Консультация для педагогов ДОУ "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"
Документы для скачивания
Активная консультация для педагогов ДОУ по теме: «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста». Цель: повышать уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросе реализации сенсорного воспитания дошкольников. Оборудование: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйц а- «киндер- сюрпризы», скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др. Ход мероприятия: 1 часть( теоретическая) – Доклад на тему: «Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать? » Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер Сенсо́рика( от лат. sensus, «восприятие») — категория, описывающая непосредственное восприятие ощущений, внешних воздействий. В физиологии сенсорика — функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей. Сенсорное развитие ребенка – это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств. Ощущения дают нам представление о разнообразных свойствах окружающей среды и помогают формировать целостные образы предметов. Так, зрительное восприятие предполагает различение объектов окружающего мира по цвету, форме, размеру. Кожное восприятие включает в себя тактильные ощущения( различение предметов по фактуре – гладкое/ шершавое, твердое/ мягкое) , осязательные ощущения( определение формы предмета на ощупь – плоское/ объемное) , температурные ощущения, барические ощущения( вес, тяжесть) . Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Уровень чувствительности к сенсорным раздражителям у всех нас существенно различается и зависит он от трех факторов: Первый фактор — это врожденные качества: абсолютный слух, повышенное обоняние генетически наследуются, равно как и возможность врожденных аномалий — слепота, глухота и т. п. Второй фактор — состояние органов чувств: на них может повлиять травма или болезнь. Третий фактор — это развитие органов чувств и восприятия, как в процессе спонтанного познания мира, так и в ходе специального обучения. Например, никто не станет сомневаться, что у человека, который с детства пробовал разнообразные блюда разных национальных кухонь, вкус будет гораздо тоньше, чем у того, кто ел только каши и макароны Что такое сенсорные эталоны? Чему же и как учить ребенка? Первая и главная задача — предоставлять ребенку самые разнообразные предметы для обследования и обращать его внимание на их свойства. Но этого недостаточно для полноценного развития восприятия. Ребенок должен научиться определять отношение выявленных или рассматриваемых свойств данного предмета к другим свойствам или предметам. Для этого существуют специальные «мерки» — именно на их освоение и должны быть направлены основные усилия. Эти мерки называют «сенсорными эталонами». «Сенсорные эталоны» представляют собой общепринятые образцы внешних свой ств пр едметов. Сенсорными эталонами мы, взрослые, владеем, совершенно о них не задумываясь. Ребенок оперирует ими с той же легкостью лишь к пяти годам. Сенсорные эталоны: Эталоны цвета – семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности. Эталоны формы – геометрические фигуры; величины – метрическая система мер. Слуховые эталоны – это звуковысотные отношения, музыкальные ноты, фонемы родного языка. Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый. Запахи – на тяжелые и легкие, сладкие, горькие, свежие и т. д. Оказание помощи детям в освоении сенсорных эталонов – это главная задача взрослых, и педагогов, и родителей. Ведь чтобы различие оказалось зафиксированным в сознании ребенка, его необходимо назвать, подчеркнуть и неоднократно напоминать о нем. Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность; готовит к реальной жизни; позитивно влияет на эстетическое чувство; является основой для развития воображения; р азвивает внимание; дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно- познавательной деятельности; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов; обеспечивает освоение навыков учебной деятельности; влияет на расширение словарного запаса ребенка; влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. в идов памяти. В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм, красок – это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – ка ртины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Перед сенсорным воспитанием стоят разные задачи: В раннем возрасте: накопление представлений о цвете, форме, величине( важно, чтобы эти представления были разнообразными) . В среднем дошкольном возрасте: формирование сенсорных эталонов; обучение детей способам обследование предметов; обучение группировке предметов по одному или нескольким признакам; развитие у детей аналитического восприятия- умения разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины. В старшем дошкольном возрасте: различение речевых звуков и различение восприятия начертания букв ( при усвоении грамоты) . Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе. Сенсорному развитию ребенка необходимо уделять внимание на протяжении всего дошкольного детства. Однажды выученные названия цветов, освоенные понятия геометрических форм без постоянной тренировки и повторения забываются. Как знакомить ребенка с признаками предметов? Лучше всего это делать по принципу «трехступенчатого урока»( Мария Монтессори) : Сначала происходит презентация нового свойства ребенку( например, взрослый называет и показывает карточку красного цвета) . Затем педагог предлагает различные задания на закрепление осваиваемого понятия( игра «Покажи такого же цвета») . Самостоятельное называние ребенком освоенного понятия( взрослый задает вопрос: «Какого цвета этот предмет? ») . Для непрерывного сенсорного развития необходимо регулярно подкреплять знания практическими наблюдениями и упражнениями. Повторять и закреплять в памяти изученное, можно и в игровой форме. Почему еще важно сенсорное развитие? Мария Монтессори считала, что сенсорное развитие тесно связано с эстетическим. Чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов и вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Наоборот, если сенсорный опыт невелик, ощущения не утончены, необходимы грубые и сильные раздражители, которые позволят получать удовлетворение от восприятия – вспомните яркие, вульгарные, кричащие цвета рекламных щитов, зашкаливающие децибелы на концертах или в кино. Мария Монтессори также отмечала связь сенсорного развития с развитием воображения. Ведь утонченные органы чувств могут выделять малозаметные свойства, детали объектов внешнего мира, которые послужат прекрасной основой для создания необычного образа. 2 часть( практическая) : «Сенсорные игрушки своими руками». Коллектив педагогов делится на подгруппы. Каждая подгруппа получает по несколько вопросов( вопросы пишутся на отдельных карточках) . Педагоги внутри каждой группы обсуждают вопросы, затем идет обмен мнениями. На подготовку ответов дается 5 минут. Вопросы первого уровня: какие игры и игрушки для развития тактильной чувствительности есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? какие игры и игрушки для развития зрительного восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? какие игры и игрушки для развития слухового восприятия есть в вашей группе, как часто вы их используете в работе? укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие вкусового восприятия? укажите «минусы» и «плюсы» игр на развитие восприятия запаха( обоняния) ? Вопросы второго уровня: в какие игры, развивающие восприятие ребенка, можно играть на улице? в какие игры и игрушки, развивающие восприятие, предпочитают играть дети в вашей группе? в своей работе вы предпочитаете использовать игрушки из магазина или «самоделки», почему? как, по вашему мнению, сенсорные игрушки и игры влияют на развитие речи детей? укажите игрушку, которая на ваш взгляд, обладает максимально развивающим восприятие ребенка потенциалом? На стол перед педагогами выкладываются следующие предметы: маленькие пластиковые бутылки, камушки, фасоль, крупные макароны, крупы – манная, рисовая, вата, пенопласт, кусочки ткани фольга, целлофановый пакет бумага разных цветов плотная и тонкая, пластмассовые яйц а- « киндерсюрпризы », скорлупа от орехов, арбузные семечки, шишки, разноцветные шерстяные нитки, пуговицы, клей, пластилин и др. Каждой группе предлагается сделать две развивающие игрушки своими руками – на это отводится 10- 15 минут, далее педагоги делают своим игрушкам презентацию( рекламу) , объясняют, как их можно использовать в работе по сенсорному воспитанию детей. Затем все педагоги высказывают мнение, какую игрушку они считают самой лучшей. Группа педагогов, выполнившая ее, забирает все остальные игрушки в качестве приза для пополнения своего уголка сенсорного развития в группах.