Развитие познавательной активности посредством развивающего дидактического и наглядного материала.
Документы для скачивания
Развитие познавательной активности посредством развивающего дидактического и наглядного материала. Подготовила: Комиссарова Е. Н. , воспитатель 2016 Познавательная активность- это готовность и стремление ребенка к усвоению знаний, приобретению опыта и различных умений. Это стремление проявлять в меру своих детских возможностей инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять к акие- то действия для достижения результата. Значение познавательной активности для дальнейшей жизни трудно переоценить. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего школьного обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, н асколько успешно ребенок научит ся общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество. Работая в группе детей среднего и старшего дошкольного возраста, я большое внимание уделяю развитию у них познавательной активности посредством развивающего дидактического и наглядного материала. Игры с предметами. В них использую как игрушки, так и реальные предметы. Играя в такие игры, дети сравнивают предметы, устанавливают их сходство и различие. Такие игры очень важны, потому что с их помощью ребенок знакомится с признаками предметов: цветом, формой, величиной, узнает свойства предметов( мягкий- жесткий, мокрый- сухой и т. д. ) В играх с предметами дети учатся устанавливать последовательность, сравнивать, классифицировать. Настольно- печатные дидактические игры – это особая категория игр, котор ая в отличие от остальных требуют от участников внимания, логического мышления, быстр оты реакции и наблюдательности. Я использую настольно- печатные дидактические игры различных видов: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы. Сначала детям предлагаю игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых( две варежки, два румяных яблока) . Далее задачу усложняю: картинки надо объединить по смыслу( найти две машины: одна – легковая, другая – грузовая) . Наконец, старшим дошкольникам предлагаю отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски. В подборе картинок по общему признаку( классификация) требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Нап ример, в игре « Во саду ли, во городе? » дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Провожу игры на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали? » дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе( слева, справ а, вверху, внизу, сбоку, впереди) , умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, об их содержании. Я предлагаю своим воспитанникам разнообразное лото: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки». Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов». В играх типа «Лабиринт», предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используем игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой- либо теме, иногда сказочной( «Айболит», «Золотой ключик») . Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение правильно считать и предвидеть результат действий. У ребят развивается познавательная активность. Распространенные настольно- печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делитс я на несколько частей, способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Для дошкольников складывание целого из частей – сложный процесс осмысления, работы воображения. В настоящее время популярны пазлы, где картинки особой техники соединения, разделены на несколько частей и имеют различное содержание( изображение сценок из мультфильмов, животных, замков) . В работе использую логические блоки Дьенеша- фигуры, отличающиеся по цвету, размеру, толщине. Из них составляются множества по различным признакам, осуществляется и х сравнение и т. д. Использую пособие Никитина «Сложи квадрат »( складываются квадраты из нескольких частей) , разнообразные строительные наборы, геометрические мозаики, наборы плоскостных геометрических фигур разного цвета, формы и размера, « Танграм ». Все эти пособия многофункцион альны, дают возможность организации проблемных заданий и множес тво вариантов для моделирования и в процессе организованной образовательной деятельности, и в совместной деятельности в режимных моментах, и в самостоятельной деятельности детей в развивающей среде. При ознакомлении детей с природой в играх использую природный материал( семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты, что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое? », «Что сначала, что потом» и др угие. Особое место в работе с детьми занимает исполь зование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение мнемотехникой строится от пр остого к сложному. Н ачинаю работу с простейших мнемоквадр атов, последовательно перехожу к мнемодорожкам, и позже- к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы- это графическо е или частично графическое изоб ражение персонажей сказки, явлений пр ироды, некоторых действий. Главное наглядную схему изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей среднего дошкольного возраста предлагаю цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпле нок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая, ягодка – красная. Персонажи «спрятаны» в графическом изображении. Наприме р: лиса – состоит из геометриче ск их фигур( треугольника и круга) , м едведь – большой коричневый круг и т. д. Для дет ей старшего возраста предлагаю схемы в одном цвете. С хемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: - строение рассказа, - последовательность рассказа, - лексико- грамматическую наполняемость рассказа. Работа на занятиях по мнемо таблицам состоит из трех этапов: 1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап: Осуществляется перекодирование информ ации, т. е. преобразование из аб страктных символов в образы. 3 этап: После перекодирования осуществляется пе ресказ сказки или рассказа по за данной теме. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обу чения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи; перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных симво- лов в образы; развитие мелкой моторики рук при части чном или полном графическом вос произведении. Мнемотаблицы использую: для обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихотворений. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использо вание опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этапы работы над стихотворением: 1. Выразительно читаю стихотворение. 2. Сообщаю, что это стихотворение дети буду т учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу. 3. Задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль. 4. Выясняю, какие сл ова непонятны ребенку, объясняю их значение в доступной для ребенка форме. 5. Читаю отдельно каждую строчку ст ихотворения. Ребенок повторя ет ее с опорой на мнемотаблицу. 6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Далее идёт заучивание стихотворения по мнемота блице, что помогает детям запом нить логическую последовательность символов, помога ет освоить элементы расска зывания. Практика показывает, что большинство детей заучивают стихотворение наизусть, пока таким образом «рисуют» его в па мяти. Постепенно память дошколь ников укрепляется, становится более «цепкой», их образное мышление развивается, они запоминают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее. Использование мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запо минания и усвоения текстов, фор мирует приемы работы с памятью, потому что п ри таком виде деятельности вклю чаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова. С помощью мнемотаблиц, с хем- моделей удаётся достичь сле дующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные исто- рии; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться пе- ред аудиторией. Таким образом, развивающий дидактический и наглядный материал даёт возможность в интересной игровой форме развивать у дошкольников познавательную активность.