a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Как работать с родителями?

Опубликовано: 2016-01-25 00:45:43

Документы для скачивания

Как работать с родителями? Объединение усилий воспитателей детского сада и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого- педагогическом плане задача. Нам представляется, что принципиальные условия для ее решения заключаются в создании особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт. Основные характеристики данного типа общения одновременно являются и его этапами. На каждом из этапов можно отметить определенное соотношение и движение внутренних и внешних целей. Первый этап – трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность этого этапа определяется тем, что часто в повседневном общении с ребенком родители упускают из вида положительные черты его личности, сосредоточиваясь на негативных проявлениях. Этот эффект «забвения» может усиливаться тревожными ожиданиями в отношении поведения ребенка в детском саду. Данный этап может быть обозначен как этап «перестановки акцентов». Второй этап – трансляция родителям знаний, которые не могли быть получены ими в семье( особенности общения ребенка со сверстниками, его учебной деятельности и т. п. ) . Например, данные социометрического исследования могут оказаться неожиданными и интересными для родителей. Третий этап – ознакомление воспитателя с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатель поддерживает диалог с родителями, в котором последним принадлежит активная роль. Необходимо пояснить, что данный этап является третьим, а не первым( что, казалось, было бы логичнее) не случайно. Только после первых двух этапов у родителей на основе достигнутой доверительности возникает потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлениях индивидуальности ребенка( его вкусы, поведение, привычки) дома, причем не только о положительных сторонах, но и отрицательных. Необходимо подчеркнуть, что позиция воспитателя в таком диалоге не столько судейская, сколько партнерская( общение на равных) . Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному и определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества этапу. Четвертый этап – совместное исследование и формирование личности ребенка. Девизом данного этапа общения, может быть «Давайте узнавать вместе! ». Исследование подобного рода общения в ситуации эксперимента показывают большие возможности сплочения воспитателя и родителей на базе совместной деятельности. Содержание такой работы может быть следующим: изучение направленности и типа протекания реакции ребенка на те или иные неприятности или травмы в присутствии взрослых; изучение возможности учета ребенком точки зрения другого человека( децентрация) ; изучение особенностей чувства юмора и остроумия ребенка как показателей его интеллектуального и эстетического развития и т. п. Важнейшим результатом такого содержательного, эмоционального насыщенного, деятельностно- опосредованного общения воспитателя и родителей должна стать активная позиция родителей в воспитании ребенка, их готовность осуществлять коррекцию их собственных установок, «транслируемых» малышу. Динамика внешних и внутренних целей при организации доверительно- делового контакта такова: на первом этапе внешней целью является «перестановка акцентов», а внутренней – установление доверительных отношений с родителями. На втором этапе внешняя цель может быть обозначена как ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребенка, а внутренняя – как формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. На третьем этапе внешняя цель – дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, а внутренняя – вызвать потребность в исследовании, а также в поощрении ребенка. На четвертом этапе внешняя и внутренняя цели совпадают. Это совместное исследование личности ребенка и формирование ее на основе перестройки собственных стереотипов общения с малышом. Список используемой литературы: Корчак Я. Избранные педагогические произведения. – М. : 1979. Карпенко И. А. , Петровский В. А. Контакт между воспитателем и родителями как условие преемственности между детским садом и школой. – Липае, 1986

Оставить комментарий: