План-конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Путешествие по пустыне"
Документы для скачивания
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие.
Познакомить детей с особенностями природных условий пустыни.
Уточнять и расширять представления детей о животном и растительном мире пустыни.
Формировать у детей элементарные представления о приспособлении живых организмов к среде обитания.
Развивать у детей умение делать выводы, устанавливать взаимосвязи в природе.
Способствовать развитию любознательности.
Расширять представления о явлениях, не имеющих место в собственном опыте.
Речевое развитие.
Развивать умение рассуждать, отвечать на вопросы, развивать диалогическую речь
Ввести в словарь такие понятия: оазис, караван, пустыня, бархан.
Развивать умение запоминать небольшие стихи.
Физическое развитие.
Совершенствовать разнообразные виды движений при проведении физминутки.
Социально-коммуникативное развитие.
Развивать дружеские отношения и радость от совместной деятельности, знакомить с правилами поведения во время проведения опытов.
Предварительная работа:
Заучивание стихотворения «Самолёт».
Домашнее задание детям – подготовить короткие рассказы о животных пустыни.
Чтение рассказов о пустыни из книги Н.Сладкова «С севера на юг». (Издательство «Малыш», 1988).
Опыт с двумя кусочками ткани.
Материал и оборудование:
Презентация «Пустыня», ноутбук, экран.
Оборудование для опытов: фен, лампа, банка с песком; тарелочки с песком, карандаши, крышки от пластиковых бутылок для каждого ребёнка.
Сок.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутка «Весёлые путешественники» |
Познавательно-исследовательская |
Наблюдения за свойствами песка, решение проблемных ситуаций при проведении опытов, экспериментирование с песком |
Коммуникативная |
Беседа о природе и животных пустыни, ответы на вопросы |
Музыкальная |
Слушание аудиозаписи к физминутке |
Восприятие художественной литературы |
Чтение стихотворения |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
Предлагает вспомнить, где уже побывали?
|
Дети вспоминают и называют (Крайний Север, тундра, тайга, смешанный лес, степь). |
Позитивный настрой детей.
|
|
Предлагаю отправиться в путешествие по пустыне и ответить на вопросы - Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена пустыня? - А что такое пустыня? |
Слушают внимательно, отвечают на вопросы, делают вывод, что цвет пустыни - жёлтый, показывают на карте, что пустыня от слова «пусто», «пустынно». |
Поддерживают беседу. Высказывают свою точку зрения. |
|
Предлагает отправляемся в полёт. Раз, два, три, четыре, пять… Начал самолёт взлетать. Над полями, над горами, Над глубокими морями. Мы быстрее ветра мчимся, Где же с вами приземлимся?
|
Дети занимают места и вместе с воспитателем читают стихотворение. |
Развивается память. |
|
4 |
Говорит, что мы приземлились с вами в самой большой пустыне Евразии – Каракумы, (рассмотреть слайд «Пустыня»). Совершим прогулку по пустыне. Посмотрите, земля в пустыне Каракумы холмистая. Холмы эти состоят из мелкого песка. Встречаются довольно часто и большие холмы, которые называются барханы. Барханы могут перемещаться с помощью ветра. (рассмотреть слайд «Барханы») |
Слушают рассказ, рассматривают слайд. |
Развитие внимания, наблюдательности |
5 |
Проводит опыт с песком в банке: В пустыне дуют горячие ветры. (Горячий поток воздуха из фена).
