a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие по пустыне"

Автор: Куликова Любовь Владимировна Опубликовано: 2016-01-20 03:37:50

Документы для скачивания

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие.

Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.

Уточнять и расширять представления детей о животном и растительном мире пустыни.

Формировать у детей элементарные представления о приспособлении живых организмов к среде обитания.

Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.

Способствовать развитию любознательности.

Расширять представления о явлениях, не имеющих место в собственном опыте.

Речевое развитие.

Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь

Ввести в словарь такие понятия: оазис, караван, пустыня, бархан.

Развивать умение запоминать небольшие стихи.

Физическое развитие.

Совершенствовать разнообразные виды движений при проведении физминутки.

Социально-коммуникативное развитие.

Развивать дружеские отношения и радость от совместной деятельности, знакомить с правилами поведения во время проведения опытов.

Предварительная работа:

Заучивание стихотворения «Самолёт».

Домашнее задание детям – подготовить короткие рассказы о животных пустыни.

Чтение рассказов о пустыни из книги Н.Сладкова «С севера на юг». (Издательство «Малыш», 1988).

Опыт с двумя кусочками ткани.

Материал и оборудование:

Презентация «Пустыня», ноутбук, экран.

Оборудование для опытов: фен, лампа, банка с песком; тарелочки с песком, карандаши, крышки от пластиковых бутылок для каждого ребёнка.

Сок.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутка «Весёлые путешественники»

Познавательно-исследовательская

Наблюдения за свойствами песка,  решение проблемных ситуаций при проведении опытов, экспериментирование с песком

Коммуникативная

Беседа о природе и животных пустыни,  ответы на вопросы

Музыкальная

Слушание аудиозаписи к физминутке

Восприятие художественной литературы

Чтение стихотворения

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

 

Предлагает вспомнить,  где уже побывали?

 

Дети вспоминают и называют (Крайний Север, тундра, тайга, смешанный лес, степь).

Позитивный настрой детей.

 

 

 

Предлагаю отправиться в путешествие по пустыне и ответить на вопросы

- Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена пустыня?

- А что такое пустыня? 

Слушают внимательно, отвечают на вопросы, делают вывод, что цвет пустыни - жёлтый, показывают на карте, что  пустыня от слова «пусто», «пустынно».

Поддерживают  беседу. Высказывают свою точку зрения.

 

Предлагает отправляемся в полёт.

 Раз, два, три, четыре, пять…

 Начал самолёт взлетать.

Над полями, над горами,

Над глубокими морями.

Мы быстрее ветра мчимся,

Где же с вами приземлимся?

 

Дети занимают места и вместе с воспитателем читают стихотворение.

Развивается память.

4

Говорит, что  мы приземлились с вами в самой большой пустыне Евразии – Каракумы, (рассмотреть слайд «Пустыня»). Совершим прогулку по пустыне. Посмотрите, земля в пустыне Каракумы холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы. Барханы могут перемещаться с помощью ветра. (рассмотреть слайд «Барханы»)

Слушают рассказ, рассматривают слайд.

Развитие внимания, наблюдательности

5

Проводит опыт с песком в банке: В пустыне дуют горячие ветры. (Горячий поток воздуха из фена).

 

Дети наблюдают, выдвигают различные гипотезы.

Развито воображение, обогащён словарный запас.

 

Рассказывает: -

         Лето в пустыне Каракумы очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо. А зимой в пустыне холодно, бывают даже морозы.

 - Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается, могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки.

Слушают рассказ, поддерживают беседу,

Развитие внимания, высказывают свою точку зрения

7

Предлагает рассмотреть слайды с изображением деревьев и ответить на  вопросы: - Ребята, а скажите, почему у них маленькие листья? Вспомните опыт с двумя кусочками ткани, который мы провели на прошлом занятии. (Чтобы меньше испарялось влаги).

 - Верно, таким образом, растения приспосабливаются к жаркому сухому климату.

 - Как же они обходятся без воды?

 - Оказывается у этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома, то его корни достанут до земли.

 - Зачем растению длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй).

 - В пустыне Каракумы растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (слайд).

 

 

Рассматривают слайды, отвечают на  вопросы

 

Развивается мышление, диалогическая речь

8

Предлагает послушать рассказ о верблюде, рассмотреть слайд, ответить на вопросы. - Кажется, что в пустыне не может быть животных, но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд).

 - Верблюда (иллюстрация) называют «кораблём пустыни». Почему. Как вы думаете?

 - Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. У них длинная, густая шерсть. Почему им не жарко в пустыне?

Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Рассуждают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается мышление, диалогическая речь, закрепляются знания детей о животных пустыни

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опыт с лампой. На стол ставится зажжённая лампа и детей просят поднести руку поближе к ней.

 - Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару?

 - Правильно, надо чем-то защитить руку, т.е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха.

 - Вот также  как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей.

Дети наблюдают, размышляют, выдвигают различные гипотезы

 

Вызван интерес к исследованию

10

Продолжает рассказ. Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда?

 - На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку?

Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Рассуждают

 

 

 

 

 

 

 

 

Развивается мышление, диалогическая речь, закрепляются знания детей о животных пустыни

 

 

 

11

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём ещё один эксперимент. Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша), а потом в больших ботинках на широкой подошве без каблука (крышка от пластиковой бутылки). Что вы заметили?

 - Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку.

Дети наблюдают, размышляют, выдвигают различные гипотезы

 

Вызван интерес к исследованию

 

12

Физминутка

Танец «Весёлые путешественники»

 

Выполняют танцевальные движения

Развитие музыкального слуха

13

Предлагает  отправиться в путешествие на «кораблях пустыни» и посмотреть, какие ещё животные обитают здесь (идёт показ слайдов с изображением животных пустыни и оазиса)

И послушать рассказ об оазисе. «Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и доехали до этого места, а называется он оазис. Оазис находится  в Ферганской долине, по которой протекает река Сырдарья (слайд).

В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец (слайд). В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды. Жители оазиса угощают нас соком. Сок приготовили из фруктов, которые они сами вырастили.

 

Рассматривают животных и рассказывают о них

  • Я вижу джейрана. Это длинноногая стройная газель. Кормится травами и кустарниками. Джейраны живут стадами. Стадо постоянно кочует. Воду пьют 1 раз в семь дней. К водопою приходят, когда стемнеет. А в жару лежат в тени. При опасности спасаются бегством.
  • Я вижу варана. Это самый крупный из всех ящериц. Варан – хищник, свою добычу может сбить с ног ударом хвоста. Норы себе выкапывает под корнями деревьев. Детёныши вылупляются из яиц. Они очень быстро растут.
  • А я вижу черепаху. Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.
  • Я вижу тушканчика. У него хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие,  задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.
  • Я вижу пустынного воробья. Он обитает в зарослях саксаульника и акации.
  • А я вижу песчаного удава. Он умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает его. Питается в основном ящерицами.

Угощаются соком.

 

Закреплены знания о животных пустыни.

14

Предлагает занять места в самолёте и вернуться домой.

Дети возвращаются в группу, делятся впечатлениями.

Развитие монологической речи, получение положительных эмоций.

 

Оставить комментарий: