ПРОБЛЕМЫ «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ. Что с моим ребенком?
Документы для скачивания
ПРОБЛЕМЫ «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ. Что с моим ребенком? Что такое «трудный» ребенок и как это проявляется в совсем маленьком ребенке? Что заставляет волноваться родителей, беспокоиться бабушек и дедушек, а самое главное – травмирует ребенка, который только- только ступил на трудный путь учения? Характерными признаками ребенка, медленно читающего, долго думающего, со слабой памятью является его неумение сосредоточиться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо сделать и как. Если родители дадут такому ребенку задание: «Саша, возьми левой рукой чашку, которая стоит на второй полке в буфете и налей в нее чай», то сразу обнаружится, что ребенок удерживает в памяти, может ли он услышать и понять такую инструкцию, и как он ее выполнит. Нередко дети улавливают только суть( «налить чай») или начало задания( «…возьми чашку…») , детали же пропускают. А это значит – ребенок невнимателен, что и влечет за собой цепочку неуспехов и неудач: по математике – он не понимает условие задачи, т. к. не услышал весь текст задачи; по русскому языку – ошибки, пропуски букв, перестановки, недописание до конца слов, фраз и пр. И это не потому, что он «неспособный», а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкции. Он не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь, после этого в состоянии понять прочитанное. Или читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем читает вслух. У таких детей существуют разные варианты прочтения слов. Суть одна – они читают медленнее других, а это влечет за собой ряд проблем в последующем обучении. Такого ребенка отличает неспособность прослеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями. Часто у детей отмечается и недостаточное развитие моторной координации, нарушение статического равновесия, неловкость мелкой моторики пальцев рук. Иногда руки ребенка недостаточно тренированны, что вызывает сложности при работе с бумагой и клеем, ножницами. Эти особенности ребенка приводят к раздражительности, срывам в поведении, к росту его зависимости от других, к потребности в помощи. Задача, стоящая в этом плане перед родителями, заключается в том, чтобы своевременно заметить эти проблемы, найти нужные слова и примеры, которые помогут ребенку преодолеть трудности, чтобы ребенок не закомплексовал на них, чтобы он не потерял интереса к учению. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности его развития. Стремление ребенка к познанию такая же необходимость как голод и жажда. А скука – самое неприемлемое состояние для него. Увлеченный чем- либо ребенок забывает и о голоде, и об усталости. А тот, у которого что- то не ладится и кто не получает помощи, замыкается в себе, усугубляя свое положение. Как правило, именно учителя первыми замечают проблемы ребенка, хотя родители могут их предвидеть. Зачастую родители не согласны считать своего ребенка «трудным», перекладывая ответственность при неуспехах ребенка на учителя, детский сад и школу. Многие родители считают, что ребенок сам справится с затруднениями. Такая позиция невмешательства неверна и опасна. У маленького ребенка желаемые результаты его деятельности зависят от того, как он ориентируется, изучает окружающую обстановку, какими навыками он владеет. Так же важно для него внимание и отношение родителей и окружающих людей. Родителям совсем несложно наблюдать, направлять и обучать детей, даже несмотря на бесконечные «почему». Тем, кто воспитывает «трудных» детей, необходимо присмотреться к своей собственной реакции на ребенка. Какие аспекты поведения ребенка Вас беспокоят и почему? Что в его поведении вызывает улыбку, одобрительный взгляд? О каких его достижениях( а не неудачах) с любовной гордостью рассказывают родители в телефонных разговорах, которые обычно слышат и прекрасно понимают впечатлительные малыши? А как легкомысленны, могут быть мамы и папы, отметая проблемы ребенка на том основании, что сами они были такие же и никто их не учил, и ничего – научились. Общеизвестна и обычно вызывает снисходительную усмешку способность бабушек и дедушек баловать внуков, но если бы они задумались, как много могут в воспитании поставить с ног на голову, жалея ребенка, стараясь ему помочь. Очень часто в процессе подготовки уроков они не учат ребенка искать решение, а сами за него это делают, оставляя малышу лишь механическую работу: переписать уже исправленный текст, сосчитать уже определенные величины, обвести рисунок и т. д. родителям и родным следовало бы избегать такой «помощи». При общении с ребенком родители должны принимать во внимание и ситуацию, вызвавшую то или иное поведение, и время суток, и погоду. Все эти факторы влияют на ребенка сильнее, чем на нас с вами. Только малыш не может понять, что с ним. Родители должны ответить себе на вопрос: «Что с моим ребенком? Что они видят и ценят в ребенке? Что у него не ладится? Как я могу помочь? ». Самое важное правило которое должен соблюдать родитель в воспитании своего ребенка – это любить его и очень чутко относится к его успехам, неудачам и душевным переживаниям!