Познавательно-творческий проект «Здравствуй, Зима-красавица!» для детей подготовительной группы «Малышок»
Познавательно-творческий проект«Здравствуй, Зима-красавица!»для детей подготовительной группы «Малышок»
Продолжительность проекта: с 01.12.2015г. по 01.01.2016г
Тип проекта: познавательно- творческий, игровой
Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Актуальность: актуальность проекта заключается в том, чтобы научить детей видеть красоту окружающего мира и совершенствовать технические стороны изобразительной деятельности. Научить детей раскрывать свои музыкально-творческие способности. Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.
Цель проекта.
• расширение представлений о зимних природных явлениях, научить отражать в работах характерные особенности зимы.
• сформировать в сознании детей знания целостной картины мира о зиме, зимних явлениях, зимних развлечений через интеграцию образовательных областей
Задачи проекта:
• Расширять формы работы с семьей.
• Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы.
• Развивать художественный вкус, поисковую деятельность детей, способность к определению задач на основе поставленной проблемы, умение планировать этапы своих действий и аргументировать свой выбор, способность к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества, изобразительной деятельности
• Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
• Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Задачи для детей:
• Расширять представления детей о характерных особенностях зимней поры.
• Знакомство со свойствами снега, воды в твердом и жидком состоянии.
• Развивать умение отражать в своих работах признаки зимы, используя разные материалы.
• Способствовать развитию общих речевых навыков, интонационной выразительности, мелкой моторики пальцев, расширению словаря.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
• Воспитывать чувства отзывчивости и доброты, желание прийти на помощь.
Задачи для родителей:
• Создать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка.
• Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задача для педагога:
• Развивать профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемые результаты по проекту:
• приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом
• повышение познавательной активности;
• усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
• формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.
. Формы реализации проекта:
- НОД.
- Беседы.
- Наблюдения.
- Досуговая деятельность.
- Игровая деятельность.
- Исследовательская деятельность.
- Продуктивная деятельность детей.
- Чтение художественной литературы.
Этапы реализации проекта:
Первый этап – подготовительный:
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Разработка и накопление методических материалов.
- Создание развивающей среды.
- Подбор художественной литературы по теме.
- Разработка мероприятий.
Второй этап – основной (практический):
• Проведение бесед
• Чтение
• Пальчиковая гимнастика.
• Физкультминутки:
• Словесные игры:
• Дидактические игры
• Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.
• Беседы-рассуждения:
• Беседы и свободное общение:
• Художественный труд и детская дизайн деятельность
• Развлечения,
• Подвижные игры, народные хороводные игры
• Сюжетно- ролевые игры:
Работа с родителями
«Суперстоловая для птиц". Изготовление кормушек для птиц. Изготовление поделок на конкурс «Новогодние чудеса». Оформление прогулочного участка на улице. Оформление папки-передвижки для родителей «Безопасное поведение детей в зимнее время года», « Прогулки зимой», «Зимние травмы», «Гололед», «Зимний рацион питания для детей».
Третий этап заключительный:
- Обработка результатов по реализации проекта.
- Конкурс гирлянд «Лучшее новогоднее украшение»
- Выставка рисунков «Зимушка-зима», аппликаций и поделок.
- Новогодний утренник «Золушка»
Перспективное планирование работы по проекту
Художественно-продуктивная деятельность
- Творческая мастерская: Вырезывание снежинок,
- Оформление макета «Зима»,
- Вернисаж: «Зимушка-зима»,
- Рисование: «Деревья в инее», «Снежинки-балеринки»,
- Аппликации «Снегирь и синичка», «Снеговик», «Дед Мороз».
Музыкальное развитие
Песни «Елочка», «Русская зима»
Новогодний утренник «Золушка»
Познавательно-тематические занятия
- Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов
Чтение:
- В. Бианки «Лес зимой», В. Архангельский «Летят пушистые снежинки»,
- Русские народные сказки: «Зимовье зверей».
- Литературные сказки: «Морозко», «Двенадцать месяцев»,
- Зарубежные сказки: «Снежная королева»,
- Стихи, загадки, пословицы о зиме.
- Беседы-рассуждения: «Пришел мороз – береги ухо и нос
Свободное общение:
- «Как звери к зиме готовятся».
Наблюдения, опыты и эксперименты.
Наблюдения
Д/и “Какой?”
Художественное слово. Г. Ладонщиков
Белым снегом все покрыло: И деревья и дома, Свищет ветер легкокрылый: Здравствуй, зимушка-зима!
Опыт. Зачерпнуть белым блюдцем свежевыпавший снег, поставить блюдце в теплое место. Что произошло со снегом? (Растает, на дне блюдца образуется лужица грязной воды. Значит, снег был грязный.) Предложить детям подумать, что “пачкает” свежевыпавший снег? Почему после снегопада легко дышится? (К летящим снежинкам прилипают пылинки и другие грязные частички из воздуха. В результате воздух очищается, а снег загрязняется.)
Полюбоваться, как блестит снег в солнечную погоду при ярком свете. Подвести к выводу, что он блестит в солнечную погоду, в пасмурный день не блестит.
Рассмотреть на свежевыпавшем снегу следы (птичьи, собачьи, кошачьи, детские и т. д.)
Познакомить детей с понятием оттепели, выявить свойства снега во время оттепели: липкий, мокрый, тяжелый, влажный.
Подумать и провести опыт. Один ребенок лепит снежок в варежках, другой – голыми руками. Кто вылепит снежок быстрее? Почему?
Наст – ледяная корка на снегу. Появляется после оттепели. Под его тяжестью ломаются ветки деревьев.
Птицы, спящие под сугробами, ранятся, разбивая крепкую корку льда.
Рассматривание снежинок на рукаве и в лупу в теплую и морозную погоду. Рассказать, что все снежинки разные. Предложить детям зарисовать их, вернувшись с прогулки.
Народные приметы:
“Если ночью был иней, днем снег не выпадет”,
“Иней на деревьях – к морозу, туман – к оттепели”.
Проверить, верны ли приметы.
Если после оттепели ударит мороз, то на дорогах образуется тонкая ледяная корочка – гололед (голый лед – работа со словом). При гололеде очень скользкая дорога и трудно ходить.
Рассмотреть лед на луже. Какой он? (холодный, прозрачный, твердый, крепкий, хрупкий, скользкий).
Загадка: “Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно”
Окрасить с детьми воду гуашью разных цветов, вынести на мороз. Потом показать детям, что вода превратилась в лед (твердый, скользкий, холодный). Развесить цветные льдинки на участке, послушать, как они звенят на ветру, блестят на солнце.
Наблюдение за ветром. Какой сегодня ветер? Как его можно назвать? (ветер? ветерок? ветрище?)
Как мы узнали, что дует ветер? В какую сторону он дует?
Наблюдение за поземкой. Объяснить детям слово
(вьюга, во время которой дует низовой ветер), спросить, что делает поземка.
Наблюдение за небом.
Д/и “Какое небо?”
Спросить детей, почему мы не видим солнца? Что дальше, тучи или солнце?
Рассмотреть темное зимнее небо. Что мы на нем видим в ясную погоду?
Загадка.
Угли пылают, Совком не достать, Ночью их видно, А днем не видать. (Звезды и небо)
Примета. “Звезды ярко блещут – к морозу”.
Наблюдение за тучами.
Загадка.
Если летом мы плывем, Мы с собой дожди несем. Если мы плывем зимою, Мы снега несем с собою.
Наблюдение за облаками. Что они делают? Какие?
Словесная игра “ Угадай, на что похожи?”
Пословицы и поговорки о зиме.
- Как зима не злится, а весне покорится.
- Зима без снега — лето без хлеба.
- Год кончается, а зима начинается.
- Снегирь прилетит — о зиме известит.
- Зимой морозы, а летом грозы.
- Зима — не лето, в шубу одета.
- Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
- Два друга — мороз да вьюга.
- Зима лето пугает, да все равно тает.
- Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
- Чем крепче зима, тем скорее весна.
- Снег глубок — год хорош.
- Живет и такой год, что на день семь погод.
- Зима спросит, что твое лето приносит.
- Осень богата хлебом, а зима снегом.
- Зимний денек — воробьиный скок.
- На Новый год день прибавился на заячий скок.
- Готовь зимой телегу, а летом сани.
- Береги нос в большой мороз.
- Мороз невелик, да стоять не велит.
По повадкам животных и птиц можно предугадать погоду на короткие сроки:
- Если птицы жмутся к домам, значит быть снегу, ненастью.
- Собака свертывается и лежит калачиком – на холод.
- Собака катается на снегу – к метели.
- Кошка мордочку прячет – на мороз.
- Кошка лежит посреди комнаты, откинув хвост – к теплу.
- Если гусь или петух стоят на одной ноге – будет мороз.
- Птица хохлится к непогоде.
- Воробьи зимой чирикают – к теплой метели.
- Много паутин – к холодной зиме.
- Теплая осень – к долгой зиме.
- Лист не чисто опадает – к строгой зиме.
- Дружный отлет птиц – к ранней зиме.
- Первый снежок показался – настоящий через месяц отозвался.
Опыты
Опыт №1. Почему снег мягкий?
Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.
Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.
Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег, а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки вдвоём. В чём дело?
Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу, через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.
Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля, песок и многое другое.
Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта «Снежинка»:
Светло-пушистая Дорогой бурною
Снежинка белая, Легко проносится,
Какая чистая, Не в высь лазурную,-
Какая смелая! На землю просится…
Лежит пушистая,
Снежинка смелая,
Какая чистая,
Какая белая!
Опыт №2. Где лучики?
Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.
Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.
Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас падают. Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.
Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.
Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.
опыт №3. Почему снег греет?
Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.
Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.
Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).
Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.
Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.
Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю детям послушать стихотворение А. Фета:
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и всё немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?
Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).
Материалы. Подносы для снеговых фигурок.
Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно – на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью, а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения: шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.
Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.
Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям народную потешку:
Снег пушистый лёг на ветки,
У крыльца играют детки:
Лепят бабу под окном,
Дружно катят снежный ком.
Опыт №5. Ледяной дом.
Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые инструменты.
Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.
Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.
Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.
Опыт №6. Замерзание жидкостей.
Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.
Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока, растительного масла.
Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.
Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.
Опыт №6. Ледяной секретик
Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет, присыпать снегом и заметить это место.
Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.
Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке и падают).
Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).
Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой. Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий, гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой, рассматривают картинки.
Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не соблюдать осторожность.
Опыт №7. Откуда берётся иней?
Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь, роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А. Калинчук «Зима»:
Стоят деревья в инее –
То белые, то синие.
Столбами синеватыми
Стоят дымки над хатами.
И всё на свете в инее –
То белое, то синее.
Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.
Материал. Термос с горячей водой, тарелка.
Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом о том, как образуются осадки на земле.
Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в воду, вода в иней
Детские загадки о зиме.
Опять метели, непогода, И снова снега кутерьма. Но по душе нам время года С морозным именем: (зима).
Падают снежинки, Зазвенели льдинки. И невидимый мороз Щиплет уши, щёки, нос! - Знаю, знаю я сама! - Это к нам пришла ... ! (Зима)
Время года, время года! Когда спит кругом природа. С золотыми берегами Под пушистыми снегами. (Зима.)
С неба хлопья полетели… Шубы белые надели И дороги, и дома…. Начинается? ( зима )
Заковала лужи в лёд. Бьёт и зверя – птицу влёт. Зябнут вишенки в саду. Да не сладко коль приду. (Зима.)
Хлопнула в ладоши - Все поля в пороше. Молвила словечко - Зазвенела речка. На дома надела шапки Птицам зябко, греют лапки. (Зима.)
Скачет с Севера Царица, Золотой туман клубится. Погоняет трёх Коней, А метелицы за ней. (Зима.)
Ю. Алешин
Твёрдый снег и держит нас, Можно бегать… Крепок (наст).
Закрутил буран снега – Начинается (пурга). Пурга... и днём от тучи тёмка, И змейкой стелется (поземка).
А. Алферова
Белая волчица по дороге мчится, Воет, копошится… Спать в сугроб ложится. (Вьюга)
В холодильнике живёт. Превращает воду в лёд. Щиплет пальчики и нос Это дедушка…(мороз)!
Рисовать на окнах - мастер, Но не требует фломастер... Щиплет нам зимою нос Бодрый утренний ... (Мороз)
По земле колдун идёт, Бородой седой трясёт. Как на воду он дохнёт, Превращается вся в лёд. А когда злодей летает, Всё живое замерзает. (Мороз)
Мы бежали лыжный кросс. Кто хватает нас за нос И румянит щёки Гонит на уроки. (Мороз.)
