Концепция развития математического образования
Документы для скачивания
КОНЦЕПЦИЯ математическог о развития дошкольников в МДОУ «Д етский сад с. Пигари » Пояснительная записка. Образовательная программа МДОУ «Д етский сад с. Пигари » основывается на принципы развивающего обучения и современных педагогических подходах, учитывающих возрастные закономерности и обеспечивающих необходимые условия психического развития дошкольников, подготовки их к успешному обучению в школе. Основным в построении образовательной программы является принцип развития. В педагогической литературе этот принцип, как правило, означает предъявление ребенку образовательных содержаний с учетом его актуальных и потенциальных возможностей к усвоению и выполнению тех или иных действий. В нашем случае принцип развития означает такую организацию образовательного пространства, которая способствует развитию познавательного интереса у дошкольников. Развитие осуществляется: во взаимодействии со взрослым: именно взрослый мотивирует ребенка, ставит перед ним задачи, помогает научиться их решать; только при активном включении ребенка в выполнение видов и форм действий, являющихся базовыми в дошкольном возрасте; в самостоятельной деятельности детей Принципы организации образовательного процесса. Для организации образовательного процесса нами была выбрана трехблочная модель, которая собирает в себе все основные известные модели, по которым работают дошкольные учреждения: учебную, комплексно- тематическую, предметно- пространственную. 1) специально организованное обучение в форме организованной образовательной деятельности; 2) совместная взросло- детская( партнерская) деятельность; 3) свободная самостоятельная деятельность детей. В первом блоке содержание организуется по «предметам», во втором – комплексно- тематически, в третьем – в соответствии с традиционными видами детской деятельности. I БЛОК. В рамках первого блока организуется обучение в форме организованной образовательной деятельности на основе авторской программы В. П. Новиковой «Математика в детском саду», а так же программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса Базовым преимуществом реализации концепции является развитие способностей, которые понимаются как универсальные действия ориентировки в окружающем мире. развитие способностей ребенка поддерживается с помощью способов и средств наглядного моделирования; гармоничное сочетание коллективного взаимодействия детей, их сотрудничества со взрослыми и индивидуальных действий; обеспечиваются индивидуальные действия каждого ребенка. Процесс обучения дошкольников строится с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Преимущественно применяются игровые приемы и средства, привлекательные для детей виды деятельности( реализуется принцип «учение с увлечением») , обеспечивается комфортное для психофизиологического состояния ребенка комбинирование произвольных и непроизвольных, статических и динамических форм. II БЛОК. Познавательно- исследовательская деятельность детей на основе ФГОС дошкольного образования, а так же системы М. Монтессори и развивающих игр Никитина и Воскобовича. В рамках второго блока организуется познавательно- исследовательская деятельность детей на основе стандартов и системы Марии Монтессори, развивающих игр Никитина и Воскобовича. Цель - помочь воспитанникам научиться самостоятельно получать знания, развить навыки исследовательской деятельности. Дети учатся: проявлять инициативу в решении практических задач; работать в проблемных, незнакомых ситуациях; применять на практике приобретенные знания и навыки; слушать мнение других; строить аргументированные высказывания; анализировать и оценивать свои действия и результаты своей работы. III БЛОК. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ: • занятия в центрах активности • произвольная игровая деятельность Деятельность направлена в первую очередь на развитие познавательных способностей и поисковых действий детей. В центрах активности помещение разделено на несколько зон, в каждой из которых находятся материалы для занятий, игр, проведения экспериментов и исследований. Реализация концепции математического развития воспит анников МДОУ «Д етский сад с. Пигари » № п/ п Срок Ответственный Возрастные группы Материально- техническое обеспечение 1. Приобретение программного обеспечения Ноябрь- декабрь 2015 г. заведующий ДОУ 2. Изготовление кубиков Никитина Ноябрь 2015 г. воспитатели Все группы 3. Приобретение игр Воскобовича В течение 2015- 2016 уч. г. Воспитатели, администрация ДОУ 2- 4 игры на группу 4. Организация предметно- пространственной развивающей среды. Оформление игрового центра «Сказочная математика» Добавлять в течени и учебного года. Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. старшая разновозрастная группа Кадровое обеспечение 1. Участие в вебинарах, дистанционных курсах по познавательному развитию дошкольников В течение 2015- 2016 уч. г. Воспитатели, администрация ДОУ Воспитатели 2. Участие в практическом семинаре «Реализация Концепции развития математического образования в ДОУ» Январь 2016 г. Заведующий ДОУ Заведующий ДОУ 3. Консультация для воспитателей «Как организовать работу по развитию математических представлений в группах ДОУ» февраль 2016 г. Заведующий ДОУ Для воспитателей ДОУ Взаимодействие с родителями 1. Консультация «Развивающие интеллектуальные игры для старших дошкольников ДОУ» ноя брь 2015 год Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. Для родителей всех возрастных групп 2. Консультация «Развивающие игры Никитина и Воскобовича » январь 2016 год Воспитатели всех возрастных групп Казакова А. В. , Негметова Г. Ж. Для родителей всех возрастных групп 3. Мастер- класс для родителей воспитанников «Математические развивающие игры для дошкольников своими руками» Март 2016 г. Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. Для родителей всех возрастных групп на родительском собрании 4. Консультация «Обучение детей старшего дошкольного возраста шашкам и шахматам» апрель 2016 год Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. Для родителей старшей разновозрастной группы Реализация концепции математического развития дошкольников 1. Организованная образовательная деятельность. В течение года. воспитатели всех групп Все группы ДОУ 2. Организация развивающих игр Воскобовича, Никитина. в течение года воспитатели всех групп Все группы ДОУ 3. Математическая викторина «Что? Где? Когда? » Ноябрь 2015 г. Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. старшая разновозрастная группа 4. Физкультурно- развлекательное мероприятие « Сказка в цифрах и фигурах ». феврал ь 2016г. Воспитатель старшей разновозрастной группы Казакова А. В. старшая разновозрастная группа 5. Игра – соревнование « Мы играем, мы считаем» Февраль 2016г воспитатели Подготовительная группа 6. Перспективное планирование развивающих игр Воскобовича, Никитина. В течени и года Специфика развивающих игр Воскобовича и Никитина. Развивающие игры Воскобовича и Никитина являются актуальными для детей от двух лет и старше. Игра может начинаться с элементарной манипуляцией элементами и заканчиваться решением сложных многоуровневых задач. Игры Воскобовича также учитывают интересы ребенка. Дети в ходе увлекательного игрового процесса совершают новые открытия и получают эмоциональное удовлетворение от выполненных задач. Важно, что дети, выполняя различные задания по методике Воскобовича и Никитина, быстро не утомляются. Ведь ребенок самостоятельно выбирает темп и нагрузку занятия, переключаясь с одного задания на другое.