. В игре нет результата) . Установление и сохранение положительных взаимоотнош ений с взрослыми и другими детьми. ( Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых – один из основных рычагов его поведения. Многие действия ребенка объясняются именно этим желанием. Похвала для всех детей: Вы все молодц ы- это ничто и ни о чем. Ребенку важно, чтобы его похвалили индивидуально, подойдя к нему и прошептав это на ушко. ) . Нравственные, выражающие отношения к другим людям и общественные – желание сделать что- то для других, принести пользу. ( Н равственные мотивы изменяются и развиваются на протяжении дошкольного детства. Младшие дошкольники могут выполнять несложные задания, чтобы доставить удовольствие другим людям, но важно, чтобы ребенок представлял себе этих людей. К концу дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм) . В условиях совместной деятельности надо предлагать варианты на выбор. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, одни из них становятся наиб олее важными, чем другие. Соподч инение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Многопозиционность педагогического общения. ( по материалам Е. Е. Кравцовой) . Позиции: « Пра- мы »- ребенок и взрослый неразделимы, она формируется с рождения ребенка до года. «На д- сверху»- взрослый да ет задание, объясняет, сообщает, руководит, контролирует. Данная позиция ограничивает активность ребенка, способность принимать решения и нести за них ответственность. Используется для привлечения внимания детей. «Под»- необходима, когда воспитатель хочет вызвать инициативные действия детей: просит детей что- то объяснить, изображает «неумейку». Дети самостоятельно справляются с деятельностью и готовы «руководить» взрослым. «На равных»- партнерская форма взаимоотношений, смена позиций «над», «под». «Независимая или отстраненная »- взрослый, находясь в одном пространстве с детьми, не учас т вует в де лах детей, увлечен чем- то своим, но готовый прийти на помощь при первой необходимости. В процессе педагогической работы поз иции общения постоянно меняются, это является необходимым условием развития ребенка.