В. Стручков
Если дома я в тепле Он рисует на стекле. Если выйду погулять Начинает приставать Щиплет щёки, щиплет нос Надоедливый (Мороз.)
Ходит Дед, трещат деревья Птицы снялись на кочевья. Звери в шубы прячут нос. Грозен Дедушка (Мороз.)
Белое покрывало, С неба упало, Всю зиму лежало, Землю укрывало, Весной солнце припекло, В реку ручейком стекло.(Снег)
Выпал с неба чистый мел - Городок наш посветлел. У зимы пока разбег Утром встал, растаял (Снег)
В. Стручков
Из дырявого Мешка Наземь падает Мука. Ладошкой сжал мучицу Получил - водицу.(Снег)
Мягкий, летучий Улёгся кучей. Дворник бородатый Гребёт лопатой.(Снег)
Белые Заплаты Падают у хаты. У берёзы, у сосны И лежат там до весны. (Снег)
Г. Таравкова
Он на улице лежит, По нему лыжня бежит. Но едва лучи пригреют, Он заплачет, потемнеет И бегут ручьи в разбег, Это тает зимний...(Снег)
Каменна страница. Всяк на ней резвится. Коньками делает следы, А страница из воды.(Лед)
На реке зимой Паркет Прочный, скользкий, гладкий. Хоть пляши на нём сто лет! Вальсы и вприсядку. Миновали холода- Подевался он куда? (Лед)
Мороз коснулся светлых вод И навёл хрустальный (лед).
Г. Таравкова
Он прозрачный и холодный, Он загадочный и плотный, А в тепле вдруг оживает, Слёзы льёт и быстро тает, Что водою слёзы льёт? Ну,конечно,это-...(Лёд.)
С. Мельников
Не стекло и не хрусталь, А блестит, как будто сталь. Занесёшь в тепло, домой. Станет сразу он водой. Холод от него идёт. Ну конечно это…( лёд)
Стихи о зиме.
Живой снежок» (Е. Тараховская)
Кто-то стукнул к нам в окно
Тихо еле, еле…
За окном темно-темно
От пурги метели.
«Кто там? - я спросить хотел
И кого вам надо?»
Вдруг снежок к нам залетел
В форточку из сада.
Оказалось, он живой,
С крыльями и головой!
Сел он к маме на плечо -
Запушённый, белый.
Догадались мы, о чём
Песенку запел он:
«Я влетел сюда не зря!
Приютите снегиря!»
*** Н. Некрасов
Не ветер бушует над бором
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Глядит - хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Идёт - по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет
В косматой его бороде…
*** (С. Есенин)
Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробушки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Чудо из чудес (В. Шипунова)
За окошком тёмным
Чудо из чудес -
Белые снежинки
Падают с небес!
Под луною полной
Зимний тихий лес
Запорошен снегом -
Весь под ним исчез.
Лучики и звёзды
В тонких паутинках - ночью новогодней
Падают снежинки.
Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)
Всё белым-бело от пуха!
Нет порядка во дворе.
Крутит вьюга-завируха
Белым снегом в декабре.
Крутит, мутит, завывает,
Стонет, охает, поёт!
Снег в сугробы навивает,
Погулять нам не даёт!
Выводы: Каждый ребенок участвовал в проекте с желанием, проявляя инициативу. У детей появились высказывания: «нужно помогать птицам в холодное время года», «нужно осторожно вести себя на катке, на горке», «зима – очень веселое время года!» Больше всего в проекте детям понравилась продуктивная и исследовательская деятельность. По окончанию проекта дети могут самостоятельно устанавливать зависимость жизни растений и животных от изменений в природе. Расширились знания детей о природе зимой. Укрепились детско – родительские отношения. Родители стали активнее принимать участие в жизни детского сада. Все с удовольствием приняли участие в Новогоднем утреннике.
Литература.
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа «От рождения до школы». Мозаика – Синтез, 2011.
- Куликовская Т. А. Забавные чистоговорки. М. : Гном – Пресс, 1999.
- Никитина А. Б. Театр, где играют дети. Москва. Владос. 2001.
- Журнал «Дошкольное воспитание» №3, 7, 10 2012г
- 8. И. А. ЛыковаПрограмма «Цветные ладошки»- Издательство: ТЦ Сфера