|
Дети наблюдают, выдвигают различные гипотезы. |
Развито воображение, обогащён словарный запас. |
Рассказывает: - Лето в пустыне Каракумы очень жаркое, не выпадает ни капли дождя. Небо безоблачно, солнце палит так сильно, что песок нагревается и в нём можно испечь яйцо. А зимой в пустыне холодно, бывают даже морозы. - Как вы думаете, могут в таком месте жить растения? Оказывается, могут. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. |
Слушают рассказ, поддерживают беседу, |
Развитие внимания, высказывают свою точку зрения |
|
7 |
Предлагает рассмотреть слайды с изображением деревьев и ответить на вопросы: - Ребята, а скажите, почему у них маленькие листья? Вспомните опыт с двумя кусочками ткани, который мы провели на прошлом занятии. (Чтобы меньше испарялось влаги). - Верно, таким образом, растения приспосабливаются к жаркому сухому климату. - Как же они обходятся без воды? - Оказывается у этих растений очень длинные корни. Если такое растение выкопать и забраться с ним на крышу пятнадцатиэтажного дома, то его корни достанут до земли. - Зачем растению длинные корни? (Доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй). - В пустыне Каракумы растут даже деревья, только они невысокие. Это саксаул и акация (слайд).
|
Рассматривают слайды, отвечают на вопросы
|
Развивается мышление, диалогическая речь |
8 |
Предлагает послушать рассказ о верблюде, рассмотреть слайд, ответить на вопросы. - Кажется, что в пустыне не может быть животных, но посмотрите, что за чудеса! Прямо на нас медленно, с высочайшим чувством собственного достоинства, движется высокое животное с большим горбом на спине. Кто же это? (Верблюд). - Верблюда (иллюстрация) называют «кораблём пустыни». Почему. Как вы думаете? - Верно, движения его такие же плавные, как у корабля на море. Это очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. У них длинная, густая шерсть. Почему им не жарко в пустыне? |
Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Рассуждают
|
Развивается мышление, диалогическая речь, закрепляются знания детей о животных пустыни
|
Опыт с лампой. На стол ставится зажжённая лампа и детей просят поднести руку поближе к ней. - Что надо сделать, чтобы не чувствовать жару? - Правильно, надо чем-то защитить руку, т.е. поставить между жаркой лампой и рукой экран, например, кусок меха. - Вот также как кусок меха защитил наши руки, длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей. |
Дети наблюдают, размышляют, выдвигают различные гипотезы
|
Вызван интерес к исследованию |
|
10 |
Продолжает рассказ. Песок такой горячий, что обжигает ноги. Чем защищены они у верблюда? - На ногах у него толстые мозоли. Как вы думаете, какими должны быть эти мозоли, чтобы верблюду было удобно ходить по песку? |
Слушают рассказ, отвечают на вопросы. Рассуждают
|
Развивается мышление, диалогическая речь, закрепляются знания детей о животных пустыни
|
11 |
Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём ещё один эксперимент. Представьте себе, что вы гуляете по песку в туфлях на каблуках (острие карандаша), а потом в больших ботинках на широкой подошве без каблука (крышка от пластиковой бутылки). Что вы заметили? - Верно, острые каблуки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда – широкие, чтобы удобно было передвигаться по песку. |
Дети наблюдают, размышляют, выдвигают различные гипотезы
|
Вызван интерес к исследованию
|
12 |
Физминутка Танец «Весёлые путешественники»
|
Выполняют танцевальные движения |
Развитие музыкального слуха |
13 |
Предлагает отправиться в путешествие на «кораблях пустыни» и посмотреть, какие ещё животные обитают здесь (идёт показ слайдов с изображением животных пустыни и оазиса) И послушать рассказ об оазисе. «Жарко в пустыне! Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вот мы с вами и доехали до этого места, а называется он оазис. Оазис находится в Ферганской долине, по которой протекает река Сырдарья (слайд). В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец (слайд). В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды. Жители оазиса угощают нас соком. Сок приготовили из фруктов, которые они сами вырастили.
|
Рассматривают животных и рассказывают о них
Угощаются соком.
|
Закреплены знания о животных пустыни. |
14 |
Предлагает занять места в самолёте и вернуться домой. |
Дети возвращаются в группу, делятся впечатлениями. |
Развитие монологической речи, получение положительных эмоций. |